г. Краснодар |
|
26 сентября 2023 г. |
Дело N А32-49420/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Автобаза органов государственной власти Краснодарского края" (ИНН 2308051266, ОГРН 1022301203946) - Бойковой В.В. (доверенность от 01.06.2023), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Сапоновой Нины Ивановны (ИНН 231200599740, ОГРНИП 321237500309191), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 по делу N А32-49420/2022, установил следующее.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Автобаза органов государственной власти Краснодарского края" (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу от 30.08.2022 N 023/06/95-4016/2022.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Сапонова Нина Ивановна (далее - предприниматель).
Решением суда от 07.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.07.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований учреждения. По мнению подателя жалобы, выводы судов о наличии правовых оснований для признания незаконным отказа во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сделаны без учёта представленных в материалы дела доказательств. Податель жалобы указывает, что в действиях предпринимателя отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения контракта.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между учреждением (заказчик) и предпринимателем (исполнитель) заключен государственный контракт от 18.07.2022 N 421 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта исполнитель по заданию заказчика обязан в установленный контрактом срок оказать услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (далее - услуги).
Пунктом 2.1 контракта установлено, что услуги исполнитель оказывает в соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к контракту) (далее - техническое задание), являющегося неотъемлемой частью контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 4 технического задания предусмотрена обязанность выезда специалистов исполнителя к заказчику для проведения диагностических работ, а также на место в случае поломки автомобиля, находящегося на линии, для устранения мелких неисправностей по требованию заказчика.
В силу пункта 6 технического задания исполнитель оказывает услуги заказчику по мере возникновения потребности с момента подачи заявки не более 5 дней, в том числе: а) при выполнении услуг по диагностике и техническому обслуживанию - в срок, установленный нормами, правилами и процедурами завода-изготовителя автомобилей: при диагностике - не более двух дней с момента приемки автомобиля; при выполнении технического обслуживания - не более трех дней с момента приемки автомобиля; б) при выполнении услуг по ремонту - в срок, установленный нормами, правилами и процедурами завода-изготовителя автомобилей, но не более пяти дней с момента приема автомобиля. в) при выполнении услуг по шиномонтажу - в течение трех часов с момента приемки автомобиля в день обращения. При согласовании в письменной форме с заказчиком срок оказания услуг может быть увеличен, но не более чем на 30 дней с момента приемки автомобиля. При приемке автомобиля для оказания услуг исполнителем составляется заказ-наряд в 2-х экземплярах. Датой (фактом) оказания услуги является фактическая дата приёма-передачи автомобиля из ремонта и предоставления документов, подтверждающих оказание услуги (акт приёма-передачи автомобиля из ремонта, акт выполненных работ, заказ-наряд и т.п.), обеспечение гарантийных обязательств и документов для оплаты заказчиком.
В соответствии с пунктом 16 технического задания начало оказание услуг - по письменной заявке заказчика, срок исполнения заявки - в соответствии с техническим заданием.
Предпринимателю (исполнителю) нарочно предоставлена заявка от 22.07.2022 N 07-04/1644 (далее - заявка N 1) на проведение ремонта автомобиля Форд Транзит, государственный регистрационный номер А 206 АА 23 (замена генератора). Исполнителем заявка N 1 в установленный срок не выполнена, ремонт по заявке не произведен, в письме от 23.07.2022 N 99 исполнитель предложил осуществить ремонт генератора, вместо его замены.
В ответ на это письмо учреждение (заказчик) в претензии от 29.07.2022 N 02-04/1716 (далее - претензия N 1) указало на необходимость оказать услугу в соответствии с заявкой, которая предусматривает замену детали, а не ее ремонт.
Исполнителю нарочно предоставлена заявка от 26.07.2022 N 07-04/1647 (далее - заявка N 2) на проведение ремонта автомобиля Форд Транзит, государственный регистрационный номер О 134 ОО 23 (замена ролика натяжителя). Для исполнения заявки N 2 перечислены необходимые для исполнения данной заявки документы, которые должен иметь при себе представитель исполнителя, а также указано время работы ПСУ КК "Автобаза ОГВ", в течение которого представитель исполнителя может прибыть для выполнения заявки.
01 августа 2022 года предприниматель направил письмо в адрес учреждения с просьбой согласовать время прибытия и адрес для установки запасных частей по заявке N 2. Исполнителем заявка N 2 в установленный срок не выполнена, ремонт по заявке так и не произведен.
02 августа 2022 года предприниматель направил письмо в адрес учреждение о том, что запасная часть (генератор) по заявке N 1 поступила в адрес предпринимателя.
Учреждение в адрес предпринимателя 29.07.2022 и 02.08.2022 направило претензии с требованием об исполнении условий контракта.
Вместе с тем претензии не удовлетворены, обязательства по заявкам не исполнены.
11 августа 2022 года учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, после чего учреждение обратилось в управление с заявлением о включении информации о предпринимателе в РНП.
Управлением рассмотрено обращение учреждения о включении информации о предпринимателе в РНП, по результатам рассмотрения обращения 30.08.2022 управлением принято решение N РНП-23-616/2022 по делу N 023/06/95-4016/2022 (далее - решение) не включать сведения о предпринимателе в РНП.
Не согласившись с принятым решением управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Суды установили, что решение учреждения об одностороннем отказе от исполнения контракта мотивировано нарушением предпринимателем предусмотренных контрактом сроков выполнения ремонтных работ по заявкам заказчика. Неисполнение предпринимателем заявок N 1 и 2 являлось существенным нарушением условий контракта, что, в свою очередь, являлось основанием для включения сведений об исполнителе в РНП.
Вместе с тем, в оспариваемом решении управления указано на отсутствие нарушений со стороны предпринимателя, которые явились бы безусловным основанием для включения информации о предпринимателе в РНП.
Не соглашаясь с указанным выводом управления, суды обоснованно исходили из установленных по делу обстоятельств. В нарушение условий контракта исполнителем по заявкам заказчика N 1 и 2 не произведена замена деталей. Предприниматель мотивировал невыполнение заявок нерентабельностью, отсутствием необходимых запчастей на складах на территории Российской Федерации и невозможностью их поставки в запрашиваемый срок в связи с имеющимися логистическими трудностями.
Включение сведений в РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, названная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Доказательства исполнения предпринимателем обязательств по контракту в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждается ознакомление предпринимателя с аукционной документацией и условиями контракта, которые предприниматель не исполнил. Суды сделали обоснованный вывод о том, что учреждением соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, установленный статьей 95 Закона N 44-ФЗ. Расторжение контракта обусловлено ненадлежащим исполнением предпринимателем обязательств и отсутствием готовности их исполнить в установленном объеме и в установленный срок, что в силу части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ является основанием для включения сведений в отношении предпринимателя в РНП.
Суды установили, что основанием для включения сведений о предпринимателе в РНП является не факт принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а недобросовестное поведение самого предпринимателя, игнорирование с его стороны условий заключенного контракта и положений действующего законодательства, а также отсутствие намерений и явное уклонение от исполнения контракта. Направленные заказчиком заявки на выполнение работ не исполнены, какие-либо доказательства обратного в материалах дела не содержатся. Доказательства оспаривания предпринимателем одностороннего отказа учреждения от исполнения контракта в материалы дела не представлены.
Таким образом, управлением должным образом не проведена проверка всех обстоятельств исполнения контракта со стороны предпринимателя, что признано судами нарушением части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 по делу N А32-49420/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела подтверждается ознакомление предпринимателя с аукционной документацией и условиями контракта, которые предприниматель не исполнил. Суды сделали обоснованный вывод о том, что учреждением соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, установленный статьей 95 Закона N 44-ФЗ. Расторжение контракта обусловлено ненадлежащим исполнением предпринимателем обязательств и отсутствием готовности их исполнить в установленном объеме и в установленный срок, что в силу части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ является основанием для включения сведений в отношении предпринимателя в РНП.
Суды установили, что основанием для включения сведений о предпринимателе в РНП является не факт принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а недобросовестное поведение самого предпринимателя, игнорирование с его стороны условий заключенного контракта и положений действующего законодательства, а также отсутствие намерений и явное уклонение от исполнения контракта. Направленные заказчиком заявки на выполнение работ не исполнены, какие-либо доказательства обратного в материалах дела не содержатся. Доказательства оспаривания предпринимателем одностороннего отказа учреждения от исполнения контракта в материалы дела не представлены.
Таким образом, управлением должным образом не проведена проверка всех обстоятельств исполнения контракта со стороны предпринимателя, что признано судами нарушением части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2023 г. N Ф08-9555/23 по делу N А32-49420/2022