г. Краснодар |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А32-50362/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Новинка" (ИНН 2306004574 ОГРН 1022301120918), заинтересованного лица - Кубанского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов (ИНН 2310018604 ОГРН 1022301611298), извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новинка" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А32-50362/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Новинка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Кубанскому бассейновому водному управлению федерального агентства водных ресурсов (далее - управление) о признании незаконным отказа от 24.06.2022 N 04-11/3849 в предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании договора водопользования (далее - права водопользования).
Решением суда первой инстанции от 13.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.08.2023, в удовлетворении требований отказано по мотиву отказа органа МЧС России в согласовании условий для водопользования на испрашиваемом участке акватории Азовского моря для указанного заявителем целевого использования. У управления в отсутствие необходимого согласования с МЧС не имелось оснований для заключения договора водопользования.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. Ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 года N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (далее - Постановление N 230), намерение участвовать в аукционе на право заключения договора водопользования не требует согласование проведения аукциона с Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС). Такие положения предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 года N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования", не применимым в данном случае вследствие установления иного порядка предоставления участка акватории водного объекта. Отказ МЧС в согласовании условий использования водного объекта не подтверждает специальный режим использования Азовского моря, установление ограничений либо запретов на его использования в предусмотренных законом случаях с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении в пользование участка акватории Азовского моря (Ейский лиман Таганрогского залива, Ейск, Краснодарский край) общей площадью 0,013 кв. км, для ее использования в рекреационных целях - организации стоянки и применения маломерных плавательных средств). Управление 24.06.2022 отказало в ответе за N N 04-11/3849 в предоставлении права водопользования в связи с неполучением согласия Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю по запросу управления о согласовании условий водопользования. Общество обжаловало отказ управления в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд учел, что действующим законодательством установлены основания заключения договора водопользования: по результатам проведения аукциона по правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, о проведении аукциона" (далее - постановление N 230), и без проведения аукциона в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (далее - постановление N 165).
В рассматриваемом случае заявление о предоставлении водного объекта в пользование рассмотрено управление рассмотрело в порядке постановления N 230. Порядок действий уполномоченного органа определен Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденным приказом Росводресурсов от 19.08.2021 N 221 (далее - Регламент).
Общество 26.05.2022 в соответствии с пунктом 7 постановления N 230 извещено управлением о необходимости проведения аукциона по приобретению испрашиваемого им права на заключение договора водопользования документов (письмо N 04-06/2877 от 26.05.2022), для чего направило запросы о согласовании условий использования обществом испрашиваемого участка акватории Азовского моря (г. Ейск) в Азово-Черноморском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству (запрос от 11.05.2022 N 04-06/2677/1), Главном управлении МЧС России по Краснодарскому краю ( 25.05.2022 N 04-06/2848), 22.06.2022 в управление поступил отказ из Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в согласовании условий использования водного объекта обществом в заявленных целях и координатах. Сообщено, что согласование на основании представленных обществом документов может привести к травматизму и гибели людей на водных объектах и нарушению требований постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2006 N 536 "Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах".
Использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование (часть 2 статьи 47 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс)). Обязательность проведения аукциона в целях заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, предусмотрена частью 1 статьи 16 Кодекса.
Постановлением N 230 установлено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Однако, заключение договора водопользования для цели рекреации (отдых с размещением сооружений на акватории водного объекта), требующего в силу статьи 16 Водного кодекса и пункта 1 постановления N 230 проведения аукциона, с учетом установленного статьей 50 Водного кодекса изъятия, не может нарушать предусмотренный законодателем порядок получения соответствующих согласований.
Исходя из пунктов 2, 7, 39, 70 Приказа Минприроды России от 22.05.2014 N 225 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования", основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги является получение отказа федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), в согласовании условий водопользования. При определении условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти: разрабатывается проект условий использования водного объекта; при заключении договора водопользования в отношении нескольких водозаборов, объектов водопользования - условий использования водного объекта по каждому из них; определяются условия использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции: с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения; подготавливаются пакеты документов для рассылки заинтересованным исполнительным органам государственной власти для согласования условий использования водного объекта. Каждый пакет документов содержит соответствующее сопроводительное письмо за подписью руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, запрос предложений по условиям использования водного объекта и проект условий использования водного объекта; направляются подготовленные пакеты документов в заинтересованные исполнительные органы государственной власти согласно определенному перечню. Окончательные условия использования водного объекта формируются с учетом полученных предложений от заинтересованных исполнительных органов государственной власти, а также с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования (пункт 72).
Статьей 11 Водного кодекса также установлено, что право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Кодексом и другими федеральными законами на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 статьи 11 Кодекса (пункт 2 части 2 статьи 11 Кодекса).
Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к судам отнесены самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, к маломерным судам, - длина которых не превышает двадцати метров и общее количество людей на котором составляет не более двенадцати; при этом к комплексу инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов, отнесены базы (сооружения) для стоянки маломерных судов.
Исходя из части статьи 16 Водного кодекса договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 Кодекса (в том числе случае, установленном частью 2 статьи 47 Кодекса, - для использования поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, - без предоставления водных объектов в пользование).
Более того, статьей 50 Водного кодекса установлено, что использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Кодекса. При этом проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 2 статьи 50 Кодекса).
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6 Водного кодекса).
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (часть 3 статьи 6 Водного кодекса.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений отнесено утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах (пункт 8 статьи 25 Водного кодекса).
Согласно части 4 статьи 6, пунктам 1, 2 части 1, части 2, 3 статьи 41 Водного кодекса на водных объектах общего пользования может быть запрещено купание, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, возникновения иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера водопользование может быть приостановлено или ограничено нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.
По смыслу вышеприведенных правовых норм к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено установление территории, на которой разрешено купаться и определение мест, где купание запрещено, ограничено или приостановлено.
Постановлением Правительства Российской федерации от 14.12.2006 N 769 утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах возложено на орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Участки берега с прилегающей к ним акваторией водного объекта, не соответствующие требованиям, установленным Правилами для пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах, в части обеспечения охраны жизни и здоровья людей на водных объектах, являются местами, опасными для купания. Пунктом 1.4 Правил определено, что ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов для купания, массового отдыха, плавания на маломерных судах или других рекреационных целей осуществляются в строгом соответствии со статьей 6 Водного кодекса с обязательным оповещением населения через средства массовой информации, посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, и иными способами. Согласно пункту 3.4 Правил на пляжах и в других местах массового отдыха на водных объектах запрещается: купаться в местах, где выставлены щиты с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями; заплывать за буйки, обозначающие границы заплыва; вход маломерных судов в зону купания.
Указанное правовое регулирование согласуется также с утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 25.12.1980 N 5976 Стандартом, устанавливающим гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов, используемых для организованного массового отдыха и купания - ГОСТом 17.1.5.02-80. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов (далее - ГОСТ).
Зона рекреации водных объектов - это водный объект или его участок с прилегающим к нему берегом, с наличием или возможностью устройства удобных и безопасных подходов к воде; безопасным рельефом дна (отсутствие ям, зарослей водных растений, острых камней и пр.); отсутствием возможности неблагоприятных и опасных процессов (оползней, обвалов, селей, лавин) (пункт 1.2 ГОСТа).
В целях осуществления обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья, должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России осуществляется технический надзор за пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, в соответствии с Правилами технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденными Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 501. В том числе Правилами предусмотрено ежегодное техническое освидетельствование пляжей до начала купального сезона, их учет ведется в соответствующих подразделениях ГИМС МЧС России. При проведении технического освидетельствования проверяются в числе других отсутствие на территории пляжа в границах заплыва пунктов проката маломерных судов, гидроциклов и других плавательных средств, представляющих угрозу жизни и здоровью отдыхающих и купающихся; наличие профилактических стендов со схемой акватории пляжа с указанием глубин и опасных мест; наличие связи и должного взаимодействия с медицинскими, спасательными, надзорными, правоохранительными органами и иными учреждениями, организациями.
С учетом изложенного вывод суда о наличии у управления оснований для отказа в испрашиваемом обществом праве водопользования основан на правильном применении норм права, в том числе постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2006 N 536 "Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае и правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах". Эксплуатация мест массового отдыха, пляжей, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов осуществляется только после согласования условий и требований по обеспечению безопасности людей на воде в г. Ейске Краснодарского края с МЧС по Краснодарскому краю. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А32-50362/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 октября 2023 г. N Ф08-9779/23 по делу N А32-50362/2022