г. Краснодар |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А32-25178/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) - Сокрутиной Д.А. (доверенность от 27.12.2022), в отсутствие ответчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар "Детский сад комбинированного вида N 209 "Чапаенок"" (ИНН 2309073590, ОГРН 1022301427147), извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар "Детский сад комбинированного вида N 209 "Чапаенок"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А32-25178/2022, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению муниципального образования город Краснодар "Детский сад комбинированного вида N 209 N 209 "Чапаенок"" (далее - детский сад) о взыскании 94 405 рублей 74 копеек платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ с 01.02.2021 по 30.09.2021, а также 7889 рублей 93 копеек пеней с 11.03.2021 по 23.11.2021.
Решением суда от 20.04.2023 в иске отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку детский сад не относится к категории абонентов, поименованных в пункте 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644); производство готовых пищевых продуктов и блюд, стирка изделий в силу возложенной на детское дошкольное учреждение представляет комплекс организационно-технических мероприятий с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, направленных на обеспечение детей питанием и эта деятельность не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд, как самостоятельному виду экономической деятельности.
Постановлением апелляционного суда от 16.06.2023 решение суда первой инстанции от 20.04.2023 отменено, исковые требования удовлетворены. Апелляционный суд исходил из иного толкования пункта 203 Правил N 644 и нормативно закрепленной презумпции превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения с учетом вида хозяйственной деятельности, фактически (вне зависимости от указания в ЕГРЮЛ соответствующего вида деятельности) осуществляемой на объекте абонента.
В кассационной жалобе детский сад просит отменить апелляционное постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, положения пункта 203 Правил N 644 не могут быть применены к ответчику, поскольку в силу статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) деятельность дошкольных образовательных учреждений предполагает организацию питания воспитанников, это не тождественно деятельности по производству пищевых продуктов как самостоятельному виду экономической деятельности; взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 возможно в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод. Среднесуточный сброс с объекта абонента менее 30 куб. м, вид деятельности детского сада не связан с удалением каких-либо отходов и деятельностью предприятий питания. Сама по себе организация питания воспитанников не тождественна деятельности по производству пищевых продуктов как самостоятельному виду экономической деятельности, а представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, направленных на обеспечение детей питанием.
В отзыве на кассационную жалобу водоканал просит оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, между детским садом (абонент) и водоканалом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) заключен государственный контракт от 30.11.2020 N 4351, согласно которому водоканал принял обязательства предоставлять абоненту за плату услуги по холодному водоснабжению и водоотведению; абонент обязался приобретать холодную воду в установленных целях, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод; оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, установленном договором; обеспечивать безопасность эксплуатации водопроводных и канализационных сетей (раздел 1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.9 указанного контракта размер платы абонента в связи с нарушением нормативов состава сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) и Правилами N 644.
Абонент производит оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносит плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами N 644 (подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644).
Обязательным условием использования абонентом централизованной системы водоотведения является соблюдение им нормативных требований к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод (пункт 111 Правил N 644).
Согласно Экологической доктрине Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р) принцип "загрязнитель платит" является одним из главных экономических механизмов, обеспечивающих рациональное природопользование.
Данный принцип нормативно закреплен статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Содержание названного принципа раскрыто Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 02.06.2015 N 12-П: принцип "загрязнитель платит" выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Законодателем определен механизм компенсации абонентами двух видов расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства:
- это расходы организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и возмещение вреда, причиненного водным объектам;
- и расходы организации ВКХ по сверхнормативному износу централизованной системы водоотведения, связанному со сбросом абонентами загрязняющих веществ в эту систему.
Данная компенсация является составной частью платы по договору водоотведения, право на получение которой связано с оказанием услуг по водоотведению - приему и обезвреживанию веществ, негативно воздействующих на централизованную систему водоотведения (определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2020 N 308-ЭС19-27992, от 08.06.2020 N 308-ЭС19-20827).
Для этой цели Правилами N 644 установлены нормативы (пункты 113, 120, 123, приложения N 4, 4.1, 5).
Пунктом 167 Правил N 644 предусмотрено, что нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:
а) при среднесуточном сбросе с объекта абонента 30 и более куб. м в сутки - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;
б) при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. м в сутки - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в четвертом абзаце пункта 167 Правил N 644.
Виды деятельности абонентов, предусмотренные четвертым абзацем пункта 167 Правил N 644, аналогичны видам деятельности, указанным в пункте 203 Правил N 644, регулирующем порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод абонентам, объем сточных вод которых составляет менее 30 куб. м в сутки.
По общему правилу качество сточных вод устанавливается организацией ВКХ по результатам отбора и анализа проб сточных вод абонента в рамках полномочий такой организации (подпункт "е" пункта 34, подпункт "в" пункта 36, пункты 85, 119, 120, 123, 123 (1), 123 (2), 195, 198, 200, 201 Правил N 644).
Из пункта 123 (4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованную систему водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
Названный пункт предоставляет абоненту право выбора:
- вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644;
- либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, рассчитывается в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами.
Аналогичный предусмотренному пунктом 123 (4) упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил N 644.
Пунктом 203 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии следующих условий:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. м при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644 (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц);
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы четвертый и пятый пункта 203 Правил N 644).
Суд апелляционной инстанции установил, что среднесуточный объем сбрасываемых детским садом сточных вод менее объема, указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644; данное обстоятельство не оспаривается ответчиком; декларацию о составе и свойствах сточных вод детский сад не представлял.
В пункте 203 Правил N 644 предусмотрена формула для определения размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также определены условия для применения этой формулы.
Так, с применением названной формулы определяется размер соответствующей платы в отношении абонентов, с объектов которых, используемых в целях осуществления деятельности предприятий общественного питания либо производства пищевых продуктов, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий (в том числе, когда эти виды деятельности не указаны в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) объем стоков не превышает 30 куб. м в сутки.
Случаи для неначисления платы абонентам в порядке, предусмотренном вторым - шестым абзацами пункта 203 Правил N 644, перечислены в абзаце седьмом названного пункта:
- при отборе проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203 Правил N 644;
- в случае принятия декларации организацией ВКХ.
Таких исключений суд апелляционной инстанции не установил.
Из пункта 203 Правил N 644 следует, что факт осуществления абонентами, сбрасывающими стоки менее объема, указанного в пункте 124 Правил N 644, соответствующего вида деятельности, в результате которой образуются стоки, состав которых предполагает наличие загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, является достаточным основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Помимо абонентов, указанных в третьем абзаце пункта 167 Правил N 644, законодатель не предусмотрел исключений в зависимости от того, является ли соответствующая деятельность коммерческой либо необходима для реализации целей создания и деятельности юридического лица.
Представленный водоканалом расчет задолженности проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования водоканала.
Согласно пункту 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российско Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для удовлетворения кассационной жалобы детского сада отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу N А32-25178/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2023 г. N Ф08-9959/23 по делу N А32-25178/2022