город Ростов-на-Дону |
|
31 мая 2023 г. |
дело N А32-30793/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бобровой М.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Краснодара
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2023 по делу N А32-30793/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Благодать"
к администрации муниципального образования города Краснодара,
при участии третьего лица: департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Благодать" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования города Краснодара (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа администрации 04.03.2022 N 4201/26 в предоставлении в аренду ООО "Благодать" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0310020:384 площадью 2 123 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, проезд 1-й Щорса, 1; об обязании администрации в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес общества подписанный со стороны администрации муниципального образования город Краснодар договор аренды земельного участка площадью 2 123 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0310020:384, расположенного по адресу: г. Краснодар, проезд 1-й Щорса, 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Решением суда от 29.03.2023 требования удовлетворены.
Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование жалобы уполномоченный орган приводит доводы о том, что испрашиваем участок ограничен в обороте в связи с планируемым размещением автомобильной дороги.
В судебное лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции общество с ограниченной ответственностью "Благодать" является собственником объекта капитального строительства - нежилого здания с пристройками (склад лит. М, М1, м, кадастровый номер 23:43:0310020:53, общей площадью 1772,7 кв. м), расположенного по адресу: г. Краснодар, проезд 1-й Щорса, д. 1 (ранее адрес - ул. Щорса, 50), что подтверждается по сведениями из ЕГРН.
10.12.2020 администрацией издано постановление N 5381 о предварительном согласовании ООО "Благодать" предоставления земельного участка площадью 2123 кв. м под указанным объектом недвижимости, указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка, установлен вид разрешенного использования земельного участка - "склады".
В пункте 4 постановления указано, что предоставление земельного участка следует осуществить после проведения работ по образованию земельного участка и внесения сведений в ЕГРН о земельном участке в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Общество обратилось к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана земельного участка.
Земельный участок площадью 2123 кв. м поставлен на кадастровый учет 29.07.2021. Участку присвоен кадастровый номер 23:43:0310020:384.
28.09.2021 общество через МФЦ обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0310020:384, занятого принадлежащим ему объектом, в аренду.
06.04.202 заявителю выдан отказ в предоставлении муниципальной услуги - предоставлении земельного участка в аренду.
Отказ в предоставлении заявителю земельного участка в аренду изложен в письме администрации от 04.03.2022 N 4201/26 и мотивирован тем, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования города Краснодара, утвержденным решением Городской Думы г. Краснодара от 02.09.2020 N 100, испрашиваемый земельный участок расположен в границах планируемого к размещению объекта местного значения - проектируемая улица общегородского значения регулируемого движения.
Полагая, что у администрации не имелось правовых оснований для отказа (выраженного в письме от 04.03.2022 N 4201/26) в предоставлении в аренду земельного участка, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 22, пункта 4 статьи 27, пункта 1 статьи 39.20, подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, подпункта 3 пункта 1 статьи 56.11 Земельного кодекса, подпункта 3 пункта 2 статьи 279 Гражданского кодекса, установив, что доказательств изменения правового режима в части установления новых видов разрешенного использования спорного участка в материалами дела не представлено, следовательно, собственник объектов недвижимости не лишён права на заключение договора аренды земельного участка, занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования, в аренду без торгов, пришёл к выводу об удовлетворении заявления.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
При определении правового режима спорного участка необходимо учитывать следующее.
Согласно статье 8 Земельного кодекса, а также части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Среди основных принципов законодательства о градостроительной деятельности названы обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (статья 2 Градостроительного кодекса).
Установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения или изменения в установленном законодательством порядке генерального плана поселения, городского округа - документов территориального планирования муниципальных образований (статьи 9, 18, 23, 24, 25 Градостроительного кодекса).
Вместе с тем утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса реализация документов территориального планирования осуществляется путем:
1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;
2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Частью 5 статьи 26 Градостроительного кодекса установлено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Согласно п. 17 статьи. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства (уполномоченным органом не представлены доказательства), подтверждающие реализацию документов территориального планирования (генерального плана) в части строительства (размещения) объектов местного значения.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок площадью 2123 кв. м с кадастровым номером 23:43:0310020:384 имеет вид разрешенного использования - склады.
В обороте не ограничен, вид разрешенного использования его не изменен. Указанное подтверждает отсутствие каких-либо намерений и фактических мер, направленных уполномоченным органом на реализацию и строительство запланированных в генплане объектов местного значения.
Согласно письму департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации города Краснодара от 08.02.2023 действительно на спорном участке на долгосрочную перспективу запланировано размещение магистральной дороги. При этом департамент указал, что лимиты денежных средств для реализации генерального плана на 2023, а также на плановые 2024, 2025 не выделены (т.1, л.д. 65).
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодара в письме от 15.11.2022 фактически подтвердил, что проект планировки территории центральной части города Краснодара не подготовлен, находится в стадии разработки (т.1, л.д. 69-70).
Поскольку само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков, при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, ссылка администрации на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса не может служить единственным основанием для отказа в предоставлении участка в аренду в соответствии с установленным видом разрешенного использования..
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя, в частности градостроительные регламенты (статья 30 Градостроительного кодекса). Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Спорный земельный участок не используется как объект общего пользования, на земельном участке расположено принадлежащий заявителю объект недвижимости.
Следовательно, спариваемый ненормативный правовой акт (письмо об отказе) не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно признан судом незаконным на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2023 по делу N А32-30793/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30793/2022
Истец: ООО Благодать
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Краснодара, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар