г. Краснодар |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А32-18096/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зотовой И.И., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) - Землянской Я.Б. (доверенность от 22.12.2021), в отсутствие ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023 по делу N А32-18096/2023, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 17.02.2023 N КУВД-001/2022-33600214/15 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении объекта недвижимости - Нефтепровод 4" от ГУ.1 до ГУ.12 (470 м) инв. N Н2-011503 расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Северский р-он, м/р Зыбза Глубокий Яр; возложении на управление обязанности осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на объект.
Решением суда от 30.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.08.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Податель кассационной жалобы указывает, что документы, согласно которым спорный объект можно отнести к какому-либо виду объектов, не требующих разрешения на строительство, на государственную регистрацию и в материалы дела не представлены. Технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости. По мнению управления, представленная на государственную регистрацию проектная документация не соответствует требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель компании возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 04.08.2022 компания обратилась в управление с заявлением N MFC-0547/2022-30867-1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов управление в лице Северского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю (офис Росреестра) письмом от 16.08.2022 N КУВД-001/2022-33600214/1 уведомило компанию о приостановлении регистрационных действий. С целью устранения причин, препятствующих постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, представителем правообладателя объекта недвижимости поданы заявления с приложением дополнительных пакетов документов (от 30.08.2022 N MFC-0547/2022-34134-1, от 30.09.2022 N MFC-0547/2022-38369-1, от 13.10.2022 N MFC-0547/2022-39879-1). 14 октября 2022 года управление письмом N КУВД-001/2022-33600214/7 уведомило о приостановлении регистрационных действий в связи с тем, что устранены все причины приостановления, кроме необходимости исключить из состава приложения технического плана декларацию об объекте недвижимости, отсутствуют документы, на основании которых возможна подготовка технического плана; сведения о годе ввода объекта в эксплуатацию могут быть внесены только на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решением от 17.02.2023 N КУВД-001/2022-33600214/15 управление отказало компании в осуществлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Отказ управления мотивирован тем, что в нарушение части 8 статьи 24, части 1, 4 статьи 71 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) пунктов 21.2, 21.4, 21.5 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, отсутствуют документы на основании, которых возможна подготовка технического плана, а именно: необходимости исключить из состава приложения технического плана декларацию об объекте недвижимости, отсутствуют документы, на основании которых возможна подготовка технического плана; сведения о годе ввода объекта в эксплуатацию могут быть внесены только на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При указанных обстоятельствах компания обратилась в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в результате приватизации производственное объединение по термическим методам добычи нефти "Термнефть" преобразовано в ОАО "НК "Роснефть" - Термнефть" (НПО "Термнефть"). 25 мая 1994 года план приватизации N 196 производственного объединения по термическим методам добычи нефти "Термнефть" зарегистрирован Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края. В число приватизируемого имущества вошло здание лаборатории пл. Карская НГДУ "Черноморнефть" (одно из структурных подразделений НПО "Термнефть"). Впоследствии ОАО "НК "Роснефть" - Термнефть" и ЗАО "Югнефтегаз реорганизованы в форме присоединения к ОАО "НК "Роснефть" - Краснодарнефтегаз" (договор присоединения от 10.08.2004), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на спорный объект. ОАО "НК "Роснефть" - Краснодарнефтегаз" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "НК "Роснефть"" (договор присоединения от 02.06.2006), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на спорный объект. Актом приема-передачи от 01.10.2006 объект от ОАО "НК "Роснефть" - Краснодарнефтегаз" передан компании и учитывается на ее балансе, что подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств от 01.01.1951 N 100088224. В настоящее время объект эксплуатируется в производственной деятельности ООО "РН-Краснодарнефтегаз" на основании договора аренды от 01.02.2022 N 100022/00717Д/2160322/0113Д.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Законом N 218-ФЗ
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В силу пункта 1 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ документами, являющимися основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочих, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные названным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ.
Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ, а также пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункте 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана (указанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432).
Из материалов дела следует и установлено судами, что компания запрашивала в соответствующих органах необходимую информацию для изготовления технического плана, постановки объекта на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Факт отсутствия документации подтвержден ответами на запросы, в соответствии с которыми запрашиваемая документация в отношении объекта отсутствует. На основании декларации об объекте недвижимости получен технический план. Компанией, как собственником объекта, были поданы запросы сведений в организации, обладающие полномочиями в подготовке учетно-технической, разрешительной и иной документации. Указанными организациями даны ответы на запросы, подтверждающие отсутствие сведений и документации о данном объекте в архивах. Ответы представлены в приложении к Техническому плану. Реквизиты документов указаны в разделе "Исходные данные" Технического плана. Кадастровые работы выполнены специализированной организацией ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по договору от 26.05.2022 N 100022/03348Д.
При таких обстоятельствах основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество отсутствовали.
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом исследования судов и правомерно ими отклонены, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды первой и апелляционной инстанций оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023 по делу N А32-18096/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Зотова |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункте 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана (указанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432).
...
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были предметом исследования судов и правомерно ими отклонены, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды первой и апелляционной инстанций оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2023 г. N Ф08-9792/23 по делу N А32-18096/2023