г. Краснодар |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А32-11617/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Савинкова Д.Б. (доверенность от 19.06.2023), в отсутствие истца - федерального государственного бюджетного научного учреждения "Национальный центр зерна им. П.П. Лукьяненко" (ИНН 2311014916, ОГРН 1022301812136), третьих лиц - Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684), Министерства образования и науки Российской Федерации (ИНН 7710539135, ОГРН 1047796287440; деятельность прекращена 22.11.2019), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу N А32-11617/2022, установил следующее.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), выраженного в непринятии решения по заявлению учреждения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, расположенные в Прикубанском округе г. Краснодара с кадастровыми номерами 23:43:0136042:21, 23:43:0136042:22, 23:43:0136042:44, 23:43:0136042:56, 23:43:0136042:57 (далее - спорные земельные участки); возложении на управление обязанности принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорные земельные участки (уточненные требования, принятые судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - министерство науки), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - министерство сельского хозяйства), Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - министерство образования).
Решением суда от 30.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.07.2023, признано незаконным бездействие управления, выраженное в непринятии решения по заявлению учреждения от 29.12.2021 N 01-12/3172 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки; на управление возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорные земельные участки; с управления в пользу учреждения взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что при обращении с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования учреждением соблюдены требования статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, однако управление не приняло решение по заявлению учреждения.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению подателя жалобы, учреждение не представило полный комплект необходимых документов для принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорных земельных участков. Спорные земельные участки являются обособленными, входящими в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:43:0000000:211, в отношении которого право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, что является препятствием к прекращению права постоянного бессрочного пользования учреждения. Письмом от 17.09.2021 N 23-09/18214 управление сообщило, что согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на 17.08.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:211 зарегистрировано ограничение права в виде ареста и запрета на совершение сделок с ним от 13.11.2020 N 23:43:0000000:211-23/2296/2020-1. В отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0136042:21, 23:43:0136042:22, 23:43:0136042:44, 23:43:0136042:56 не установлен вид разрешенного использования. В этой связи управление не могло рассмотреть поставленный учреждением вопрос. Суды не вправе подменять функции уполномоченного органа исполнительной власти, в ведении которого находится принятие решения о распоряжении земельным участком, однако суд первой инстанции вынес решение об обязании управления принять решение о прекращении у учреждения права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками. Взыскав с управления государственную пошлину, суды не учли, что управление освобождено от ее уплаты.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство науки, министерство сельского хозяйства не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат спорные земельные участки, расположенные в Прикубанском округе города Краснодара: земельный участок площадью 9238,81 кв. м с кадастровым номером 23:43:0136042:21 (запись о праве постоянного (бессрочного) пользования от 25.04.2002 N 23-01.00-3.5.2002-120, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 11.05.2007 N 23-23-01/204/2007-006); земельный участок площадью 5999,12 кв. м с кадастровым номером 23:43:0136042:22 (запись о праве постоянного (бессрочного) пользования от 25.04.2002 N 23-01.00-3.5.2002-116, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 11.05.2007 N 23-23-01/204/2007-015); земельный участок площадью 5351,05 кв. м с кадастровым номером 23:43:0136042:44 (запись о праве постоянного (бессрочного) пользования от 25.04.2002 N 23-01.00-3.5.2002-115, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 11.05.2007 N 23-23-01/204/2007-010); земельный участок площадью 9264,33 кв. м с кадастровым номером 23:43:0136042:56 (запись о праве постоянного (бессрочного) пользования от 25.04.2002 N 23-01.00-3.5.2002-118, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 11.05.2007 N 23-23-01/204/2007-012); земельный участок площадью 2800,09 кв. м с кадастровым номером 23:43:0136042:57 (запись о праве постоянного (бессрочного) пользования от 25.04.2002 N 23-01.00-3.5.2002-119, запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 11.05.2007 N 23-23-01/204/2007-009).
В связи с невозможностью использования спорных земельных участков по целевому назначению (вид разрешенного использования - для научно-исследовательской работы) и размещением на этих участках многоквартирных домов, жилые помещения (квартиры) которых приватизированы и принадлежат на праве собственности физическим лицам, а также в связи с несением затрат на уплату земельного налога, учреждение, по согласованию с министерством науки (письмо от 13.08.2021 N МН-21/391-АГ), обратилось в управление с заявлением от 29.12.2021 N 01-12/3172 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорных земельных участков. Указанное заявление поступило в управление 10.01.2022.
Поскольку решение о прекращении права на спорные земельные участки управление не приняло, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворив требования учреждения, суды верно исходили из того, что для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Кодекса, и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В силу пункта 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Кодекса. К заявлению государственного учреждения должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно пункту 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы, помимо указанных в пункте 3 статьи 53 Кодекса документов, следующие документы: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); выписка из ЕГРН (при наличии в ЕГРН сведений о таком земельном участке); документы, удостоверяющие права на землю. Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления об отказе от права на земельный участок принимает в месячный срок со дня его получения решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Суды установили, что учреждение неоднократно направляло в управление заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки (от 02.07.2013 N 21-11/872, от 14.07.2014 N 21-11/972, от 11.04.2016 N 14-11/633, от 01.03.2019 N 01-12/351, от 24.12.2020 N 01-12/2551, от 10.09.2021 N 01-12/2065), в очередной раз обратившись с заявлением от 29.12.2021 N 01-12/3172 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования. Данным заявлением учреждение просило принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, приложив к заявлению письмо министерства науки от 13.08.2021 N МН-21/391-АГ о даче согласия на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
Однако в установленный пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком управление не приняло. Доказательства принятия управлением решения по заявлению учреждения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования не представлены.
Суды указали, что в обоснование бездействия по принятию решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования управление сослалось на отсутствие у него полномочий по распоряжению имуществом, закрепленным за учреждением. По мнению управления, правом прекращения права постоянного (бессрочного) пользования имуществом, закрепленным за учреждением, обладает министерство.
Признав данную позицию управления неверной, суды указали, что в соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 43, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Краснодарского края уполномоченным органом по распоряжению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом").
Суды отметили, что письмом от 13.08.2021 N МН-21/391-АГ министерство науки в установленном законом порядке согласовало отказ от права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорные земельные участки, и сделали обоснованный вывод о том, что полномочия по прекращению принадлежащего учреждению права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками принадлежат управлению, а от министерства как создавшего учреждение органа требуется лишь согласование на прекращение такого права.
Суды правильно указали, что при обращении с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками учреждением соблюдены требования статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
При это суды также отметили, что подтверждением согласия создавшего учреждение органа является представленное в материалы дела письмо от 13.08.2021 N МН-21/391-АГ, в котором министерство науки согласовало отказ от права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорные земельные участки, указав, что в границах данных земельных участков расположены многоэтажные и индивидуальные жилые дома, а также нежилые здания, находящиеся в собственности физических лиц и построенные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суды отметили, что в соответствии с представленными в материалы дела выписками из ЕГРН спорные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации и принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав незаконным бездействие управления, выраженное в непринятии решения по заявлению учреждения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
В целях скорейшего разрешения данного вопроса, учитывая отсутствие оснований для отказа в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, а также то обстоятельство, что позиция управления сводится к ошибочному представлению об отсутствии у него полномочий на принятие решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, суд первой инстанции обоснованно возложил а управление обязанность в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
Доводы управления о том, что спорные земельные участки входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:43:0000000:211, в отношении которого право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, а также, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:211 зарегистрировано ограничение в виде ареста и запрета совершения сделок с ним, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции как не основанные на документальных доказательствах (в материалы дела не представлены выписки из ЕГРН, содержащие указанные сведения).
Применительно к установленным по делу обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды вынесли законные и обоснованные судебные акты, мотивированно удовлетворив заявленные учреждением требования.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе управления, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2023 по делу N А32-11617/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При это суды также отметили, что подтверждением согласия создавшего учреждение органа является представленное в материалы дела письмо от 13.08.2021 N МН-21/391-АГ, в котором министерство науки согласовало отказ от права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорные земельные участки, указав, что в границах данных земельных участков расположены многоэтажные и индивидуальные жилые дома, а также нежилые здания, находящиеся в собственности физических лиц и построенные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2023 г. N Ф08-9965/23 по делу N А32-11617/2022