г. Краснодар |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А53-40297/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Искра-999" (ИНН 517010870,ОГРН 1020501099673), ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А53-40297/2022, установил следующее.
ООО "Искра-999" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 2 011 884 рублей пеней за просрочку доставки груза (уточненные требования).
Решением от 27.02.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.05.2023, с ответчика в пользу истца взыскано 1 408 318 рублей 80 копеек пеней и 33 059 рублей расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований в части взыскания 40 722 рублей 30 копеек пеней. По мнению заявителя, при расчете пеней истец неверно определил дату окончания перевозки по железнодорожным накладным N ЭЧ441707 и 75672079. Датой окончания перевозки является дата подачи вагона перевозчиком грузополучателю под выгрузку, а не дата получения истцом оригинала железнодорожной накладной.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, железная дорога осуществляла доставку груза в вагонах в адрес грузополучателя - общества, при этом перевозчик допустил просрочку в доставке груженых вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными N 75671220, ЭЦ213431, ЭЦ636365, ЭЦ837421, ЭЦ645236, 75671602, ЭЦ923995, ЭЦ961290, 75670847, ЭЦ441707, ЭЦ437340, 75672079, ЭЦ441687, ЭЦ669292, 75672236, ЭШ173019, ЭЧ669128, 75671983.
В связи с просрочкой доставки груженых вагонов, истец на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) начислил по транспортным железнодорожным накладным 2 011 884 рубля пеней.
Неуплата ответчиком пеней послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 333, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 33, 97 Устава, пунктом 14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства и доводы сторон, установили нарушение ответчиком срока доставки груза по спорным железнодорожным транспортным накладным. Оценивая соразмерность заявленной ко взысканию неустойки с учетом заявленного ответчиком ходатайства о ее снижении, суды сочли возможным применить статью 333 Кодекса и уменьшили неустойку на 30% от суммы, подлежащей взысканию, до 1 408 318 рублей 80 копеек.
Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
В соответствии со статьей 792 Кодекса перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов (абзац 3 статьи 33 Устава).
В силу пункта 2 Правил N 245 дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений этих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
По правилу, сформулированному в пункте 2.1 Правил N 245, нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в этих Правилах.
Отклоняя доводы ответчика о том, что при расчете пеней истец неверно определил дату окончания перевозки по железнодорожным накладным N ЭЧ441707 и 75672079, суд апелляционной инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно пункту 14 Правил N 245 срок доставки груженых вагонов исчисляется не до прибытия вагона с грузом на станцию назначения, а до выдачи груза грузополучателю на выставочные пути.
В соответствии со статьей 36 Устава обязанности перевозчика считаются исполненными с того момента, когда грузополучателю был выдан груз, а также оригинал транспортной железнодорожной накладной.
Следовательно, датой окончания срока доставки является дата прибытия на станцию назначения, в то время как общие критерии определения момента окончания срока доставки груза установлены пунктом 14 Правил N 245, согласно которому датой окончания срока доставки груза по действующему законодательству Российской Федерации является дата подачи вагонов для выгрузки на железнодорожный путь необщего пользования.
Так, дата прибытия на станцию назначения наступает ранее, чем выдача груза ответчиком на пути необщего пользования грузополучателя.
Таким образом, обязанности перевозчика считаются исполненными с того момента, когда грузополучателю выдан груз, а также оригинал транспортной железнодорожной накладной, чему соответствует календарный штемпель в графе железнодорожной накладной "выдача оригинала накладной грузополучателю".
В связи с этим суды признали, что по спорным железнодорожным накладным истцом правомерно определен период просрочки доставки груза исходя из даты выдачи оригинала накладной, в том числе по железнодорожным накладным N ЭЧ441707 и 75672079.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебного акта в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанных на их основании выводов об обстоятельствах дела.
Переоценка доказательств в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А53-40297/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По правилу, сформулированному в пункте 2.1 Правил N 245, нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в этих Правилах.
...
Согласно пункту 14 Правил N 245 срок доставки груженых вагонов исчисляется не до прибытия вагона с грузом на станцию назначения, а до выдачи груза грузополучателю на выставочные пути.
В соответствии со статьей 36 Устава обязанности перевозчика считаются исполненными с того момента, когда грузополучателю был выдан груз, а также оригинал транспортной железнодорожной накладной.
Следовательно, датой окончания срока доставки является дата прибытия на станцию назначения, в то время как общие критерии определения момента окончания срока доставки груза установлены пунктом 14 Правил N 245, согласно которому датой окончания срока доставки груза по действующему законодательству Российской Федерации является дата подачи вагонов для выгрузки на железнодорожный путь необщего пользования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2023 г. N Ф08-7962/23 по делу N А53-40297/2022