г. Краснодар |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А32-16107/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" - Хисамова Т.Р. (доверенность от 11.01.2023), от заинтересованного лица - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края - Петросяна Р.Л. (доверенность от 03.08.2023), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А32-16107/2023, установил следующее.
ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) об оспаривании представления от 18.01.2023 N 21-061.
Решением суда от 26.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого представления незаконным.
В кассационной жалобе учреждение просит принятые судебные акты отменить.
По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. Учреждение считает, что выплаты Смолякову А.В. соответствуют требованиям, предусмотренным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.09.2010 N 742 "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - постановление N 742, Положение N 742) и приказу департамента от 31.03.2010 N 193 "Об утверждении положения о порядке выплаты руководителям государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи" (далее - приказ N 193, Положение N 193). Требования статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) учреждением не нарушены. Исполняющий обязанности директора учреждения Смоляков А.В. являлся лицом, надлежащим образом уполномоченным осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками учреждения. Податель жалобы полагает незаконным привлечение учреждения к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент провел внеплановую выездную проверку в отношении учреждения.
По результатам проверки установлено нецелевое использование средств краевого бюджета в общей сумме 746 330 рублей 99 копеек, выразившееся в начислении и выплатах премий и расходов по оплате отпускных в пользу Смолякова А.В. с нарушением порядка их осуществления и не имевшего правовых оснований для их получения.
14 декабря 2021 года департамент составил в отношении учреждения протоколы N 21-061/ЮЛ/1, 21-061/ЮЛ/2, 21-061/ЮЛ/З об административном правонарушении.
21 декабря 2021 года департамент в отношении учреждения вынес постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 21-061/ЮЛ/1, 21-061/ЮЛ/2, 21-061/ЮЛ/З. Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства на основании статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса явились основанием для вынесения департаментом представления N 21-061 (исх. от 27.01.2022 N 56-01-13-109/22).
На основании обращения учреждения от 12.05.2022 N 2310/22-09.5 срок исполнения требований представления от 27.01.2022 N 21-061 (исх. от 23.05.2022 N 56-01-12-783/22) продлен до 12.01.2023.
В соответствии с указанным представлением учреждению необходимо в срок не позднее 12.01.2023 (с учетом продления срока) устранить нарушения путем возврата в доход краевого бюджета 746 330 рублей 99 копеек, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения.
В связи с тем, что в указанные сроки требование представления не исполнено, департамент вынес предписание от 18.01.2023 N 56-01-14-81/23 с требованием о выполнении учреждением мер по возмещению причиненного ущерба Краснодарскому краю в размере 746 330 рублей 99 копеек в срок не позднее 30.03.2023.
Полагая, что предписание департамента от 18.01.2023 N 56-01-14-81/23 (вх. N 290/23-09.5 от 24.01.2023) является незаконным и подлежит отмене, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 114 - 128, 139, 191, 273 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, разъяснениями Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", разъяснениями пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 N 308-ЭС21-28868, от 22.04.2022 N 308-ЭС22-4646, от 18.02.2019 N 8-КП8-9 и от 24.06.2019 N 77-КП9-4.
Суды установили, что учреждение обращалось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлениями об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ, а также о признании недействительным представления департамента, содержащего эпизоды нецелевого использования средств краевого бюджета в 2019 - 2021 годах, из которых:
1) решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по делу N А32-1704/2022, подтверждена законность постановления департамента о привлечении заявителя к ответственности за нецелевое использование средств в 2019 году в размере 102 941 рубль 78 копеек;
2) решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2023 по делу N А32-1701/2022, подтверждена законность постановления департамента о привлечении заявителя к ответственности за нецелевое использование средств в 2021 году в размере 58 498 рублей 85 копеек;
3) решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2022 по делу N А32-13662/2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.03.2023, признан обоснованным вывод департамента о допущенном заявителем нецелевом использовании средств краевого бюджета в 2019 -2021 годах в общей сумме 746 330 рублей 99 копеек.
В соответствии с приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент имущественных отношений) от 21.10.2019 N 2195 (далее - приказ N 2195), от 19.10.2021 N 2726 (далее - приказ N 2726) на заместителя директора Смолякова А.В. с 21.10.2019 и с 19.10.2021 возложено исполнение обязанностей директора учреждения.
На исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. как руководителя учреждения распространяются положения и требования постановления N 742, приказа N 193, которым утверждено Положение N 193, а также Положения об оплате труда, утвержденное директором учреждения 29.06.2017 (далее - Положение об оплате труда).
Действительное содержание отношений, возникших между департаментом имущественных отношений и указанным лицом на основании приказов N 2195 и N 2726, свидетельствует о том, что общая воля сторон, определенная изданием указанного приказа, направлена на возникновение трудовых отношений между данными лицами, что указывает на следующее: приказами на Смолякова А.В. возложено исполнение обязанностей руководителя с его согласия; ознакомление Смолякова А.В. с должностной инструкцией руководителя, что подтверждается его подписью, датированной 21.10.2019 и 19.10.2021.
В ЕГРЮЛ также отражены сведения о том, что Смоляков А.В. как исполняющий обязанности директора учреждения в спорные периоды является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.
С учетом фактических обстоятельств в действительности общая воля сторон, их конклюдентные действия, цели, ради которых возникли правоотношения, свидетельствует о наличии трудовых отношений между департаментом имущественных отношений и Смоляковым А.В.
Согласно пункту 9 раздела 2 Положения N 742 руководителю государственного учреждения Краснодарского края премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учетом показателей деятельности учреждения.
Пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 предусмотрено, что решение о премировании руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту имущественных отношений оформляется приказом департамента имущественных отношений.
Суды установили, что приказы департамента имущественных отношений, которые явились бы правовым основанием для выплаты Смолякову А.В. премий, к проверке не представлены. Фактически выплаты спорных премий в пользу указанного лица осуществлялись на основании приказов учреждения за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы, а также последующие выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск, при расчете которых неправомерно учтены такие премии, противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 раздела 2 Положения N 742, пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 и пунктом 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. Начисление и выплаты спорных сумм произведены в нарушение требований статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения об оплате труда.
Приказом департамента имущественных отношений от 21.10.2019 N 2195 на заместителя директора Смолякова А.В. с 21.10.2019 возложено исполнение обязанностей директора учреждения. Согласно представленным проверке документам приказами учреждения в декабре 2019 года за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. выплачивались премии по результатам работы за декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год, работникам учреждения, в том числе и Смолякову А.В. Документов о премировании по результатам работы за декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год Смолякову А.В. в виде приказов департамента имущественных отношений к проверке не предоставлено. Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы за декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 раздела 2 Положения N 742, пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 и пунктом 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. В связи с указанным начисление премии по приказам, подписанным непосредственно самим исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., является необоснованным.
Суды установили, что на основании приказов учреждения от 20.12.2019 N 280-л "О начислении заработной платы за декабрь 2019" и от 23.12.2019 N 282-л "О выплате премии по результатам работы за 2019 год", подписанных исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., премии по итогам работы за месяц - за декабрь 2019 года, в том числе исполняющему обязанности директора Смолякову А.В. в сумме 15 865 рублей 50 копеек, и по итогам работы за 2019 год, в том числе исполняющему обязанности директора Смолякову А.В. в сумме 65 тыс. рублей.
Нарушение требований пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда привело к выплатам денежных средств (премии по результатам работы за месяц - декабрь 2019 года, по итогам работы за 2019 год,) в пользу Смолякова А.В., не имевшего правовых оснований к их получению в размере 80 865 рублей 50 копеек, а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 22 076 рублей 28 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 17 790 рублей 41 копейка, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 4124 рубля 14 копеек, страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 161 рубль 73 копейки.
Всего в 2019 году объем средств краевого бюджета, использованных не по целевому назначению, составил 102 941 рубль 78 копеек.
Суды установили, что приказами учреждения в период с января по декабрь 2020 года за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. выплачивались премии по результатам работы за месяц - с января по декабрь 2020 года, по итогам работы за I квартал 2020 года, за 1-ое полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год работникам учреждения, в том числе и Смолякову А.В. Документов о премировании по итогам работы за месяц - с января по декабрь 2020 года, по итогам работы за I квартал 2020 года, за 1-ое полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год Смолякову А.В. в виде приказов департамента имущественных отношений к проверке не предоставлено. Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы за месяц - с января по декабрь 2020 года, по итогам работы за I квартал 2020 года, за 1-ое полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 раздела 2 Положения N 742, пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 и пунктом 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. В связи с указанным начисление премии Смолякову А.В. по приказам, подписанным непосредственно самим исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., является необоснованным.
На основании приказов учреждения с 31.01.2020 по 25.12.2020, подписанных исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., выплачены премии (по результатам работы за месяц - с января по декабрь 2020 года, по итогам работы за I квартал 2020 года, за 1-ое полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, за 2020 год) в пользу Смолякова А.В., не имевшего правовых оснований к их получению, в размере 394 030 рублей 26 копеек, а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 110 515 рублей 63 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 86 987 рублей 66 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 19 794 рублей 55 копеек, страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 3 733 рубля 42 копейки.
Учреждение при исчислении средней заработной платы для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков Смолякову А.В. в проверяемом периоде включило, в том числе суммы ранее необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных премий по результатам работы.
В проверяемом периоде исполняющему обязанности руководителя учреждения Смолякову А.В. предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска заменено денежной компенсацией ежегодного оплачиваемого отпуска на основании приказов учреждения от 14.02.2020 N 29-о денежные средства в сумме 7767 рублей 60 копеек, от 23.07.2020 N 285-о - 31 474 рубля 38 копеек, от 17.09.2020 N 216-л - 15 829 рублей 45 копеек, от 28.09.2020 N 405-о - 23 987 рублей 90 копеек. В расчет сумм, подлежащих выплате к отпуску, учреждением включались ранее неправомерно начисленные и выплаченные в пользу Смолякова А.В. премии, которые в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств краевого бюджета.
Вследствие нарушения учреждением требований пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения об оплате труда учреждения при начислении и выплате премии исполняющему обязанности директора учреждения Смолякову А.В. необоснованно начислен и неправомерно выплачен размер ежегодных оплачиваемых отпусков в сумме 31 734 рубля 27 копеек, а также излишне уплачены страховые взносы на сумму необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных ежегодных оплачиваемых отпусков 9212 рублей 80 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 6981 рубль 54 копейки, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 1618 рублей 45 копеек, страховые взносы на случаи временной нетрудоспособности - 917 рублей 13 копеек. Таким образом, в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи Бюджетного кодекса учреждением в 2020 году допущено нецелевое использование средств краевого в обшей сумме 40 947 рублей 07 копеек на расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора учреждения Смолякову А.В., при исчислении которых в расчет среднего заработка включены премии, начисленные и выплаченные в нарушение пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда.
В 2020 году при расходовании средств краевого бюджета допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 545 492 рубля 96 копеек, в том числе: 504 545 рублей 89 копеек - необоснованное начисление и неправомерные выплаты премий исполняющему обязанности директора Смолякову А.В.; 40 947 рублей 07 копеек - неправомерные расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора Смолякову А.В.
Приказом департамента имущественных отношений от 19.10.2021 N 2726 на заместителя директора Смолякова А.В. с 19.10.2021 возложено исполнение обязанностей директора учреждения. Согласно представленным проверке документам приказами учреждения в октябре 2021 года за подписью исполняющего обязанности директора Смолякова А.В. выплачивались премии по результатам работы за октябрь 2021 года, в том числе и Смолякову А.В. Документов о премировании по результатам работы за октябрь 2021 года в виде приказов департамента имущественных отношений к проверке не предоставлено. Таким образом, установление Смоляковым А.В. самому себе премий по результатам работы за октябрь 2021 года противоречит нормам, предусмотренным пунктом 9 раздела 2 Положения N 742, пунктом 5 раздела 3 Положения N 193 и пунктом 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. В связи с указанным ее начисление по приказам, подписанным непосредственно самим исполняющим обязанности директора Смоляковым А.В., является необоснованным.
Нарушение учреждением требований пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда привело к выплатам денежных средств (премии по результатам работы за месяц - октябрь 2021 года в пользу Смолякова А.В., не имевшего правовых оснований к их получению в размере 14 327 рублей 50 копеек, а также к излишней уплате страховых взносов в сумме 4973 рубля 49 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 3623 рубля 07 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 839 рублей 89 копеек, страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 510 рублей 53 копейки.
Учреждением при исчислении средней заработной платы для оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков Смолякову А.В. в проверяемом периоде включены, в том числе суммы ранее необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных премий по результатам работы.
В проверяемом периоде исполняющему обязанности руководителя учреждения Смолякову А.В. предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков заменено денежной компенсацией ежегодного оплачиваемого отпуска на основании приказов учреждения от 04.02.2021 N 26-о денежные средства в сумме 38 286 рублей 08 копеек, от 12.05.2021 N 174-0 - 6899 рублей 70 копеек, от 22.07.2021 N 329-0 - 23 170 рублей 08 копеек, от 18.10.2021 N 522-о - 13 019 рублей 81 копейка. В расчет сумм, подлежащих выплате к отпуску, учреждением включались ранее неправомерно начисленные и выплаченные в пользу Смолякова А.В. премии, которые в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств краевого бюджета.
Вследствие нарушения учреждением требований пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения об оплате труда учреждения при начислении и выплате премии исполняющему обязанности директора учреждения Смолякову А.В. необоснованно начислен и неправомерно выплачен размер ежегодных оплачиваемых отпусков в сумме 28 461 рубль 48 копеек, а также излишне уплачены страховые взносы на сумму необоснованно начисленных и неправомерно выплаченных ежегодных оплачиваемых отпусков 8595 рублей 38 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 6266 рублей 17 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 1451 рубль 54 копейки, страховые взносы на случай временной нетрудоспособности - 877 рублей 67 копеек. В нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса учреждением в 2021 году допущено нецелевое использование средств краевого в обшей сумме 37 056 рублей 86 копеек на расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора учреждения Смолякову А.В. при исчислении которых в расчет среднего заработка включены премии, начисленные и выплаченные в нарушение пункта 9 раздела 2 Положения N 742, пункта 5 раздела 3 Положения N 193, пункта 3 раздела 5 Положения учреждения об оплате труда. Таким образом, в 2021 году при расходовании средств краевого бюджета допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 58 498 рублей 85 копеек, в том числе: 21 441 рубль 99 копеек - необоснованное начисление и неправомерные выплаты премий исполняющему обязанности директора Смолякову А.В.; 37 056 рублей 86 копеек - неправомерные расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора Смолякову А.В.
Заявителем не оспаривается как сам факт наделения и осуществления Смоляковым А.В. полномочий руководителя учреждения, так и внесения указанных сведений в ЕГРЮЛ.
Апелляционный суд мотивированно отклонил доводы заявителя о том, что между департаментом имущественных отношений и Смоляковым А.В. отсутствовали трудовые отношения. Совокупность имеющихся в материалах дела документов свидетельствует о наличии в спорные периоды трудовых отношений между департаментом имущественных отношений и исполняющим обязанности руководителя учреждения Смоляковым А.В. Приказами департамента имущественных отношений N 2195, 2726 на заместителя директора Смолякова А.В. с 21.10.2019 и с 19.10.2021 возложено исполнение обязанностей директора учреждения. Данный факт сторонами по делу не оспаривается. Общая воля сторон, их конклюдентные действия, цели, ради которых возникли правоотношения, свидетельствует о наличии трудовых отношений между департаментом имущественных отношений и Смоляковым А.В.
Суды правомерно исходили из того, что издание приказа департамента имущественных отношений от 25.11.2021 N 2948 не подтверждает правомерность спорных выплат в периоды, предшествующие принятию приказа, поскольку само по себе не создает новое правовое регулирования правоотношений между данным департаментом и Смоляковым А.В. Неправомерные выплаты, установленные в рамках проверки, являлись таковыми вне зависимости от издания указанного приказа. Такие изменения направлены лишь на приведение содержательной части приказа N 193 к системному единству с федеральным законом и смыслом, придаваемому нормам трудового права сложившейся правоприменительной практикой.
Апелляционный суд обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что учреждение при осуществлении спорных выплат не нарушило положения статей 70 и 162 Бюджетного кодекса. В данном случае основная задача учреждения при осуществлении расходов заключается не в формальном перечислении средств в разрезе кодов классификации расходов согласно доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, а в осуществлении расходов, в том числе при премировании работников, в соответствии с действующим законодательством. Направление средств краевого бюджета на выплаты работнику, которому данные выплаты не предусмотрены, в силу указания на это в действующем законодательстве, не соответствует целям, определенным бюджетной сметой и признается нецелевым использованием.
Как указали суды, доводы учреждения о том, что виновным лицом в нецелевом использовании средств краевого бюджета является Смоляков А.В., не опровергает как сам факт нарушения, так и обоснованность требований, содержащихся в предписании. В рамках контрольного мероприятия объектом контроля являлось учреждение. Должностные лица проверяемых учреждений не отнесены к числу объектов контроля.
Апелляционный суд мотивированно отклонил довод заявителя о невозможности исполнения учреждением предписания, как несостоятельный и не основанный на законе. Предписание выдано надлежащему лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, содержит требование о совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом, допустима с точки зрения законодательства, и не возлагает на учреждение обязательств, приводящих к нарушению закона.
Суды рассмотрели и правомерно отклонили довод заявителя о нарушении департаментом порядка и срока направления предписания, как несостоятельный.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания представления от 18.01.2023 N 21-061 незаконным, поэтому правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя являлись предметом оценки судебных инстанций, были проверены и обоснованно отклонены нижестоящими судами; по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, или допущенной ошибке. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А32-16107/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что учреждение при осуществлении спорных выплат не нарушило положения статей 70 и 162 Бюджетного кодекса. В данном случае основная задача учреждения при осуществлении расходов заключается не в формальном перечислении средств в разрезе кодов классификации расходов согласно доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год, а в осуществлении расходов, в том числе при премировании работников, в соответствии с действующим законодательством. Направление средств краевого бюджета на выплаты работнику, которому данные выплаты не предусмотрены, в силу указания на это в действующем законодательстве, не соответствует целям, определенным бюджетной сметой и признается нецелевым использованием.
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2023 г. N Ф08-9856/23 по делу N А32-16107/2023