г. Краснодар |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А53-42103/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378), общества с ограниченной ответственностью "Светлый" (ИНН 6115902768, ОГРН 1066115004922) (ходатайство без участия), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу N А53-42103/2022, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в суд с иском о взыскании с ООО "Светлый" (далее - общество) полученных в качестве субсидии денежных средств в размере 1 113 020 рублей.
Решением суда от 05.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Суды пришли к ошибочному выводу о том, что общество не нарушило условия предоставления субсидии.
В возражениях на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в июле 2020 года общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии.
4 августа 2020 года министерство и общество в соответствии с постановлением правительства Ростовской области от 17.03.2020 N 158 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства" (в редакции, от 07.06.2021) (далее - Положение N 158) заключили соглашение на возмещение затрат на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства в целях возмещения части затрат на развитие мясного животноводства N 259.
На основании пункта 1 соглашения его предметом является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии получателю в целях возмещения понесенных затрат получателя, связанных с развитием мясного животноводства.
Согласно пункту 2 соглашения субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 соглашения, в общем размере 1 113 020 рублей.
По смыслу пункта 4.1 соглашения министерство обязуется обеспечить предоставление субсидии путем ее перечисления на расчетный счет получателя; осуществлять проверку предоставляемых получателем документов, в том числе на соответствие их Положению N 158 о порядке предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня их получения от получателя согласно данному Положению; устанавливать показатель предоставления субсидии согласно приложению N 1 к соглашению; осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Положением N 158 о порядке предоставления субсидии, в том числе в части достоверности представляемых получателем сведений в документах, предусмотренных пунктом 2.2 раздела 2 Положения N 158, путем проведения плановых (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных получателем в министерство с соответствии с Положением N 158; осуществлять оценку достижения получателем значения показателя предоставления субсидии, установленного Положением N 158, в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 соглашения, на основании отчетов о достижении значения, показателя предоставления субсидии по форме, установленной в приложении N 2 к соглашению; в случае установления министерством и (или) получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Положением N 158, в том числе указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, невыполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных соглашением, а также в случае, если получателем не достигнут установленный показатель предоставления субсидии, установленный Положением N 158 и соглашением, направлять получателю в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов требование о возврате субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Согласно пункту 4.3 соглашения получатель обязуется представлять в министерство документы, предусмотренные Положением N 158; обеспечить достижение значения показателя предоставления субсидии и соблюдение сроков его достижения, устанавливаемых в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 соглашения; предоставлять в министерство отчет о достижении значения показателя предоставления субсидии на основании подпункта 4.1.5 пункта 4.1 соглашения не позднее 15-го рабочего дня, следующего за отчетным; представлять в министерство промежуточную (квартальную) и годовую отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителя агропромышленного комплекса Ростовской области по формам, утвержденным министерством, и в сроки, установленные министерством: для промежуточной (квартальной) отчетности - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным; для годовой отчетности - не позднее 24 февраля года, следующего за отчетным; в случае получения от министерства требования в соответствии с подпунктом 4.1.6 пункта 4.1 соглашения возвратить в областной бюджет субсидию в размере и сроки, установленные в указанном требовании; обеспечить полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с соглашением.
Согласно пункту 5.1 соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании приложения N 1 к соглашению плановое значение численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород на запланированный 2020 год составляет 385.
Министерство перечислило на расчетный счет общества субсидию в размере 1 113 020 рублей, что подтверждается платежным поручением от 14.08.2020 N 299646.
На основании подпункта 1.9 пункта 1 Плана аудиторских мероприятий министерства на 2021 год, утвержденного приказом от 29.12.2020 N 103 "Об утверждении Плана аудиторских мероприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на 2021 год", приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 06.10.2021 N 137 "О проведении аудиторского мероприятия" с 11.10.2021 по 23.12.2021 проведено аудиторское мероприятие по проверке соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Положением N 158 и соглашением.
В рамках указанной проверки министерство выявило нарушения при сверке показателей формы N 13-АПК "Отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства за 2020 год", представленной ответчиком в I квартале 2021 года, с данными, указанными им в расшифровке фактических затрат, понесенных им на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за I полугодие 2020 года, представленной ответчиком в составе заявки о предоставлении субсидии от 24.07.2020.
Так, согласно указанной расшифровке фактических затрат, понесенных ответчиком, расходы за I полугодие 2020 года составили: оплата труда - 1 649 426 рублей, корма - 1 824 246 рублей 92 копейки, электроэнергия - 32 156 рублей 21 копейка, средства защиты животных (ветеринарные препараты) - 69 689 рублей 53 копейки, амортизация - 1 218 922 рубля 17 копеек.
Однако на основании отчета о производстве, затратах себестоимости и реализации продукции животноводства за 2020 год расходы в 2020 году составили: оплата труда - 887 тыс. рублей, корма - 804 тыс. рублей, электроэнергия - 8 тыс. рублей, средства защиты животных (ветеринарные препараты) - 8 тыс. рублей, амортизация - 274 тыс. рублей.
Соответственно, из сравнительного анализа расшифровки фактических затрат за I полугодие 2020 года и отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства за 2020 год следует, что затраты общества за I полугодие 2020 года по перечисленным направлениям превышают затраты по аналогичным направлениям за весь период 2020 года, что является нелогичным, противоречивым и невозможно по объективным причинам.
Министерством сделан вывод о том, что общество при подаче заявки на получение субсидии представило недостоверные сведения в расшифровке фактических затрат, понесенных им на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за I полугодие 2020 года.
С учетом изложенного министерство посчитало, что общество нарушило обязанность, предусмотренную подпунктом 4.3.6 пункта 4.3 раздела 4 соглашения в части обеспечении полноты и достоверности сведений, представляемых в министерство.
Министерство направило обществу претензию от 14.01.2022 N 34.7-38, в которой потребовало возвратить денежные средства в размере 1 113 020 рублей, полученные в качестве субсидии в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.
Претензия доставлена обществу 20.01.2022, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, министерство обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Действующее законодательство предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Суды установили, что при оформлении субсидии общество, действительно, в представленной расшифровке фактических затрат за I полугодие 2020 года ошибочно включило затраты на содержание всего поголовья крупного рогатого скота, в том числе на поголовье молодняка. Размер затрат составил 4 115 526 рублей.
При составлении годового отчета указанные ошибки устранены. В результате фактические затраты на содержание поголовья коров мясных пород за I полугодие 2020 года составили 1 751 750 рублей, за 2020 год - 2 903 тыс. рублей.
Сумма расходов за I полугодие в размере 1 751 750 рублей сложилась из следующих затрат: на заработную плату в размере 535 376 рублей; на приобретение кормов в размере 484 128 рублей; на электроэнергию в размере 5125 рублей; на приобретение средств защиты животных в размере 6009 рублей; на ГСМ в размере 29 356 рублей; на амортизацию в размере 165 110 рублей; прочих расходов в размере 526 646 руб.
Расходы на содержание поголовья коров мясных пород за 2020 год составили 2 903 тыс. рублей и сложились из следующих затрат: на заработную плату в размере 887 тыс. рублей; на приобретение кормов в размере 804 тыс. рублей; на электроэнергию в размере 8 тыс. рублей; на приобретение средств защиты животных в размере 8 тыс. рублей; на ГСМ в размере 49 тыс. рублей, на амортизацию в размере 274 тыс. рублей; прочих расходов в размере 1 033 тыс. рублей.
При принятии решения судебные инстанции учли положения пункта 1.3 Положением N 158, согласно которому субсидия предоставляется из расчета на одну условную голову, но не более фактических затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей. Положение N 158 в редакции на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии не содержала перечень затрат, которые могут быть компенсированы.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что условия предоставления субсидии обществу не нарушены. Сумма фактических затрат на I полугодие 2020 года превышает сумму предоставленной субсидии.
Довод министерства о том, что ответчик представил недостоверные сведения в расшифровке фактических затрат на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей за I полугодие 2020 года, был предметом оценки судебных инстанций и правомерно отклонен ввиду предоставления обществом в материалы дела отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства от 31.12.2020. Суды отметили, что министерство не представило в материалы дела относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о недостоверности документов, представленных ответчиком в обоснование своей позиции.
Суды оценили доводы министерства о том, что неточности в представлении документов не свидетельствуют о необходимости возврата субсидии, которая получена в установленном порядке и израсходована на полученные цели, в том числе с учетом результативности работы и развития сельского хозяйства, а факт достижения результативности не оспаривается истцом при том, что техническая ошибка не может служить поводом к возврату субсидии в силу указанных нормативных правовых актов.
С учетом изложенного выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения предъявляемых истцом требований и отсутствии оснований для возврата субсидии в размере 1 113 020 рублей являются правильными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу N А53-42103/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пункта 4.1 соглашения министерство обязуется обеспечить предоставление субсидии путем ее перечисления на расчетный счет получателя; осуществлять проверку предоставляемых получателем документов, в том числе на соответствие их Положению N 158 о порядке предоставления субсидии, в течение 10 рабочих дней со дня их получения от получателя согласно данному Положению; устанавливать показатель предоставления субсидии согласно приложению N 1 к соглашению; осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Положением N 158 о порядке предоставления субсидии, в том числе в части достоверности представляемых получателем сведений в документах, предусмотренных пунктом 2.2 раздела 2 Положения N 158, путем проведения плановых (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных получателем в министерство с соответствии с Положением N 158; осуществлять оценку достижения получателем значения показателя предоставления субсидии, установленного Положением N 158, в соответствии с подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 соглашения, на основании отчетов о достижении значения, показателя предоставления субсидии по форме, установленной в приложении N 2 к соглашению; в случае установления министерством и (или) получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных Положением N 158, в том числе указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, невыполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных соглашением, а также в случае, если получателем не достигнут установленный показатель предоставления субсидии, установленный Положением N 158 и соглашением, направлять получателю в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов требование о возврате субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
...
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2023 г. N Ф08-10150/23 по делу N А53-42103/2022