г. Краснодар |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А32-15393/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стар" (ИНН 2310196847, ОГРН 1162375058526) - Евстигнеевой Е.Е. (доверенность от 12.04.2023), от заинтересованного лица - Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Лапшина И.Е. (доверенность от 04.07.2023), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 по делу N А32-15393/2022, установил следующее.
ООО "Стар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании Новороссийской таможни (далее - таможня) осуществить возврат 1 488 203 рублей 75 копеек излишне взысканных таможенных платежей по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10317120/070620/0051379, 10317120/130620/0052961, 10317120/120620/0052865, 10317120/150620/0053620, 10317120/170620/0054379, 10317120/180620/0054492, 10317120/190620/0054847, 10317120/190620/0054988, 10317120/210620/0055226, 10317120/200620/0055154, 10317120/200620/0055030, 10317120/200620/0055027, 10317120/230620/0055709, 10317120/250620/0056497, 10317120/240620/0056160.
Решением суда от 26.12.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.07.2023, на таможню возложена обязанность осуществить возврат обществу 1 488 203 рублей 75 копеек излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317120/070620/0051379, 10317120/130620/0052961, 10317120/120620/0052865, 10317120/150620/0053620, 10317120/170620/0054379, 10317120/180620/0054492, 10317120/190620/0054847, 10317120/190620/0054988, 10317120/210620/0055226, 10317120/200620/0055154, 10317120/200620/0055030, 10317120/200620/0055027, 10317120/230620/0055709, 10317120/250620/0056497, 10317120/240620/0056160 и взысканы в пользу общества 27 882 рубля расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований корректировки таможенной стоимости, следовательно, таможенные платежи, дополнительно начисленные по результатам корректировки таможенной стоимости товаров, являются излишне взысканными и подлежащими возврату.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда от 26.12.2022 и постановление суда апелляционной инстанции от 04.07.2023, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества в полном объёме. Податель жалобы считает, что выводы судов относительно неправомерного отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости товара по спорным ДТ не соответствуют положениям права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и разъяснениям Верховного суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в соответствии с контрактом от 14.07.2017 N 1 (далее - Контракт), заключённым обществом с фирмой AS STAR TARIM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI., на территорию ЕАЭС, ввезены на условиях поставки CFR-Туапсе:
- по ДТ N 10317120/070620/0051379 товар N 1 - лук репчатый свежий, сорт AKI цена товара 25 760 долларов США, с индексом таможенной стоимости (далее - ИТС) 30 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/130620/0052961 товар N 1 - баклажаны свежие, сорт KEMER, цена товара - 16 680 долларов США, ИТС - 1 доллар 20 центов США/кг; товар N 2 - перец сладкий свежий, сорт KAPYA, цена товара - 828 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 3 - перец сладкий свежий, сорт BIANKA, цена товара - 756 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг;
- по ДТ N 10317120/120620/0052865 товар N 1 - нектарины свежие, сорт NEKTARIN, цена товара - 17 808 долларов США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг и товар N 2 - нектарины свежие, сорт NEKTARIN, цена товара - 17 920 долларов США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/150620/0053620 товар N 1 - сливы свежие, сорт ANCELENO, цена товара - 6 тыс. долларов США, ИТС - 80 центов США/кг и товар N 2 - нектарины свежие, сорт NEKTARIN, цена товара - 11 760 долларов США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/170620/0054379 товар N 1 - черешня свежая, цена товара - 26 160 долларов США, ИТС - 1 доллар 20 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/180620/0054492 товар N 1 - персики свежие, сорт GULHAVEN, цена товара - 20 048 долларов США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/190620/0054847 товар N 1 - баклажаны свежие, сорт KEMER цена товара - 16 800 долларов США, ИТС - 1 доллар 20 центов США/кг и товар N 2 - перец острый свежий, сорт SILI, цена товара - 1480 долларов США, ИТС - 80 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/190620/0054988 товар N1 - черешня свежая, цена товара -12 360 долларов США, ИТС - 1 доллар 20 центов США/кг и товар N 2 - персики свежие, сорт GULHAVEN, цена товара - 9520 долларов США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/210620/0055226 товар N 1 - баклажаны свежие, сорт KEMER, цена товара - 6660 долларов США, ИТС - 1 доллар 20 центов США/кг; товар N 2 - перец сладкий свежий, сорт KAPYA, цена товара 3096 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 3 - перец сладкий свежий, сорт BIANKA, цена товара - 878 долларов 40 центов США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 4 - перец сладкий свежий, сорт DOLMA, цена товара 1548 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 5 - перец острый свежий, сорт SILI, цена товара - 1160 долларов США, ИТС - 80 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/200620/0055154 товар N 1 - персики свежие, сорт GULHAVEN, цена товара - 18 424 доллара США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг; товар N 2 - баклажаны свежие, сорт KEMER, цена товара - 10 020 долларов США, ИТС - 1 доллар 20 центов США/кг; товар N 3 - перец сладкий свежий, сорт BIANKA, цена товара - 756 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 4 - перец сладкий свежий, сорт CALIFORNIA, цена товара - 2700 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 5 - перец острый свежий, сорт SILI, цена товара - 1520 долларов США, ИТС - 80 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/200620/0055030 товар N 1 - баклажаны свежие, сорт KEMER, цена товара - 12 360 долларов США, ИТС - 1 доллар 20 центов США/кг; товар N 2 - перец сладкий свежий, сорт KAPYA, цена товара - 1620 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 3 - перец острый свежий, сорт SILI, цена товара - 2120 долларов США, ИТС - 80 центов США/кг; товар N 4 - нектарины свежие, сорт NEKTARIN, цена товара -17 920 долларов США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/200620/0055027 товар N 1 - нектарины свежие, сорт NEKTARIN, цена товара - 22 512 доллара США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/230620/0055709 товар N 1 - баклажаны свежие, сорт KEMER, цена товара - 19 920 долларов США, ИТС - 1 доллар 20 центов США/кг; товар N 2 - нектарины свежие, сорт NEKTARIN, цена товара - 18 032 доллара США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг;
- по ДТ N 10317120/250620/0056497 товар N 1 - персики свежие, сорт GULHAVEN, цена товара - 20 048 долларов США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг; товар N 2 - перец сладкий свежий, сорт BIANKA, цена товара - 3816 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 3 - перец сладкий свежий, сорт CALIFORNIA, цена товара - 2196 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 4 - перец сладкий свежий, сорт DOLMA, цена товара - 1692 доллара США, ИТС - 72 цента США/кг; товар N 5 - перец сладкий свежий, сорт KAPYA, цена товара - 1548 долларов США, ИТС - 72 цента США/кг;
- по ДТ N 10317120/240620/0056160 товар N 1 - сливы свежие, сорт ANCELENO, цена товара - 5760 долларов США, ИТС - 80 центов США/кг; товар N 2 - нектарины свежие, сорт NEKTARIN, цена товара - 8064 доллара США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг; товар N 3 - персики свежие, сорт GULHAVEN, цена товара - 6160 долларов США, ИТС - 1 доллар 12 центов США/кг.
Таможенная стоимость ввезённых и оформленных по названым ДТ товаров заявлена обществом первым методом определения таможенной стоимости. Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров, оформляемых по спорным ДТ, должным образом не подтверждены, таможня в адрес общества направила запросы о предоставлении документов и (или) сведений. Товары выпущены под обеспечение уплаты обществом таможенных платежей в соответствии с расчётами таможни.
Посчитав, что представленные по запросам дополнительные документы не устраняют сомнения таможни в заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров по спорным ДТ, приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорных ДТ.
В результате корректировки таможенной стоимости таможней с общества взысканы таможенные платежи и пени на общую сумму 1 488 203 рубля 75 копеек.
Посчитав незаконными принятые таможней решения о внесении изменений в сведения, указанные в спорных ДТ, повлекшие за собой излишнее взыскание сборов за таможенное оформление, ввозной таможенной пошлины и пеней по сборам за таможенное оформление, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды при вынесении судебных актов руководствовались статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 10, 11, 15 статьи 38, пунктами 1, 2, 3 статьи 39, подпунктами 4, 9 пункта 1 статьи 106, подпунктом 10 пункта 1 статьи 108, пунктом 3 статьи 112, пунктами 1, 2 статьи 313, пунктами 4, 17 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), пунктами 5.1, 7 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283, правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 8, 9, 18, 34 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку обществом подтверждён факт оплаты ввезённых им товаров, представлены необходимые документы, подтверждающие правомерность применения им первого метода определения таможенной стоимости товаров (метода цена сделки), в связи с чем у таможни отсутствовали основания для отказа в принятии заявленной стоимости.
Условия поставки и оплаты товара зафиксированы сторонами в контракте, едины для всех поставок по нему и отсутствует необходимость дублирования их во всех коммерческих документах и заключения дополнительных соглашений. Условия поставки указаны в спецификации. FATURA (инвойс) - счёт-фактура унифицированной формы, не предусматривает полей для указания условий поставки и оплаты, т.е. с точки зрения турецкого законодательства и поставщика вышеуказанные документы оформлены правильно. Оплата поставщику произведена в полном объёме, существенные условия контракта его сторонами исполнены, взаимных претензий по ассортименту, количеству, цене ввезённого товара у сторон не имеется.
Таким образом, обществом в обоснование определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, представлены документы, отражающие содержание сделки и информацию по условиям её оплаты. Кроме этого, представлены таможенные декларации иных декларантов, которые ввезли аналогичные товары идентичные ввезённым.
Доказательства, подтверждающие отсутствие информации и невозможность применения методов, предшествующих шестому, для определения таможенной стоимости ввезённых товаров, и того, что общество как покупатель по контракту, уплатило цену больше заявленной, таможней не представлены.
Судами верно отмечено, что низкий ценовой уровень, сам по себе, не свидетельствует о недостоверности заявленной обществом таможенной стоимости ввезённых товаров.
Согласно материалам дела корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом, производилась на основе выписок, полученных из информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ".
Судами установлено, что анализ проведённой корректировки показал, что информация о долгосрочности заключённых контрагентами договоров, сведения о физических характеристиках, расчёте контрактной стоимости, не учтена таможенным органом. При этом использованы сведения о стоимости товаров на иных отличных условиях, несопоставимых с условиями поставки товаров обществу.
Доказательства того, что уровень заявленной обществом таможенной стоимости, является самым низким по сведениям Федеральной таможенной службы за сопоставимый период по идентичным или однородным товарам, таможней не представлены. Следовательно, ею не доказана обоснованность применения резервного метода определения таможенной стоимости товара - не представлены доказательства того, что использованная ценовая информация (из базы данных таможенных деклараций) сопоставлена с конкретными условиями сделки, а также не доказано, что использованная информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта общества.
Ссылки на материалы, полученные по результатам оперативно-розыскных мероприятий, отклонены, поскольку из представленных в материалы дела документов следует, что между контрагентами велась переписка, это допустимо в таких отношениях, в том числе по согласованию стоимости товара и порядка оформления документов. При этом из указанных материалов не следует, что фактическая стоимость товара выше, чем заявлена при декларировании, наоборот, представленные документы подтверждают заявленный обществом уровень цен.
Как отметили суды, факт нахождения документов в формате Word сам по себе не свидетельствует о том, что документы оформлялись непосредственно обществом.
Судебные инстанции оценили представленное таможней заключение специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 30.06.2022 N 12406006/0014095 и дали ему соответствующую правовую оценку.
Суды указали, что общество является участником российско-турецкого проекта "Упрощенный таможенный коридор" в рамках подписанного протокола между Федеральной таможенной службой и Таможенным департаментом Турецкой Республики от 18.09.2008 N 01-12/0033 "Об упрощении таможенных процедур", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 N 1539-р.
Согласно позиции ФТС России, изложенной в письме от 11.02.2021 N 01-11/07452 "О перечне таможенных органов, включенных в проект "Упрощенный таможенный коридор"", методические рекомендации по совершению должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию из Турецкой Республики, в рамках российско-турецкого проекта "Упрощенный таможенный коридор" применять без ограничений по таможенным органам. В рамках проекта "Упрощенный таможенный коридор" экспортер представляет таможенной службе своей страны информацию о перемещаемых товарах, их номенклатуре и фактурной стоимости. Достоверность представляемых данных заверяет национальная Торгово-промышленная палата. Затем турецкие таможенные органы в электронной форме по электронным каналам связи направляют эту информацию российским коллегам. После подтверждения российской стороной о получении данной информации для обеспечения скорейшего прохождения турецких товаров через границу России партии присваивается уникальный идентификационный номер (ID). Идентификационный номер партии обязательно указывается в графе 44 под кодом 09015 ДТ (дополнительная информация/представленные документы), что регламентируется пунктом 2 раздела 1 приложения к приказу ФТС России от 25.05.2017 N 883. Наличие идентификационного номера партии подтверждает соответствие и достоверность представленных документов по поставке.
Таким образом, установив, что общество обосновало определение таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ на таможенную территорию Российской Федерации по цене сделки с ввозимыми товарами, тогда как таможня без достаточных к тому оснований скорректировала таможенную стоимость спорного товара по шестому (резервному) методу, судебные инстанции пришли к выводу о необоснованном начислении обществу 1 488 203 рублей 75 копеек таможенных платежей, излишней их уплате обществом и правомерности заявленного обществом требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Выводы суда о том, что таможней не представлены доказательства невозможности применения обществом первого метода определения таможенной стоимости и доказательства необходимости применения шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости товаров основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 по делу N А32-15393/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды при вынесении судебных актов руководствовались статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 10, 11, 15 статьи 38, пунктами 1, 2, 3 статьи 39, подпунктами 4, 9 пункта 1 статьи 106, подпунктом 10 пункта 1 статьи 108, пунктом 3 статьи 112, пунктами 1, 2 статьи 313, пунктами 4, 17 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), пунктами 5.1, 7 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283, правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 8, 9, 18, 34 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку обществом подтверждён факт оплаты ввезённых им товаров, представлены необходимые документы, подтверждающие правомерность применения им первого метода определения таможенной стоимости товаров (метода цена сделки), в связи с чем у таможни отсутствовали основания для отказа в принятии заявленной стоимости.
...
Суды указали, что общество является участником российско-турецкого проекта "Упрощенный таможенный коридор" в рамках подписанного протокола между Федеральной таможенной службой и Таможенным департаментом Турецкой Республики от 18.09.2008 N 01-12/0033 "Об упрощении таможенных процедур", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 N 1539-р."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2023 г. N Ф08-10232/23 по делу N А32-15393/2022