Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 сентября 2003 г. N КА-А40/6258-03
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее отделение пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Бетта-Сервис-Универсал" 1000 рублей штрафа за несвоевременное сообщение сведений о внесении изменений в учредительные документы.
Решением от 07.05.03 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Требования о проверке законности решения от 07.05.03 в кассационной жалобе отделения пенсионного фонда основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Отзыв на кассационную жалобу не направлен.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель отделения пенсионного фонда объяснил, что доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, поддерживает.
Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако представитель этого лица, участвующего в деле, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явился.
Арбитражным судом кассационной инстанции законность решения от 07.05.03 проверена в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество, как установлено арбитражным судом первой инстанции, внесение изменений в учредительные документы зарегистрировало 30.07.02. Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи - организации обязаны сообщать в территориальные органы страховщика по месту регистрации об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений. Данная обязанность Обществом не выполнена, что в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей. Однако в силу пункта 2 статьи 25 названного федерального закона органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке осуществляется взыскание только недоимки по страховым взносам и пеней. Следовательно, требование о взыскании штрафа заявлено неправомерно.
Однако арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" составной частью системы законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании является Федеральный закон от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
На основании пункта 4 части 1 статьи 11 этого Федерального закона страховщики вправе взыскивать со страхователей штрафы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что требование о взыскании штрафа органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявлено неправомерно, ошибочен.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 34.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при выполнении обязанностей по налоговому контролю органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
Налоговые органы в силу пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с требованием о взыскании налоговой санкции могут обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Совершенное Обществом правонарушение обнаружено заявителем 07.10.02, в то время как с соответствующим заявлением в арбитражный суд отделение пенсионного фонда обратилось 11.04.03.
Следовательно, срок давности взыскания санкций заявителем пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в удовлетворении заявленного требования арбитражным судом первой инстанции отказано, нормы процессуального права, несоблюдение которых в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения от 07.05.03, не нарушены, арбитражный суд кассационной инстанции полагает возможным обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 07 мая 2003 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-14412/03-128-47 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2003 г. N КА-А40/6258-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании