г. Краснодар |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А63-3951/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Югстройальянс" (ИНН 2368005627, ОГРН 1142368001236), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Новый Баку" (ИНН 2630800176, ОГРН 1112651014013;
07.09.2022 прекратило деятельность юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") и третьего лица - акционерного общества "ВТБ Лизинг" (ИНН 7709378229, ОГРН 1037700259244), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югстройальянс" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.12.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по делу N А63-3951/2022, установил следующее.
ООО "Югстройальянс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к ООО "Новый Баку" (далее - организация) с иском о взыскании 4 263 302 рублей 01 копейки убытков в виде уплаченных истцом в пользу лизингодателя лизинговых платежей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "ВТБ Лизинг" (далее - лизинодатель).
Решением суда от 05.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.04.2023, в иске отказано. Суды исходили из того, что общество, заключив договор перенайма, утратило право на приобретение в собственность предмета лизинга, передав его организации, но, одновременно, освободило себя от имущественной обязанности по возврату оставшейся части финансирования и платы за пользование финансированием. Это свидетельствует о взаимном удовлетворении имущественных интересов сторон при передаче договора и, соответственно, позволяет рассматривать данную сделку как возмездную, пока иное не доказано заинтересованным лицом; отсутствуют основания для вывода о неравноценности встречного предоставления со стороны нового лизингополучателя (организации) по сделке.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты. Заявитель ссылается на то, что им установлено перечисление с расчетного счета общества денежных средств в качестве внесения лизинговых платежей по договору лизинга;
в договоре перенайма условия о выплате обществу (первоначальному лизингополучателю) какой-либо денежной суммы за передачу прав и обязанностей по договору лизинга отсутствует; встречное предоставление от организации по указанной сделке обществом не получено. На момент заключения договора перенайма организации оставалось выплатить лизингодателю денежную сумму в размере 144 тыс. рублей. Суды не учли, что Сабанчиев Солтан Ромазанович, на которого зарегистрировано право собственности на автомобиль, является учредителем и директором организации.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что производство по делу надлежит прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из следующего.
При рассмотрении кассационной жалобы установлено, что 07.09.2022 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за государственным регистрационным номером 2222600326969 о прекращении деятельности юридического лица (организации) в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности).
В силу пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, при этом ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации). В момент завершения ликвидации юридического лица в силу пункта 3 статьи 49 названного Кодекса прекращается его правоспособность, то есть способность иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, и нести связанные с этой деятельностью гражданские обязанности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - постановление N 13) при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции со ссылкой на пункт 6 статьи 287 Кодекса прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения арбитражным судом первой инстанции. При этом, если после принятия решения судом первой инстанции и подачи кассационной жалобы ликвидирована организация либо наступила смерть гражданина, подавших кассационную жалобу, и у них отсутствуют правопреемники, то подлежит прекращению производство по кассационной жалобе.
Такой подход согласуется с общим правилом о невозможности вынесения судебного акта, касающегося прав и обязанностей ликвидированной организации, являющейся стороной по делу - истцом или ответчиком (статья 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку сторона по делу (организация) утратила правоспособность до принятия решения, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для разрешения спора по существу. Суд апелляционной инстанции ошибку нижестоящего суда в применении норм процессуального права не исправил.
В силу пункта 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению (пункт 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 42 постановления N 13, прекращая производство по делу, суд кассационной инстанции со ссылкой на часть 1 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации решает вопрос о возврате суммы государственной пошлины, уплаченной как при подаче кассационной и апелляционной жалобы, так и при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Истец государственную пошлину при подаче искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб не уплачивал.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.12.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по делу N А63-3951/2022 отменить.
Производство по делу N А63-3951/2022 прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении кассационной жалобы установлено, что 07.09.2022 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за государственным регистрационным номером 2222600326969 о прекращении деятельности юридического лица (организации) в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности).
В силу пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, при этом ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации). В момент завершения ликвидации юридического лица в силу пункта 3 статьи 49 названного Кодекса прекращается его правоспособность, то есть способность иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, и нести связанные с этой деятельностью гражданские обязанности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2023 г. N Ф08-7161/23 по делу N А63-3951/2022