г. Краснодар |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А20-2131/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721018100, ОГРН 1060721064007), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Кабардино-Балкарский государственный природный заповедник" (ИНН 0706001944, ОГРН 1020700637242), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 по делу N А20-2131/2022, установил следующее.
Министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Кабардино-Балкарский государственный природный заповедник" (далее - учреждение) о понуждении к возвращению положения, существовавшего до нарушения права собственности Российской Федерации на земельные участки площадью 54 000 кв. м, 106 001 кв. м с кадастровыми номерами 07:05:2300000:35, 07:05:2300000:36, расположенные по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Черекский р-н, относящиеся к категории земель лесного фонда, с разрешенным использованием под лесом (далее - лесные участки) путем снятия режима особо охраняемой природной территории - Кабардино-Балкарского государственного природного заповедника (далее - заповедник).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.02.2023, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Подбородное описание границ заповедника приведено в ненормативных правовых актах о его организации. Сведения о соответствующей особо охраняемой природной территории федерального значения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Судебным актом Верховного суда Российской Федерации подтверждена законность закрепления за заповедником дополнительной площади. У учреждения отсутствуют полномочия по изменению режима особо охраняемой природной территории в отношении частей лесных участков.
Министерство, обжаловав решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привело следующие основания проверки законности судебных актов.
Режим особо охраняемой природной территории - заповедника незаконно распространен на части лесных участков, относящихся в силу закона к землям лесного фонда. Представленная министерством землеустроительная документация является допустимым доказательством. Судам следовало назначить по делу судебную землеустроительную экспертизу. В условиях режима заповедника лесные участки не могут быть использованы в целях защиты и воспроизводства лесов и осуществления государственного лесного надзора. Данный режим может быть прекращен только на основании соответствующего решение суда.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Совет министров Кабардино-Балкарской АССР издал постановление от 03.02.1975 N 54-1 о направлении в Совет министров РСФСР предложения о создании Кабардино-Балкарского государственного природного заповедника и о закреплении за ним 53 303 га земель госземзапаса и гослесфонда. Постановлением Совета министров РСФСР от 08.01.1976 N 11 данное предложение принято. За заповедником закреплены изъятые 53 303 га земель, в том числе 1231 га земель государственного лесного фонда (839 га земель Чегемского лесхоза, 392 га земель Советского леспромхоза).
Положением об охранной зоне Кабардино-Балкарского государственного природного заповедника, утвержденным постановлением Совета министров Кабардино-Балкарской АССР от 29.11.1985 N 365, по периметру границы заповедника установлена его охранная зона шириной до 1,5 км.
Постановлением Совета министров Кабардино-Балкарской АССР от 19.05.1988 N 149-3 за заповедником дополнительно закреплено 29 345 га, в связи с чем его общая площадь составила 82 649 га. В приложении N 2 к постановлению приведено подробное описание границ заповедника, в приложении N 5 - положение о его охранной зоне.
Из названных земель образованы земельные участки площадью 40 129 га, 13 174,1439 га с кадастровыми номерами 07:05:0000000:8283, 07:08:2400000:17, относящиеся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием под заповедником и для охраны природы (далее - участки заповедника). Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике выдало учреждению свидетельства от 22.06.2007, 22.10.2008 о праве постоянного (бессрочного) пользования участками заповедника.
Государственная регистрация права федеральной собственности на лесные участки (с кадастровыми номерами 07:05:2300000:35, 07:05:2300000:36) осуществлена в Едином государственном реестре недвижимости 20.01.2010.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2015 N 21-АПГ15-3 решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.04.2015 отменено, в удовлетворении заявления прокурора Кабардино-Балкарской Республики и местной администрации Чегемского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании недействующим постановления Совета министров Кабардино-Балкарской АССР от 19.05.1988 N 149-3 отказано.
Специалистами общества с ограниченной ответственностью "Кадастровый центр "Земля"" выполнены кадастровые работы по установлению границ и проведению межевания всей территории заповедника. Сведения о границах заповедника внесены в Единый государственный реестр недвижимости под реестровым номером 07:00-9.4.
В письме федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кабардино-Балкарской Республике от 29.12.2021 N 11-05410/21 указано на наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о заповеднике как особо охраняемой природной территории федерального значения с реестровым номером 07:00-9.4. В границы заповедника входят полностью 22 земельных участка и частично 50 земельных участков (в том числе лесные участки с кадастровыми номерами 07:05:2300000:35, 07:05:2300000:36).
Установив в ходе мониторинга публичной кадастровой карты наложение особо охраняемой природной территории - заповедника на земли других собственников и землепользователей, министерство направило учреждению претензию от 07.04.2022 N 27-01-21/1658 с предупреждением о необходимости возврата ранее существовавшего положения в отношении лесных участков (с кадастровыми номерами 07:05:2300000:35, 07:05:2300000:36) путем снятия с их частей режима особо охраняемой природной территории - заповедника. По материалам лесоустройства государственного казенного учреждения "Черекское лесничество" лесные участки (с кадастровыми номерами 07:05:2300000:35, 07:05:2300000:36) полностью входят в состав земель лесного фонда Черекского участкового лесничества (квартал N 4, выделы N 1, 2). В государственном лесном реестре содержится соответствующая информация. Отнесение лесных участков к землям лесного фонда осуществлено на основе разработанной в отношении них лесоустроительной проектной документации. Последняя подтверждает фактическое использование лесных участков для ведения лесного хозяйства.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения министерства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. С момента вступления названной нормы в силу (01.07.2006) право государственной собственности считается разграниченным в силу закона в пользу Российской Федерации независимо от государственной регистрации соответствующего права.
Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к федеральной собственности отнесены земельные участки, признанные таковыми федеральными законами. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) участки в составе земель лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Земельного кодекса). К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников. На землях государственных природных заповедников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Земли и земельные участки государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации (статья 95 Земельного кодекса).
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения (статья 2). Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники (пункты 1, 2 статьи 6).
Полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Оно осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью таких участков (пункты 1, 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив приведенные нормативные положения, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем.
Законность дополнительного закрепления за заповедником земель подтверждена вступившим в законную силу судебным актом высшей судебной инстанции. Их границы подробно описаны. Сведения об особо охраняемой природной территории - заповеднике внесены в Единый государственный реестр недвижимости по результатам кадастровых работ. Министерство не обосновало свое право или право представляемого им публично-правового образования, защита которых может быть обеспечена путем снятия с части лесных участков режима особо охраняемой природной территории.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.02.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2023 по делу N А20-2131/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Оно осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью таких участков (пункты 1, 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2023 г. N Ф08-8720/23 по делу N А20-2131/2022
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10280/2024
12.09.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1795/2023
15.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8720/2023
28.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1795/2023
14.02.2023 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-2131/2022