г. Краснодар |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А32-14889/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дора"" - Гуйко Е.С. (доверенность от 23.03.2023), от администрации муниципального образования город Краснодар - Улановской Е.С. (доверенность от 21.12.2022), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дора"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А32-14889/2023, установил следующее.
ООО "Торговый дом "Дора"" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным постановления от 03.03.2023 N 893 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 25.01.2023 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году"", которым пункты 1, 6, 18 раздела "Прикубанский внутригородской округ города Краснодар" приложения к постановлению администрации от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году" признаны утратившими силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2023 заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда от 29.05.2023 отменено. Принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судебный акт принят с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Общество приступило к организации и проведению ярмарки. Общество имело право организовывать ярмарки по своему усмотрению. Действующее законодательство не предусматривает норм, обязывающих хозяйствующих субъектов организовывать проведение ярмарок ежедневно. Исходя из рентабельности и пожеланий фермеров, общество пришло к выводу об организации ярмарки выходного дня.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель администрации отклонил их.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году" утвержден перечень ярмарок, проводимых на территории муниципального образования город Краснодар в 2023 году (т. 1, л. д. 25 - 30).
Постановлением администрации от 03.03.2023 N 893 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году"" пункты 1, 6, 18 раздела "Прикубанский внутригородской округ города Краснодара" приложения к постановлению от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году" признаны утратившими силу (т. 1, л. д. 24). Данные изменения приняты в связи с поступлением в администрацию информации органа исполнительной власти Краснодарского края в области потребительской сферы о нарушении организаторами ярмарок сроков и времени проведения ярмарок, регламентированных пунктом 1 части 3 статьи 10 Закона Краснодарского края от 01.03.2011 N 2195-КЗ "Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2195-КЗ), которым предусмотрено, что действие выданного ранее решения о проведении ярмарки, выставки-ярмарки прекращается администрацией муниципального образования ранее истечения срока проведения ярмарки, выставки-ярмарки, указанного в данном решении, в случае поступления в администрацию муниципального образования информации исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в области потребительской сферы, иных уполномоченных органов о том, что в течение срока проведения ярмарки, выставки-ярмарки, указанного в данном решении, организатор ярмарки, выставки-ярмарки не приступил к проведению ярмарки, выставки-ярмарки либо не исполнил письменное обязательство по оборудованию ярмарочной площадки подъездами для погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями, указанными в пункте 4 статьи 11 данного Закона.
Несогласие с принятым администрацией постановлением послужило основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что общество приступило к организации ярмарки в соответствии требованиями действующего законодательства. Согласно порядку предоставления торговых мест и условий торговли на муниципальной, универсальной, розничной, периодичной ярмарке по продаже продовольственных и непродовольственных товаров (выполнение работ, оказание услуг), расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская (вблизи строения N 38), утвержден период ярмарки с01.01.2023 по 31.12.2023. Суд первой инстанции исходил из того, что организатор ярмарки имеет право самостоятельно, без предварительного согласования, внести коррективы в режим работы ярмарки (перевести на режим работы по выходным дням) в случае отсутствия заявок со стороны участников ярмарки (фермеров), а также в случае неблагоприятных погодных условий. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и незаконности принятого администрацией постановления.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 10 Закона N 2195-КЗ в решении о проведении ярмарки, выставки-ярмарки указываются в числе прочего срок и время ее проведения.
Из пункта 8 письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.03.2020 N 18936/15 следует, что ярмарки должны проводиться регулярно, становясь постоянной торговой инфраструктурой, образуя стабильные, а не эпизодические каналы сбыта для производителей и способствуя формированию профессиональных и ответственных торговцев - участников ярмарок.
Под продолжительностью ярмарки понимается период, в течение которого ярмарка открыта для покупателей, посетителей. По продолжительности ярмарки бывают мероприятиями как с чётко установленными сроками проведения, так и постоянно действующими (пункт 3.24 раздела).
Если решением администрации предусмотрен ежедневный режим работы ярмарки, что в свою очередь предполагает, что она является постоянно действующей, организатор обязан обеспечивать ее беспрерывное (ежедневное) функционирование, чтобы достичь целей организации, в том числе предусмотренных письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.03.2020 N 18936/15.
Из обстоятельств спора следует, что в администрацию от общества поступила заявка от 10.01.2022 вх. N 51 на организацию универсальной розничной ярмарки на территории муниципального образования город Краснодар по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская (вблизи строения N 38), с 01.01.2023 до 31.12.2023 (т. 1, л. д. 72), которая рассмотрена управлением торговли и бытового обслуживания населения администрации в установленные законом сроки.
По итогам рассмотрения заявки издано постановление администрации от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году", адрес включен в перечень ярмарок, проводимых на территории муниципального образования город Краснодар. В постановлении указан адрес и график-периодичность проведения ярмарки.
В соответствии с постановлением администрации от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году" ярмарка по ул.
Восточно-Кругликовской (вблизи строения N 38) проводится ежедневно.
Доказательства того, что общество обращалось с заявлением об изменении графика ярмарки, в материалах дела отсутствуют.
Между тем администрация в материалы дела представила письмо департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 14.02.2023 N 59-06-09-1341/23, согласно которому по результатам проведенных информационно-аналитических наблюдений за организацией работы универсальной периодичной розничной ярмарки по адресу: г. Краснодар, ул. им. Евгении Жигуленко установлено, что ярмарка осуществляет работу не ежедневно, а исключительно по выходным дням, выявлены иные нарушения (отсутствие санитарной одежды у лиц, непосредственно имеющих контакт с пищевым сырьем и продукцией; реализация обезличенной продукции без маркировки, консервированной продукции домашнего изготовления, (т. 1, л. д. 93, 94), реализация яиц, домашних кур, колбасных изделий и др. с нарушением санитарно-эпидемиологических норм либо температурного режима. Факт неоднократных нарушений общества подтверждается приобщенными к материалам дела фотоматериалами, где виден график работы ярмарки, а также зафиксирован режим ярмарки - суббота, воскресенье (т. 1, л. д. 51 - 65).
При этом факт несоблюдения заявителем графика работы ярмарки не оспаривается самим заявителем.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел ссылку общества на отсутствие ежедневной организации ярмарки по ул. Восточно-Кругликовской (вблизи строения N 38) ввиду погодных условий и должного ежедневного спроса со стороны покупателей в зимнее время. Как указал суд апелляционной инстанции, общество не предпринимало никаких действий для изменения и согласования изменений режима работы ярмарки, при том что общество приняло на себя обязательство, которое само же и не исполнило.
Таким образом, приняв во внимание письменные доказательства, фотоматериалы, информацию от департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 18.01.2023 и от 14.02.2023, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что управлением торговли и бытового обслуживания администрации правомерно издано постановление от 03.03.2023 N 893 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году"", в соответствии с которым адресный ориентир по ул. Восточно-Кругликовской (вблизи строения N 38) исключен из перечня ярмарок, проводимых на территории муниципального образования город Краснодар в 2023 году.
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что составление графика ярмарок направлено на то, чтобы обеспечить заблаговременное планирование и координацию усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, задействованных в организации мероприятия, в обеспечении общественной безопасности и правопорядка при его проведении. В этой связи обжалуемое постановление администрации имеет под собой правовые основания.
Апелляционный суд отметил, что постановлением от 03.03.2023 N 893 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 25.01.2022 N 214 "О проведении муниципальных ярмарок в 2023 году"" исключены из перечня ярмарок помимо заявителя и иные организаторы универсальных розничных ярмарок, а именно индивидуальный предприниматель Шульга А.С., ярмарка на ул. им. Евгении Жигуленко (вблизи строения N 4) и индивидуальный предприниматель Горбань A.M., ярмарка на ул. Домбайской (вблизи дома N 10/1). Общество не обосновало мотивы, по которым оспаривало постановление, относительно исключения других субъектов из числа организаторов ярмарок.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А32-14889/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дора"" - Гуйко Е.С. (доверенность от 23.03.2023), от администрации муниципального образования город Краснодар - Улановской Е.С. (доверенность от 21.12.2022), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дора"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А32-14889/2023, установил следующее."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2023 г. N Ф08-9947/23 по делу N А32-14889/2023