г. Краснодар |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А32-30793/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Семеновой А.А. (доверенность от 24.11.2022), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Благодать" (ИНН 2309099020, ОГРН 1062309019596) и третьего лица - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023 по делу N А32-30793/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Благодать" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании незаконным отказа администрации муниципального образования города Краснодара (далее - администрация) от 04.03.2022 N 4201/26 в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:43:0310020:384 площадью 2 123 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, проезд 1-й Щорса, 1 (далее - спорный земельный участок); возложении на администрацию обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес общества подписанный со стороны администрации договор аренды спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Решением суда от 29.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2023, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый ненормативный правовой акт (письмо от 04.03.2022 N 4201/26) не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась администрация с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что спорный земельный участок ограничен в обороте в связи с планируемым размещением, в том числе на этом участке автомобильной дороги.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество и департамент не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является собственником объекта капитального строительства - нежилого здания с пристройками (склад общей площадью 1772,7 кв. м лит. М, М1, м, кадастровый номер 23:43:0310020:53), расположенного по адресу: г. Краснодар, проезд 1-й Щорса, д. 1 (ранее адрес - ул. Щорса, 50) (далее - спорный объект).
Постановлением администрации от 10.12.2020 N 5381 (далее - постановление N 5381) обществу предварительно согласовано предоставление под спорным объектом спорного земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка, установлен вид разрешенного использования - "склады".
В пункте 4 постановления N 5381 указано, что предоставление спорного земельного участка следует осуществить после проведения работ по его образованию и внесения в ЕГРН сведений о спорном земельном участке в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Общество обратилось к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана спорного земельного участка.
29 июля 2021 года спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
28 сентября 2021 года общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка, занятого принадлежащим обществу на праве собственности спорным объектом.
Письмом от 04.03.2022 N 4201/26 обществу отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка со ссылкой на то, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением Городской Думы г. Краснодара от 02.09.2020 N 100, спорный земельный участок расположен в границах планируемого к размещению объекта местного значения - проектируемая улица общегородского значения регулируемого движения.
Полагая незаконным отказ администрации, формализованный в письме от 04.03.2022 N 4201/26, общество обратилось в арбитражный суд.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды сделали обоснованный вывод о незаконности оспариваемого ненормативного акта администрации, верно исходя из следующего.
Как предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, в случае предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, собственнику расположенных на таком участке здания, сооружения или помещений в них договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6, пункт 1 статьи 39.20 Кодекса), на срок до сорока девяти лет (подпункт 17 пункта 8 статьи 39.8 Кодекса), устанавливаемый по выбору арендатора с учетом нормативно установленных ограничений (пункт 12 статьи 39.8 Кодекса). При рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в аренду уполномоченный орган проверяет наличие оснований, препятствующих этому (пункт 5 статьи 39.17 Кодекса). К таким основаниям отнесены изъятие земельного участка из оборота (ограничение в обороте), не допускающие его предоставление, и предназначение земельного участка по данным документов территориального планирования и (или) документации по планировке территории для размещения объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 6, 17 статьи 39.16 Кодекса).
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Градостроительным кодексом Российской Федерации к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 2 Кодекса).
Установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения или изменения в установленном законодательством порядке генерального плана поселения, городского округа - документов территориального планирования муниципальных образований (статьи 9, 18, 23, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
При постановке вывода о незаконности отказа обществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка суды указали на непредставление администрацией доказательств изменения правового режима спорного земельного участка в части установления новых видов разрешенного использования спорного земельного участка, из чего следует, что общество не лишено права на заключение без торгов договора аренды спорного земельного участка, необходимого для использования расположенного на этом участке принадлежащего обществу на праве собственности спорного объекта.
Суды указали, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие реализацию документов территориального планирования (генерального плана) в части строительства (размещения) объектов местного значения. Спорный земельный участок не используется как объект общего пользования, на земельном участке расположен принадлежащий обществу на праве собственности спорный объект.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "склады", в обороте не ограничен, вид его разрешенного использования не изменен. Указанное подтверждает отсутствие каких-либо намерений и фактических мер, направленных администрацией на реализацию и строительство запланированных в генплане объектов местного значения.
Согласно письму департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Краснодара от 08.02.2023 на спорном земельном участке на долгосрочную перспективу запланировано размещение магистральной автомобильной дороги. При этом указано, что лимиты денежных средств для реализации генерального плана на 2023 год, а также на плановые 2024 - 2025 годы не выделены (т. 1 л. д. 65).
Содержащуюся в письме департамента от 15.11.2022 информацию суды оценили как фактическое подтверждение того, что проект планировки территории центральной части города Краснодара не подготовлен и находится в стадии разработки (т. 1 л. д. 69 - 70).
Суды отметили, что поскольку само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков, то при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования ссылка администрации на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не может служить единственным основанием для отказа обществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка, на котором расположен принадлежащий обществу на праве собственности спорный объект.
В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя, в частности, градостроительные регламенты (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды сделали мотивированный вывод о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе администрации, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023 по делу N А32-30793/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2023 г. N Ф08-8926/23 по делу N А32-30793/2022