г. Краснодар |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А63-84/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Гиданкина А.В., рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 данного Кодекса, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.04.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 по делу N А63-84/2023, установил следующее.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исправления наказаний по Ставропольскому краю" (далее - учреждение) финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) по форме СЗВ-М за январь 2022 года в размере 2 тыс. рублей, по форме СЗВ-Стаж за 2020 год в размере 9500 рублей, по форме СЗВ-Стаж за 2021 год в размере 1 тыс. рублей, а всего 12 500 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Кодекса).
Решением суда от 07.04.2023 (резолютивная часть от 10.03.2023), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.07.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием у фонда правовых оснований для привлечения учреждения к ответственности.
В кассационной жалобе ОСФР по Ростовской области (ранее - учреждение, далее - фонд) просит принятые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании 1 тыс. рублей финансовых санкций, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в указанной части. Фонд полагает ошибочным вывод судов о пропуске срока на обращение в судебном порядке с заявлением о взыскании финансовых санкций с учреждения.
В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Фонд оспаривает судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкции за неустранение выявленных ошибок в сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за 2021 год на 2-х застрахованных лиц. В остальной части судебные акты не обжалуются.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение состоит на учете в фонде в качестве страхователя.
Страхователь по телекоммуникационным каналам связи в адрес фонда представил: сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая" за январь 2022 года на 4-х застрахованных лиц 21.02.2022, то есть позже установленного Законом N 27-ФЗ срока; не устранил ошибочные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за 2020 год на 9-ти застрахованных лиц в установленный Законом N 27-Ф срок после их обнаружения (19.05.2022); не устранил ошибочные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за 2021 год на 2-х застрахованных лиц в установленный Законом N 27-ФЗ срок после их обнаружения (19.05.2022).
Фонд по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составил акты от 24.02.2022 N 036S18220001916, от 19.08.2022 N 036S18220010127, от 19.08.2022 N 036S18220010128, по результатам рассмотрения указанных актов вынес решения от 21.03.2022 N 036S19220002737, от 13.09.2022 N 036S19220009696, от 13.09.2022 N 036S19220009697 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафов:
2 тыс. рублей, 9500 рублей, 1 тыс. рублей соответственно.
В целях досудебного урегулирования спора учреждению направлены требования от 11.04.2022 N 036S01220003932, от 03.10.2022 N 036S01220011737, от 03.10.2022 N 036S01220011738.
Фонд полагает, что, направив страхователю заказным письмом уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, выявленных в предоставленной им отчетности по форме СЗВ-СТАЖ, на основании части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ такие ошибки должны быть устранены учреждением в течение 5-ти рабочих дней с момента вручения ему названного уведомления.
Неисполнение указанных требований явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы с учреждения в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 65, 71 Кодекса, статьями 11, 15, 17 Закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями пункта 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пунктами 38, 40 инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (действовавшей на момент предоставления сведений).
Суды установили, что 14.02.2022 учреждением направлена форма СЗВ-Стаж за 2021 год (исходная), т. е. в установленный срок (до 01.03.2022). По результатам проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж за 2021 год (исходная) фондом установлен факт несоответствия дат кадровых мероприятий (дата окончания/начала периода работы) в отношении 2-х застрахованных лиц. По факту выявленных недостатков фонд направил страхователю уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий от 12.05.2022. В связи с допущенным, по мнению фонда, нарушением установленного законом пятидневного срока, отведенного для устранения страхователем допущенных ошибок, фонд составил акт от 19.08.2022 N 036S18220010128 и вынес решение от 13.09.2022 N 036S19220009697 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей.
При этом фонд, считая, что ошибки должны быть устранены учреждением в течение 5-ти рабочих дней с момента вручения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий, выявленных в предоставленной им отчетности, т. е. не позднее 19.05.2022, вынес соответствующий акт о выявленном правонарушении и принял решение о привлечении страхователя к ответственности.
В рассматриваемом случае правонарушение совершено учреждением 02.03.2022 (сведения по форме СЗВ-Стаж за 2021 год должны быть предоставлены до 01.03.2022), поскольку фонд как орган, обязанный контролировать представление страхователями сведений о застрахованных лицах, имел возможность выявить факт нарушения сроков представления сведений. В данном случае акт о выявлении правонарушений составлен 19.08.2022 N 036S18220010128, т. е. с нарушением срока, повлекшим за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций. Более того, из скриншота видно, что учреждением направлялись корректирующие отчетности по форме СЗВ-Стаж (с 18.05.2022 по 19.05.2022), однако указанным действиям учреждения фондом оценка не дана.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом в оспариваемой части не подтверждена, отказ суда во взыскании с учреждения финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-Стаж за 2021 год является законным и обоснованным.
Вопреки доводам фонда каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 стать 65 Кодекса). Судебные акты приняты на основании представленных лицами, участвующими в деле, доказательств.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления фонда в обжалуемой части.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 Кодекса, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Новые доказательства, представленные вместе с кассационной жалобой, не подлежат исследованию судом кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Кодекса. Согласно статье 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом. В силу процессуального законодательства у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по приобщению новых доказательств, их оценке и установлению на их основании фактических обстоятельств по делу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.04.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 по делу N А63-84/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 октября 2023 г. N Ф08-9715/23 по делу N А63-84/2023