18.1.1. Хищение бюджетных средств путем обмана в порядке возмещения НДС не может квалифицироваться как преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ
Апелляционное постановление Московского городского суда от 05 сентября 2022 г. по делу N 10-18571/2022
В апелляционном представлении и дополнениях к нему первый заместитель прокурора, не соглашаясь с постановлением, считает его незаконным, необоснованным. Полагает, что вывод суда противоречит требованиям уголовного, уголовно - процессуального и налогового законодательства, а также материалам уголовного дела. В соответствии со ст. 73 УПК РФ при производстве по делу следствием установлены событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица, форма его вины и мотивы, размер ущерба. Указывает, что уголовно - правовая оценка действий, связанных с хищением бюджетных денежных средств путем обмана посредством возмещения НДС требует ссылки на налоговое законодательство. При этом предметом налоговых преступлений (статьи 198, 199 УК РФ) является необоснованная налоговая выгода - денежные средства, подлежащие обязательной уплате налогоплательщиками (плательщиками сборов), перечислению в бюджетную систему государства в отношении всех видов налогов и сборов, образовавшиеся в результате неправомерного уменьшения размера налоговой обязанности. Следовательно, при квалификации налоговых преступлений алгоритм расчета налоговых вычетов и последующее возмещение НДС имеет не меньшее значение, чем правильное определение объектов налогообложения, момента расчета и размера налоговой базы. Кроме того, объективная сторона характеризуется возможностью совершения указанных деяний (уклонение от уплаты налогов) таким способом, как получение необоснованной налоговой выгоды, что приводит к занижению налогооблагаемой базы и дополнительно указывает на отграничение этого состава от мошенничества.
Отмечает, что из собранных по делу доказательств и предъявленного обвинения умышленные действия обвиняемого были непосредственно направлены на изъятие налога из бюджета, обращение заявленных в налоговых декларациях сумм денежных средств в свою пользу для дальнейшего распоряжения ими по своему усмотрению. Указанные преступные действия обвиняемого не были завершены лишь по причине отказа налогового органа в возмещении ООО НДС, то есть по независящим от него обстоятельствам. С учетом направленности умысла и объективных действий, связанных с изготовлением и предоставлением в налоговый орган налоговой декларации, содержащей заведомо ложные сведения, якобы предоставляющие право на налоговый вычет подлежат безоговорочной квалификации как хищение путем обмана по статье 159 УК РФ. Так решение налогового органа о доначислении ООО за указанные налоговые периоды сумм НДС к уплате не опровергает изложенные в обвинении и в материалах дела факты о совершенных умышленных действиях обвиняемого, непосредственно направленных на незаконное получение вычета по НДС. Также считает, что судом неверно трактуются требования налогового и уголовного закона, сложившейся судебно - следственной практики указывающие, что неправомерные действия, совершенные с целью получения из федерального бюджета сумм НДС, образуют состав преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ.
Описание преступных действия обвиняемого в обвинительном заключении, по мнению суда апелляционной инстанции, соответствует квалификации, предложенной органами предварительного расследования, а установление соответствия фактических обстоятельств дела содержанию доказательств, как и доказанность умысла обвиняемого, является задачей судебного разбирательства.
18.1.2. Уклонение от уплаты налогов фактически является сокрытием налоговых обязательств, тогда как мошенничество характеризуется намерением путем обмана либо злоупотребления доверием изъять чужое имущество либо завладеть правом на него
Апелляционное определение СК по уголовным делам Мурманского областного суда от 29 июня 2018 г. по делу N 22-547/2018
Необходимо учитывать, что уклонение от уплаты налогов предполагает невыплату фискальных платежей, образовавшихся в результате реальной хозяйственной деятельности субъекта налогообложения, то есть являются сокрытием налоговых обязательств, тогда как мошенничество характеризуется намерением путём обмана, то есть создания видимости, либо злоупотребления доверием изъять чужое имущество либо завладеть правом на него.
18.1.3. Заявление о направлении похищенных путем обмана сумм возмещенного НДС в счет предстоящих платежей по указанному виду налога не позволяет квалифицировать содеянное по ст. 198 УК РФ, поскольку является актом распоряжения похищенным имуществом
Примечание
В приведенном случае содеянное квалифицировано по ст. 199 УК РФ, однако позиция суда может применяться к делам, рассматриваемым по ст. 198 УК РФ.
Определение СК по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24 мая 2022 г. по делу N 7У-3010/2022[77-2113/2022]
В кассационной жалобе защитник осужденного выражает несогласие с судебными решениями. Считает, что, несмотря на признание осужденным своей вины, его действия по ч. 3 ст. 159 УК РФ квалифицированы неверно, поскольку содержат признаки налогового преступления, за которое он не может быть привлечен к уголовной ответственности из-за несоответствия суммы неуплаченного налога установленным примечанием 1 к ст. 199 УК РФ критериям крупного размера.
При установленных в судебном заседании на основании совокупности исследованных доказательств обстоятельствах предоставления осужденным, занимавшим должность директора ООО, в налоговый орган уточненной налоговой декларации по НДС, содержащей заведомо ложные сведения о налоговых вычетах по фиктивным счетам-фактурам, выставленным от имени подконтрольных ему организаций, в действительности указанному Обществу услуг не оказывавших, повлекшее принятие должностными лицами налогового органа решения о возмещении названного налога при отсутствии к этому оснований, судом обоснованно сделан вывод об хищении осужденным с использованием своего служебного положения чужого имущества путем обмана.
Последующее направление осужденным заявления в налоговый орган о направлении возмещенного НДС в счет предстоящих платежей по этому виду налога, вопреки доводам кассационной жалобы, свидетельствует о распоряжении осужденным похищенным имуществом, а не о неверной квалификации совершенного им деяния.