г. Краснодар |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А32-25940/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - публичного акционерного общества "Краснодартеплосеть" (ИНН 2312122495, ОГРН 1052307230458) - Абесадзе О.В. (доверенность от 12.12.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью Жилсервис "Почтовый" (ИНН 2373007242 ОГРН 114373002122) - Онуц С.П. (доверенность от 03.02.2023), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Краснодартеплосеть" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А32-25940/2020, установил следующее.
ПАО "Краснодартеплосеть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Жилсервис "Почтовый"" (далее - компания) о взыскании 33 815 рублей 98 копеек задолженности по договору теплоснабжения от 02.02.2015 N 851 с 01.03.2020 по 31.03.2020, 692 644 рублей 66 копеек по договору теплоснабжения от 15.04.2017 N 104/17 с 01.03.2020 по 31.03.2020, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 31.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.04.2023, исковые требования удовлетворены частично.
С компании взыскано 609 527 рублей 98 копеек задолженности по договору теплоснабжения от 15.04.2017 N 104/17 с 01.03.2020 по 31.03.2020, а также 14 706 рублей 83 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. Заявитель ссылается на то, что суды ошибочно отказали обществу во взыскании задолженности за март 2020 года, поскольку установленные нормативы Региональной энергетической комиссии (приказ от 18.05.2017) в целях содержания общего имущества МКД действуют в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме". Компания не доказала отсутствие потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в спорном многоквартирном доме (далее - МКД). Кроме того, по мнению заявителя, отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива горячего водоснабжения для общедомовых нужд для МКД с оборудованием для самостоятельного производства горячей воды не исключает возможности использовать в расчетах между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией норматив, утвержденный для домов с аналогичными конструктивными характеристиками.
В отзыве на жалобу компания указала на законность и обоснованность решения и постановления и отклонила ее доводы.
В судебном заседании представитель общества поддержало доводы жалобы, просило суд кассационной инстанции отменить судебные акты.
Представитель компании возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество во исполнение договорных обязательств поставило компании тепловую энергию с 01.03.2020 по 31.03.2020 на сумму 33 815 рублей 98 копеек, что подтверждается представленным в дело актом выполненных работ от 31.03.2020 N 4461.
Также общество (далее - теплоснабжающая организация, ТСО) и компания (потребитель) заключили договор на подачу тепловой энергии от 15.04.2017 N 104/17 (далее - договор), по которому ТСО обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, соблюдать режим их потребления а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (пункт 1.1 договора).
Расчетный период для оплаты за тепловую энергию и теплоноситель устанавливается равным календарному месяцу (пункт 6.5 договора).
В соответствии с пунктом 6.8 договора оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится до 15 числа месяца следующего за расчетным периодом.
Общество во исполнение договорных обязательств поставило компании тепловую энергию с 01.03.2020 по 31.03.2020 на сумму 692 644 рубля 66 копеек, что подтверждается представленным в материалы дела актом выполненных работ от 31.03.2020 N 4951.
В целях досудебного урегулирования спора общество направило компании претензию от 07.05.2020 N 010-06/4768, которая оставлена без удовлетворения.
Изложенное послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 4, 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заявитель обжалует судебные акты только в части отказа во взыскании задолженности за март 2020 года.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Согласно пункту 1 стать 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правомерно установлено, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, функционирует нецентрализованная система горячего водоснабжения, что подтверждается техническими паспортами на спорные многоквартирные дома, в которых отсутствует указание на то, что горячее водоснабжение в данных МКД является централизованным.
Кроме того, суды также установили, что спорные МКД оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (далее - ИТП), что не оспаривается обществом и прямо следует из содержания представленных им актов, предметом поставки в которых отражена "тепловая энергия для потребителей, имеющих собственные тепловые пункты". В силу чего предметом поставки является только тепловая энергия, носителем которой выступает горячая вода, разбор теплоносителя не осуществляется. Посредством поступившей на ИТП тепловой энергии компания осуществляет подогрев воды на нужды отопления и ГВС для оказания соответствующих коммунальных услуг собственникам помещений МКД.
Проверяя расчет общества, суды руководствовались пунктом 54 Правил N 354, формулами 20 и 20 (1) Приложения N 1 Правил N 354, а также позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381. В указанной части суды пришли к верным выводам о том, что общество не вправе претендовать на получение за тепловую энергию суммы большей, нежели им вменена в оплату собственникам помещений в составе платы за услуги отопления и ГВС. В свою очередь расчет такой платы для собственников помещений также производится в порядке, предусмотренном разделом IV Правил N354. Предлагаемый обществом расчет, выполненный исходя из норматива потребления отклонен судом первой инстанции как не предусмотренный приведенными нормами права с учетом установленной оснащенности МКД ИТП.
Между тем суды не учли следующее.
Норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД для категории жилых помещений "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением", утвержденный приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп (приложение N 2), применяется для МКД с самостоятельным производством исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что прямо следует из примечания к приложению N 2 к названному приказу.
Между тем порядок расчетов за коммунальные услуги, предусмотренный пунктом 54 Правил N 354, а, соответственно, и указанный норматив, используется при расчетах компании, являющейся исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, и собственниками помещений в МКД, находящихся в управлении общества, и не применимы к расчетам за тепловую энергию между сторонами в силу следующего.
Абзац первый пункта 54 Правил N 354 закрепляет общий принцип расчета платы услуги по отоплению и горячему водоснабжению в МКД при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) - расчет производится исходя из объема коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа на него.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса (абзац пункта 54 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг. Исчерпывающий перечень видов предоставляемых потребителям коммунальных услуг содержится в пункте 4 Правил N 354 и включает "холодное водоснабжение" (подпункт "а"), "горячее водоснабжение" (подпункт "б"), "водоотведение" (подпункт "в"), "электроснабжение" (подпункт "г"), "газоснабжение" (подпункт "д"), "отопление" (подпункт "е"), "обращение с твердыми коммунальными отходами" (подпункт "ж"). При этом предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД осуществляется исполнителем коммунальных услуг, которым в соответствии с пунктом 9 Правил N 354 может выступать управляющая организация (подпункт "а"), товарищество или кооператив, созданные в МКД (подпункт "б"), или ресурсоснабжающая организация (подпункт "в").
В случае отсутствия в МКД централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в таком доме осуществляется исполнителем путем самостоятельного производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (подпункт "б" пункта 4, пункт 54 Правил N 354).
В соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44, пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в МКД предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о заключении ими договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, жилищное законодательство предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов). Поставляемая обществом в спорные МКД "тепловая энергия на подогрев воды" не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось обществом для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил N 354). Таким образом, жилищное законодательство устанавливает ограничения для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС. Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого-либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.
Из систематического толкования пункта 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 54 Правил N 354 следует, что коммунальная услуга по ГВС в МКД с нецентрализованной системой ГВС может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД внутридомового оборудования, с помощью которого приготавливается горячая вода, и, следовательно, заключение собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из необходимых для приготовления горячей воды компонентов (тепловую энергию) не допускается.
В отношениях с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими холодную воду и тепловую энергию для приготовления горячей воды, управляющая организация является абонентом (потребителем), а с собственниками помещений, учитывая предписание подпункта "б" пункта 4, абзаца второго подпункта "а" пункта 9 Правил N 354, - исполнителем коммунальной услуги (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2023 N 309-ЭС22-23453 по делу N А60-52343/2021).
При производстве горячей воды исполнителем коммунальных услуг используется холодная вода, а для ее подогрева может быть использована не только тепловая энергия, но и электроэнергия, природный газ, уголь или иное топливо. Расчеты между исполнителем коммунальных услуг и поставщиками холодной воды, электроэнергии, природного газа, угля или иного топлива производятся за тот объем (количество) ресурса, который поставила ресурсоснабжающая организация. Такой же порядок определения объема (количества) поставленного в МКД ресурса применим и к отношениям между истцом, поставляющим тепловую энергию для приготовления горячей воды (отопления), и ответчиком, являющимся абонентом истца (потребителем).
Порядок расчетов за услуги по горячему водоснабжению, предусмотренный пунктом 54 Правил N 354, к отношениям между обществом, поставляющим тепловую энергию на подогрев воды, и собственниками помещений в МКД, находящихся в управлении общества, не применим, поскольку указанная норма адресована исполнителям коммунальных услуг по ГВС, осуществляющим самостоятельное приготовление горячей воды с использованием внутридомового оборудования, относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД, тогда как общество в спорных отношениях указанное оборудование не эксплуатирует и не осуществляет приготовление горячей воды, поставляемой конечным потребителям (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2023 N 307-ЭС23-2986 по делу N А44-6521/2021).
При расчете объема и стоимости поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии) в МКД, оборудованные индивидуальными тепловыми пунктами для самостоятельного приготовления горячей воды (предоставления услуги отопления), следует применять показания общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленные на вводе в индивидуальные тепловые пункты, и тарифа, установленного регулирующим органом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2022 N 305-ЭС21-26346 по делу N А41-54279/2020, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2021 N 305-ЭС21-11570 по делу N А41-37460/2020, определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2021 N 305-ЭС20-20137 по делу N А41-76952/2019, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2021 N 305-ЭС20-19589 по делу N А41-72586/2018).
Иное означает возложение негативных последствий за недостатки содержания ИТП в составе общего имущества МКД на ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом, с учетом конкретных характеристик системы теплопотребления и горячего водоснабжения в спорных МКД компания должна оплачивать весь объем поставленной в МКД тепловой энергии и других компонентов, необходимых для приготовления горячей воды и предоставления услуги отопления (электроэнергия, холодная вода), определенный на основании показаний общедомовых приборов учета этих ресурсов, установленных на вводе в индивидуальные тепловые пункты.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального и процессуального права, что повлекло неполное установление обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения данного иска, то в силу статьи 288 Арбитражного кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и разрешить спор в соответствии с нормами действующего законодательства.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (в том числе по апелляционной и кассационной жалобам).
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А32-25940/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок расчетов за услуги по горячему водоснабжению, предусмотренный пунктом 54 Правил N 354, к отношениям между обществом, поставляющим тепловую энергию на подогрев воды, и собственниками помещений в МКД, находящихся в управлении общества, не применим, поскольку указанная норма адресована исполнителям коммунальных услуг по ГВС, осуществляющим самостоятельное приготовление горячей воды с использованием внутридомового оборудования, относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД, тогда как общество в спорных отношениях указанное оборудование не эксплуатирует и не осуществляет приготовление горячей воды, поставляемой конечным потребителям (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2023 N 307-ЭС23-2986 по делу N А44-6521/2021).
При расчете объема и стоимости поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии) в МКД, оборудованные индивидуальными тепловыми пунктами для самостоятельного приготовления горячей воды (предоставления услуги отопления), следует применять показания общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленные на вводе в индивидуальные тепловые пункты, и тарифа, установленного регулирующим органом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2022 N 305-ЭС21-26346 по делу N А41-54279/2020, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2021 N 305-ЭС21-11570 по делу N А41-37460/2020, определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2021 N 305-ЭС20-20137 по делу N А41-76952/2019, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2021 N 305-ЭС20-19589 по делу N А41-72586/2018)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2023 г. N Ф08-5766/23 по делу N А32-25940/2020