г. Краснодар |
|
18 сентября 2023 г. |
Дело N А61-5643/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Черных Л.А. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стаценко В.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, от заявителя - Управления транспорта администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1500007334, ОГРН 1221500006199) - правопреемника Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1515912930, ОГРН 1071515015120) - Туаева А.Ю. (доверенность от 22.08.2023), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Бидиховой М.Э. (доверенность от 22.02.2023 N 04-23), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Скат" (ИНН 1503019842, ОГРН 1041500301534), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия -Алания от 18.04.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 по делу N А61-5643/2022, установил следующее.
Комитет по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия - Алания (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Скат" (далее - общество) о прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршрутам N 18 серии 000090 N 004158, а также N 21 серии 000090 N 004157, с сохранением права общества участвовать в открытых конкурсах на право осуществления перевозок (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 18.04.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольный орган) просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, комитетом 18.06.2021 продлены обществу сроки действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным маршрутам г. Владикавказа N 18 и N 21.
Антимонопольным органом в ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что на дату продления данных свидетельств у общества имелась задолженность по налогам, а также административный штраф в пользу ОГИБДД УМВД России по г. Владикавказу.
Антимонопольный орган выдал комитету предупреждение от 25.10.2022 N АП/3518/22 о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер для прекращения действий выданных обществу в июне 2021 года свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам N 18 и N 21, а также обеспечения равных условий для общества и потенциальных претендентов на получение свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по указанным маршрутам путем проведения открытых конкурсов.
В целях исполнения данного предупреждения комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о прекращении действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по данным маршрутам.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В силу пункта 2 части 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, в том числе, в случае если данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок, в том числе после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Если до истечения срока действия указанных свидетельства и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 либо пунктом 4 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства и карт данного маршрута на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, а в случае, если таким обстоятельством явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, на срок приостановления действия указанного свидетельства.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, соответствующие, в том числе требованию об отсутствии у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии вступившего в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.
Судебными инстанциями сделан вывод об отсутствии оснований для прекращения действия спорных свидетельств об осуществлении перевозок, ввиду исполнения обществом обязательства по оплате задолженностей перед бюджетом.
Вместе с тем судебными инстанциями не в полном объеме исследованы фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства.
Антимонопольным органом заявлялся довод о том, что согласно сведениям из налоговых органов у общества на дату выдачи свидетельств имелась задолженность по налоговым платежам, подлежащим уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По доводам антимонопольного органа указанная задолженность образовалась в связи с подачей обществом налоговой декларации по УСН за 2021 год. При этом антимонопольный орган ссылается на конкретные письма налоговых органов.
То обстоятельство, что комитет не обладал информацией о налоговой задолженности, по доводам антимонопольного органа, не является основанием для вывода о ее отсутствии.
Указанные доводы не во полном объеме исследованы судебными инстанциями. Сделав выводы об отсутствии задолженности, доказательства, на которые ссылается антимонопольный орган фактически не опровергнуты.
Кроме того, антимонопольным органом заявлялся довод о наличии у общества административного штрафа в размере 5 000 рублей в пользу ОГИБДД УМВД России по г. Владикавказу.
Указанный довод судебными инстанциями фактически не опровергнут. Судом не сделан вывод об отсутствии штрафа.
Ссылки суда на то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении не направлялся обществу, а исполнительное производство не возбуждалось, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии факта начисления штрафа.
Более того, суды установили, что указанный штраф уплачен в 2023 году, то есть существенно позднее даты выдачи свидетельств.
По доводам антимонопольного органа, указанное обстоятельство свидетельствует о наличии неуплаченного штрафа на дату выдачи свидетельств.
Указанный довод надлежащим образом не исследован судебными инстанциями. В силу каких конкретно обстоятельств или норм права указанный штраф отсутствовал на дату выдачи свидетельств суды не указали.
Исходя из этого, судом первой инстанции ненадлежащим образом разрешен вопрос о наличии либо отсутствии оснований для прекращении действия спорных свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок.
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны, в том числе, обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Суд апелляционной инстанции ненадлежащим образом проверил законность решения суда по приведенным основаниям.
При таких обстоятельствах судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
В соответствии с частью 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.04.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 по делу N А61-5643/2022 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, а в случае, если таким обстоятельством явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, на срок приостановления действия указанного свидетельства.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, соответствующие, в том числе требованию об отсутствии у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии вступившего в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 сентября 2023 г. N Ф08-9063/23 по делу N А61-5643/2022