г. Краснодар |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А32-15288/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от истца - Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534 ОГРН 1022301619020) - Шавырина В.В. (доверенность от 07.02.2023), в отсутствие в судебном заседании ответчика - государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" (ИНН 2310068690 ОГРН 1022301609307), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства экономического развития Российской Федерации (ИНН 7710349494 ОГРН 1027700575385), извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Главного управления строительства Краснодарского края" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А32-15288/2023, установил следующее.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее -управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственному казенному учреждению "Главное управление строительства Краснодарского края" (далее - учреждение) о взыскании задолженности в размере 245 932 303 рублей.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.08.2023, требования удовлетворены по мотиву наличия оснований для возврата средств федерального бюджета, за счет которых производилась оплата за виды и объемы работ, не соответствующих утвержденной проектно-сметной документации по закупочной документации.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. Ссылается на нарушение прав и интересов Департамента строительства Краснодарского края как главного распорядителя бюджетных средств, тогда как суд не привлек его к участию в деле третьим лицом. Учреждение не является распорядителем бюджетных средств, оно исполняло поручения департамента строительства Краснодарского края.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя управления, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил, что управление провело плановую проверку использования средств из федерального бюджета на природоохранную деятельность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 N 991 за 2012 - 2015 годы, по результатам которой составило акт от 31.12.2019 о нарушении статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 1 статьи 720, пункта 2 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), подпункта "д" пункта 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - постановление N 468), сумма неправомерно принятых учреждением и оплаченных работ по государственному контракту от 18.11.2010 N 54-10 составила 245 932 303 рублей.
С учетом выявленных нарушений и пунктов 7 и 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, управление вынесло представление от 20.02.2020 N 18-25-10/3444 об устранении нарушений, возврате в федеральный бюджет или скорректировать проектно-сметную документацию, принятии мер по устранению причин и условий нарушений до 01.12.2020. Представление управления учреждение не исполнено. Управление 30.12.2020 вынесло учреждению предписание N 18-25-10/18186 о принятии мер по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в размере 245 932 303 рублей в срок не позднее 01.08.2021. Не согласившись с предписанием, учреждение обжаловало его в арбитражный суд. Судебными актами по делу N А32-26869/2021 учреждению отказано в признании недействительным предписания. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2023 N 308-ЭС23-1359 учреждению отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Поскольку в срок до 01.08.2021 предписание управления учреждение не исполнило, не возместило ущерба Российской Федерации в размере 245 932 303 рублей, управление обратилось в арбитражный суд с иском об их взыскании с учреждения.
Удовлетворяя заявленные по делу требования, суд сослался на установленные судебными актами по делу N А3226869/2021 обстоятельства совершения учреждением вмененным ему управлением бюджетных нарушений, где в том числе проверялось наличие оснований для вынесения предписания управления от 30.12.2020 N 18-25-10/18186 о возврате взыскиваемых по настоящему делу убытков, вызванных неэффективным и нерезультативным и нецелевым использованием учреждением средств федерального бюджета. При рассмотрении названного арбитражного дела признано доказанным управлением нарушение учреждением статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 1 статьи 720, пункта 2 статьи 748 Гражданского кодекса, подпункта "д" пункта 6 Положения N 468, установил, что величина неправомерно принятых учреждением и оплаченных работ по контракту от 18.11.2010 N 54-10 составила 245 932 303 рублей, пунктом 10.1.4 которого учреждение обязалось отказывать в приемке результата работ из-за несоответствия их технической и сметной документации требованиям закона. Отраженные в части актов формы КС-2, принятые к учету учреждением и оплаченные по контракту (272 127 310 рублей 70 копеек), не соответствовали наименованию выполненных работ, а их объемы не соответствуют утвержденной проектно-сметной документации (локальным сметным расчетам и данным ведомостей объемов строительных и монтажных работ). С учетом снятых в 2013 году объемов работ в сумме 26 195 007 рублей 62 копеек величина неправомерно принятых учреждением и оплаченных работ по контракту составила 245 932 303 рублей, которые суд и взыскал в настоящем деле.
С учетом статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А32-15288/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные по делу требования, суд сослался на установленные судебными актами по делу N А3226869/2021 обстоятельства совершения учреждением вмененным ему управлением бюджетных нарушений, где в том числе проверялось наличие оснований для вынесения предписания управления от 30.12.2020 N 18-25-10/18186 о возврате взыскиваемых по настоящему делу убытков, вызванных неэффективным и нерезультативным и нецелевым использованием учреждением средств федерального бюджета. При рассмотрении названного арбитражного дела признано доказанным управлением нарушение учреждением статьи 162 Бюджетного кодекса, пункта 1 статьи 720, пункта 2 статьи 748 Гражданского кодекса, подпункта "д" пункта 6 Положения N 468, установил, что величина неправомерно принятых учреждением и оплаченных работ по контракту от 18.11.2010 N 54-10 составила 245 932 303 рублей, пунктом 10.1.4 которого учреждение обязалось отказывать в приемке результата работ из-за несоответствия их технической и сметной документации требованиям закона. Отраженные в части актов формы КС-2, принятые к учету учреждением и оплаченные по контракту (272 127 310 рублей 70 копеек), не соответствовали наименованию выполненных работ, а их объемы не соответствуют утвержденной проектно-сметной документации (локальным сметным расчетам и данным ведомостей объемов строительных и монтажных работ). С учетом снятых в 2013 году объемов работ в сумме 26 195 007 рублей 62 копеек величина неправомерно принятых учреждением и оплаченных работ по контракту составила 245 932 303 рублей, которые суд и взыскал в настоящем деле."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2023 г. N Ф08-10202/23 по делу N А32-15288/2023