г. Краснодар |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А53-39426/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Конопатова В.В., при ведении протокола помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции (онлайн), от истца по первоначальному иску - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области - Закржевской В.М. (доверенность от 11.07.2023), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по делу N А53-39426/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ширинян Л.В. (далее - глава К(Ф)Х, предприниматель) о взыскании полученных в качестве гранта денежных средств в размере 4 млн рублей.
Предприниматель заявил встречное исковое заявление, согласно которому просил суд: признать недействительным односторонний отказ министерства от соглашения от 15.11.2019 N 119 о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение); признать соглашение действующим.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Мясниковского района Ростовской области (далее - администрация).
Решением суда от 07.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.07.2023, в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен. Суд признал недействительным односторонний отказ министерства от соглашения и признал данное соглашение действующим.
В кассационной жалобе министерство просит принятые судебные акты отменить, заявленные министерством требования - удовлетворить, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований - отказать. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. Министерство указывает, что при подписании соглашения, а также в ходе его исполнения несогласия по установлению плановых показателей эффективности на уровне значений бизнес-плана от получателя гранта Ширинян Л.В. в министерство не поступало. Бизнес-план является неотъемлемой частью заявки, представляемой крестьянским (фермерским) хозяйством для участия в процедуре конкурсного отбора на предоставление гранта. Выполнение мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, неразрывно связано с исполнением условий соглашения. Министерство полагает, что доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между невыполнением мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, и эпидемиологической обстановкой, сложившейся на территории Ростовской области вследствие распространения новой коронавирусной инфекции, предпринимателем не представлено, судами не истребовано.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы, ответил на вопросы суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в сентябре 2019 года предприниматель обратился в министерство с заявлением на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в сумме 4 млн рублей.
По результатам рассмотрения представленных документов и проведения конкурсного отбора конкурсной комиссией министерства принято решение о предоставлении Ширинян Л.В. средств гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в общей сумме 4 млн рублей.
15 ноября 2019 года Ширинян Л.В., министерство и администрация заключили соглашение.
Министерство выполнило обязательства по соглашению и перечислило платежным поручением от 29.11.2019 N 677705 Ширинян Л.В. на ее лицевой счет денежные средства в размере 4 млн рублей. Расчетный счет используется получателем гранта исключительно для операций по зачислению и расходованию средств гранта и единовременной помощи, а также для осуществления операций по текущему обслуживанию расчетного счета (пункт 4.3.1 соглашения).
Подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 раздела 4 соглашения предусмотрена обязанность министерства по установлению получателю гранта - Ширинян Л.В. значения показателей эффективности предоставления гранта: создание 2-х новых постоянных рабочих мест в году получения гранта и сохранение их в течение пяти лет; ежегодное увеличение на 10 процентов объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении). В соответствии с подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 раздела 4 соглашения получатель гранта обязуется обеспечивать достижение значений результатов предоставления гранта и (или) иных показателей, установленных порядком предоставления гранта в соответствии с подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 раздела 4 соглашения. Кроме того, подпунктом 4.3.11 пункта 4.3 раздела 4 соглашения предусмотрена одна из обязанностей получателя гранта по представлению отчета о выполнении показателей эффективности крестьянского (фермерского) хозяйства по форме согласно приложению N 4 к соглашению.
Плановые значения объема реализуемой продукции установлены подразделом 6.1 "План производства и реализации основной продукции растениеводства (на каждый год проекта)" раздела 6 "Маркетинг и сбыт продукции" бизнес-плана на реализацию "Агростартапа" по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства "Выращивание грибов шампиньонов" от 19.09.2019 (далее - бизнес-план), представленного предпринимателем с заявлением на получение гранта.
В дальнейшем в бизнес-план внесены изменения в части размера производственных затрат по годам на весь срок реализации проекта (в ред. бизнес-плана от 20.01.2020).
Соответственно, оценка достижения данного показателя осуществляется исходя из плановых объемов реализуемой сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении) в соответствии с бизнес-планом.
В соответствии с указанным подразделом 6.1 раздела 6 бизнес-плана плановые объемы товарной продукции (реализации) (тонн) и выручка от реализации (тыс. рублей) составляют: в 2020 году - 12,60 тонн, 2142 тыс. рублей; в 2021 году - 16,80 тонн, 2940 тыс. рублей.
Согласно отчету о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством за 2020 год, представленному предпринимателем 11.01.2021, фактический показатель по объему реализуемой продукции составил 21 тыс. рублей (0,98 процентов от запланированного показателя - 2142 тыс. рублей).
Согласно отчету о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством за 2021 год, представленному предпринимателем 11.02.2022, фактический показатель по объему реализуемой продукции составил 654 200 рублей (22,25 процентов от запланированного показателя - 2940 тыс. рублей).
На основании изложенного министерство пришло к выводу о том, что предпринимателем не соблюдено условие предоставления гранта, предусмотренное пунктом 2.13 раздела 2 Положения, а также не выполнена обязанность, предусмотренная подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 раздела 4 соглашения, в части ежегодного увеличения на 10 процентов объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении).
Министерством проведена выездная проверка в части достоверности представленных предпринимателем отчетов и выполнения им условий соглашения.
В соответствии с актом проверки выполнения условий соглашения от 25.08.2022 фактический показатель по объему реализуемой продукции составил 654 200 рублей (22,25 процентов от запланированного показателя - 2940 тыс. рублей), отклонение в денежном выражении составило 2 285 800 рублей.
Министерство направило в адрес предпринимателя претензию от 14.09.2022 N 34.6-999, в которой потребовало возвратить полученные в качестве гранта 4 млн рублей в течение 20-ти рабочих дней с даты получения претензии.
Поскольку претензия о возврате денежных средств оставлена без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Ссылаясь на то, что предоставленные денежные средства в полной части реализованы согласно целевому назначению, главой К(Ф)Х исполнены все условия гранта, что подтверждается, в том числе актом проверки от 25.08.2022, предприниматель обратился в суд со встречными требованиями.
При принятии судебных актов, суды руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды установили, что грант в полном объеме потрачен на приобретение основных средств, активов, что в частности подтверждается и актом проверки от 25.08.2022, согласно которому: земельный участок приобретен, участвует в производственном процессе, имеется в наличии; стеллажи приобретены, участвуют в производственном процессе, имеются в наличии; взнос в неделимый фонд кооператива СПССПК "Александровский" передан.
Кроме того, согласно пункту 4.1.5 соглашения именно министерство обязуется устанавливать получателю гранта - Ширинян Л.В. значения показателей эффективности предоставления гранта: создание 2-х новых постоянных рабочих мест в году получения гранта и сохранение их в течение пяти лет; ежегодное увеличение на 10 процентов объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении).
При этом предприниматель в силу пункта 4.3.3 соглашения обязан направлять грант на финансовое обеспечение затрат, определенных приложениями 1, 2 к соглашению и сведениях, а в силу пункта 4.3.6 соглашения обеспечивать достижение значимых результатов предоставления гранта и (или) иных показателей, установленных Порядком предоставления гранта, в соответствии с пунктом 4.1.5 пункта 4.1 соглашения.
Суды установили, что в нарушение пункта 4.1.5 соглашения министерство не информировал предпринимателя об установлении на конкретный год, период и т. д. получателю гранта - Ширинян Л.В. конкретных, точных значений показателей эффективности предоставления гранта. Пункт 4.1.5 возлагает эту обязанность на министерство, а указание на ежегодное увеличение на 10 процентов объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении) носит декларационный характер и не привязано к бизнес-плану. Бизнес-план содержит примерные показатели и хоть и находится в перечне документов для получения гранта, он служит лишь для первоначального расчета гранта, в том числе суммы, необходимой для приобретения основных средств. В дальнейшем экономическая эффективность, в том числе по ежегодному увеличению на 10 процентов объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении) рассчитывается по отчетам, предоставляемым министерству и бухгалтерской отчетности, т. к. соглашение не предусматривает расчет экономической эффективности, согласно показателям именно бизнес плана.
Закупка оборудования с участием денег гранта согласно бизнес-плану должна была произойти в IV квартале 2019 года, по факту закупка произошла во II - III кварталах 2020 года по следующим причинам: 1) невозможность полноценной коммуникации с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и подачи документов на расходование денег гранта по причине карантина по новой коронавирусной инфекции. Министерство работало в дистанционном режиме, что подтверждается: распоряжением губернатора Ростовской области от 16.03.2020 N 43; распоряжением губернатора Ростовской области от 04.04.2020 N 72 "Об обеспечении реализации мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID 19"; постановлением Правительства Ростовской области от 30.06.2020 N 610 "О продлении срока действия отдельных ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 22.07.2020 N 669 "О продлении срока действия отдельных ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области", с связи с чем документальное подтверждение расходования денежных средств произошло гораздо позже указанных в бизнес-плане сроков; 2) министерством механизм расходования денег гранта неоднократно изменялся. По требованию министерства изменены формулировки целей расходования денежных средств гранта в плане расходов и бизнес-плане (пункт 3 плана расходов), что повлекло за собой изменение во всех документах и увеличение времени реализации проекта. Данные обстоятельства министерство не оспаривает.
За время ожидания перечисления денег гранта произошло изменение формулировок в каталогах поставщика со стеллажи тележки на стеллажи комплект. Таким образом, возникла необходимость внесения изменений в бизнес-план. Невозможно было осуществить строительство производственных площадей без точных размеров и конфигурации стеллажей и другого оборудования. Для расчета точных конечных размеров помещения необходимо иметь оборудование в наличии, так как помещение строится конкретно под данное оборудование.
В соответствии с распоряжением губернатора Ростовской области от 16.03.2020 N 43 закрыты все строительные магазины и склады, в связи с чем невозможно было приобретение строительных материалов для постройки производственных площадей. Таким образом, если бы оборудование имелось в наличии в IV квартале 2019 года согласно бизнес-плану и соглашению, старт производства приходился бы на конец II квартала 2020 года.
Вместе с тем из-за указанных причин оборудование закуплено только в III квартале 2020 года, поэтому производство начато в IV квартале 2020 года, и первая продукция выпущена в декабре 2020 года. Данные обстоятельства, установленные судами, министерство не оспаривает.
Актом проверки от 25.08.2022 установлено: создание 2-х новых постоянных рабочих мест в году получения гранта и сохранение их в течение пяти лет; ежегодное увеличение на 10 процентов объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении).
Суды рассмотрели и обоснованно отклонили довод министерства о недостижении показателей эффективности. Суды установили, что предприниматель выполнил бизнес-план в части объема продукции, а цена реализации зависит не от предпринимателя, а от конъектуры рынка, спроса и предложения, сезонности и не находится в зоне его контроля. Суды учли, что в процессе рассмотрения спора по факту соглашение не расторгнуто, поскольку продолжается мониторинг сохранности имущества, приобретенного за счет средств гранта, что подтверждается актом мониторинга от 20.02.2023 комиссии, действующей на основании протокола заседания рабочей группы по отбору претендентов на получение грантов для развития начинающих фермером и семейных животноводческих ферм по Мясниковскому району от 11.10.2017 N 9, согласно которому по состоянию на дату проверки средства гранта израсходованы, приобретенное имущество имеется в наличии, занесено в инвентарную книгу и застраховано, то есть производственный процесс ведется, грибы выращиваются и реализуются и при этом объемы превышают заявленные на тонны, а цена снижается, что свидетельствует об эффективности расходования средств гранта и выполнении поставленных задач.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что условия соглашения выполняются в полном объеме, а требования о достижении экономических показателей согласно бизнес-плана относительно цены не основаны не только на условиях данного соглашения, но в нарушение пункта 4.1.5 даже не устанавливались и не доводились до предпринимателя.
При названных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований, подтверждающих обоснованность заявленного министерством требования о взыскании с предпринимателя денежных средств, полученных в качестве гранта.
Апелляционный суд мотивированно отклонил довод министерства о том, что основанием для одностороннего расторжения соглашения является нарушение его условий в части недостижения показателей экономической эффективности, установленных соглашением в соответствии с бизнес-планом только в части цены.
Суды отказали в удовлетворении первоначального иска, признав действия предпринимателя соответствующими заключенному соглашению. Суды обоснованно удовлетворили встречный иск, учитывая отсутствие оснований для одностороннего отказа министерства от исполнения соглашения. Доказательства расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, а также доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для расторжения соглашения и предъявления требования о возврате гранта, в материалы дела не представлены. Условия соглашения исполнены в части целевого расходования средств и выпуска продукции в объеме, превышающем заявленные в соглашении, однако цена реализации для потребителя сложилась на рынке значительно ниже установленной истцом (175 рублей за кг).
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по делу N А53-39426/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2023 г. N Ф08-9834/23 по делу N А53-39426/2022