г. Краснодар |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А32-28642/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Саттаровой Екатерины Сергеевны (ИНН 231200254143, ОГРНИП 320237500099997) - Чуковой Н.И. (доверенность от 30.12.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Рамазанова М.Р. (доверенность от 10.03.2023), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар", департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу N А32-28642/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Саттарова Е.С. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), в котором просила:
- признать незаконными действия администрации, выразившиеся в отказе заключить с предпринимателем договор на размещение объекта - элементы благоустройства территории на землях кадастрового квартала 23:43:0302015, площадью 60 кв. м, вблизи дома N 184 по ул. Красной в Центральном внутригородском округе г. Краснодара (разгрузочно-погрузочная площадка), приведенном в постановлении администрации от 09.03.2021 N 879;
- возложить на администрацию обязанность заключить с предпринимателем безвозмездный договор на размещение на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, объекта - элементы благоустройства территории на землях кадастрового квартала 23:43:0302015, площадью 60 кв. м, вблизи дома N 184 по ул. Красной в Центральном внутригородском округе г. Краснодара (разгрузочно-погрузочная площадка) на период владения предпринимателем помещениями, кадастровый номер: 23:43:0302015:6205, площадь 395,2 кв. м, назначение: нежилое, тип этажа: этаж N 1, подвал N б/н, адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, д. 184, помещения N 1001, 1002.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021, заявление предпринимателя удовлетворено. Суды пришли к выводу о том, что отказ администрации не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.04.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа указал на необходимость надлежащей правовой оценки доводов администрации о том, что вид объекта, указанного в заявлении, не соответствуют видам объектов, размещаемых без предоставления земельного участка, а также обсуждения вопроса о привлечении к участию в деле лица, уполномоченного на представление интересов собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
При новом рассмотрении к участию в деле привлечено ООО "Городская управляющая компания - Краснодар".
На основании определения от 14.12.2022 по делу назначена судебная экспертиза (т. 3, л. д. 92 - 95).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023, требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ в заключении с заявителем договора на размещение объекта - элемента благоустройства территории на землях кадастрового квартала 23:43:0302015, площадью 60 кв. м, вблизи дома N 184, по ул. Красной в Центральном внутригородском округе г. Краснодара (разгрузочно-погрузочная площадка), приведенный в постановлении от 09.03.2021 N 879, как не соответствующий статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). На администрацию возложена обязанность принять решение о заключении с заявителем соответствующего договора на основании заявления от 21.10.2020 и направить его проект предпринимателю. Распределены судебные расходы. Суды руководствовались заключением проведенной по делу судебной экспертизы, согласно которому территория, испрашиваемая предпринимателем для размещения объекта (элементы благоустройства территории на землях кадастрового квартала 23:43:0302015, площадью 60 кв. м, вблизи дома N 184 по ул. Красной в Центральном внутригородском округе г. Краснодара (разгрузочно-погрузочная площадка)), не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302015:1595 и в состав придомовой территории многоквартирного жилого дома по улице Красной, 184 в Центральном внутригородском округе г. Краснодара. Суды также указали, что требуемый заявителем к размещению объект благоустройства соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление N 1300) и Правилам благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 N 52 п.6 (далее - Правила благоустройства).
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что вид объекта, названного в заявлении, не соответствует видам объектов, приведенных в Перечне, утвержденном постановлением N 1300. У суда отсутствовали основания для возложения на администрацию обязанности принять решение о заключении с заявителем соответствующего договора.
Предприниматель представила отзыв, в котором указала на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель администрации на удовлетворении жалобы настаивал. Представитель предпринимателя полагал, что решение и постановление основаны на представленных в дело доказательствах, соответствуют применимым нормам действующего законодательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, предприниматель обратилась в администрацию с заявлением о заключении договора на размещение объектов на землях или земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, для размещения элементов благоустройства территории на землях кадастрового квартала 23:43:0302015, площадью 60 кв. м, вблизи дома N 184 по ул. Красной в Центральном внутригородском округе города Краснодара (разгрузочно-погрузочная площадка).
Постановлением заместителя главы муниципального образования город Краснодар от 09.03.2021 N 879 отказано в заключении договора на размещение погрузочно-разгрузочной площадки на землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных по ул. Красной вблизи строения N 184 в Центральном внутригородском округе города Краснодара. Отказ мотивирован тем, что заявитель не представил документы, предусмотренные приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 07.12.2015 N 255 "Об утверждении формы заявления и перечня документов, необходимых для принятия решения о заключении (отказе в заключении) договора на размещение объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута", а именно: заявление, предусмотренное приложением N 1; документы, предусмотренные подпунктами 4, 5 пункта 1 приложения N 2, по форме или содержанию не соответствуют требованиям, утвержденным указанным приказом; вид объекта, указанного в заявлении, не соответствует видам объектов, установленных перечнем видом объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Предприниматель, полагая, что отказ администрации не соответствует закону, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Кодекса. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в частности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 этой статьи).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 "Об установлении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края" утверждены Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края (далее - Порядок). Положения Порядка распространяются на земли и земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам (пункт 1.2). Заявление о заключении договора на размещение объекта заявитель подает в уполномоченные исполнительные органы государственной власти Российской Федерации или Краснодарского края или органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (пункт 1.3). Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении договора на размещение объекта приведены в пункте 2.13 Порядка. В частности, такое решение принимается в случаях: если размещение объекта не соответствует документам территориального планирования, градостроительного зонирования, требованиям нормативных документов, в том числе в области безопасности дорожного движения (подпункт 4); вид объекта, указанного в заявлении, не соответствует видам объектов, установленным Перечнем, утвержденным постановлением N 1300 (подпункт 5).
В соответствии с пунктом 4 Перечня, утвержденного постановлением N 1300, к таким видам объектов отнесены элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Элементы благоустройства представляют собой декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - Градостроительный кодекс).
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса под благоустройством территории (городского округа) понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
По смыслу приведенных норм и Правил благоустройства элементы благоустройства представляют собой объекты архитектурного или декоративного внешнего облика территории, которые улучшают исходные характеристики земельного участка, как визуальные, так и технические, и доступ к которым имеет неограниченный круг лиц.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя и возлагая на администрацию обязанность принять решение о заключении договора о размещении объекта благоустройства (разгрузочно-погрузочной площадки), не приняли во внимание следующее.
В соответствии с заявлением предприниматель просила заключить договор на размещение объекта благоустройства - разгрузочно-погрузочной площадки площадью 60 кв. м, в качестве элемента благоустройства территории и малых архитектурных форм (т. 1, л. д. 18, 31, 32).
В постановлении от 09.03.2021 N 879 администрация указала, в том числе, что вид объекта, названного в заявлении, не соответствует видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитута (т. 1, л. д. 20).
Согласно подпункту 5 пункта 2.13 Порядка решение об отказе в заключении договора на размещение объекта принимается в случае, если вид объекта, указанного в заявлении, не соответствует видам объектов, установленным Перечнем, утвержденным постановлением N 1300.
Как видно из материалов дела, заявитель планировал размещение объекта благоустройства - разгрузочно-погрузочной площадки площадью 60 кв. м на территории общего пользования (т. 1, л. д. 47, 48). В заключении от 17.01.2023 N 28642/22 проведенной по делу судебной экспертизы отражено, что названный объект благоустройства предполагается полностью разместить на существующей асфальтированной стоянке автотранспорта (т. 3, л. д. 105, 106, 110). Размещение подобного объекта (разгрузочно-погрузочной площадки площадью 60 кв. м), исключающей (ограничивающей) возможность использования территории общего пользования (существующей стоянки автотранспорта) иными лицами, не может быть признано соответствующим видам объектов, названным в пункте 4 Перечня, утвержденного постановлением N 1300.
Принимая во внимание вид и назначение испрашиваемого использования (разгрузочно-погрузочная площадка), площадь названного объекта и установленное экспертами пространственное расположение планируемого объекта, размещение в границах такой территории урны для мусора, фонарей освещения и мощения (т. 1, л. д. 48, 49), само по себе не означает, что в целом этот объект (т. 1, л. д. 18) отвечает назначению объектов, названных в пункте 38 статьи 1 Градостроительного кодекса и в пункте 4 Перечня, утвержденного постановлением N 1300.
Порядок использования земельных участков, предусмотренный подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса, ограничен условиями, исключающими возможность размещения в указанном порядке объектов, не предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением N 1300, поэтому оспариваемый отказ администрации принят при наличии к тому правовых оснований и не привел к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
По результатам рассмотрения жалобы кассационный суд вправе отменить решение и (или) апелляционное постановление полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применена норма права либо законность решения, постановления повторно проверяется кассационным судом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 данной статьи (пункт 2 части 1 статьи 287 Кодекса).
Поскольку судебные инстанции верно установили фактические обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права, решение и постановление следует отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя (часть 3 статьи 201 Кодекса).
В связи с отказом в удовлетворении заявления основания для отнесения на администрацию понесенных предпринимателем судебных расходов отсутствуют (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу N А32-28642/2021 отменить, в удовлетворении заявление отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание вид и назначение испрашиваемого использования (разгрузочно-погрузочная площадка), площадь названного объекта и установленное экспертами пространственное расположение планируемого объекта, размещение в границах такой территории урны для мусора, фонарей освещения и мощения (т. 1, л. д. 48, 49), само по себе не означает, что в целом этот объект (т. 1, л. д. 18) отвечает назначению объектов, названных в пункте 38 статьи 1 Градостроительного кодекса и в пункте 4 Перечня, утвержденного постановлением N 1300.
Порядок использования земельных участков, предусмотренный подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса, ограничен условиями, исключающими возможность размещения в указанном порядке объектов, не предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением N 1300, поэтому оспариваемый отказ администрации принят при наличии к тому правовых оснований и не привел к нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2023 г. N Ф08-1354/22 по делу N А32-28642/2021
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1354/2022
05.06.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7216/2023
24.03.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28642/2021
11.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1354/2022
30.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19600/2021
15.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28642/2021