г. Краснодар |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А32-16260/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского фермерского хозяйства Аленова Владимира Федоровича (ИНН 2352008990, ОГРН 1032329057276) - Сиротского В.А. (доверенность от 28.08.2021), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Савченко Э.А. (доверенность от 18.05.2023), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования Темрюкский район, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, войсковой части 2396-В, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по делу N А32-16260/2022, установил следующее.
КФХ Аленова В.Ф. (далее - хозяйство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просило:
- признать незаконным отказ от 19.01.2022 N 52-32-15-6327/22 в заключении без проведения торгов договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:0701007:2 площадью 676 345 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах АФ "Черноморец", участок N 5;
- возложить на департамент обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), а именно: обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0701007:2 для целей сельскохозяйственного производства, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с последующим проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, на основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае поступления заявлений от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию, о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка (пункты 4 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса) либо в случае, если такие заявления не поступили, осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0701007:2 в трех экземплярах, его подписание и направление заявителю (пункт 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Темрюкский район, Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, администрация Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, а также войсковая часть 2396-В.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023, заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ департамента в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:0701007:2 площадью 676 345 кв. м. На департамент возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу обеспечить опубликование извещения о предоставлении данного земельного участка в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса, а также по результатам опубликования совершить соответствующие действия по проведению аукциона или предусмотренные пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду соответствует закону и основан на документах, имевшихся в распоряжении уполномоченного органа. Суды не приняли во внимание, что спорный участок имеет ограничения, исключающие возможность его предоставления в аренду.
Хозяйство представило отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В заседании представитель департамента на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представитель хозяйства поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:30:0701007:2 площадью 676 345 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах АФ "Черноморец", участок N 5, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (т. 1, л. д. 16 - 18).
Хозяйство, ссылаясь на положения подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, обратилось в департамент с заявлением о предоставлении без проведения торгов в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:30:0701007:2, для целей - сельскохозяйственного использования, связанного с выращиванием и производством столовых и технических сортов винограда (т. 1, л. д. 19, 20).
Письмом от 19.01.2022 N 52-32-15-1850/22 департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. Уполномоченный орган указал, что испрашиваемый срок предоставления в аренду земельного участка составляет 49 лет, что превышает максимально установленный федеральным законодательством срок; по информации администрации муниципального образования Темрюкский район земельный участок частично расположен на территории основных улиц и дорог общего пользования; согласно генеральному плану Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, утвержденному решением Совета Новотаманского сельского поселения Темрюкского района от 05.04.2013 N 253 (в редакции от 20.11.2018 N 543), в границах земельного участка расположены водные объекты, что также подтверждено актом обследования от 10.01.2022, согласно которому на участке имеется понижение рельефа с водным зеркалом (т. 1, л. д. 22 - 24).
Письмом от 31.01.2022 N 52-32-15-3251/22 департамент сообщил заявителю, что согласно письму администрации муниципального образования Темрюкский района от 25.01.2022 N 07-866/22-28, в соответствии с генеральным планом Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, утвержденным решением Совета Новотаманского сельского поселения Темрюкского района от 05.04.2013 N 253 (в редакции от 20.11.2018 N 543), испрашиваемый земельный участок частично находится в функциональных зонах - зона озеленения общего пользования и на территории основных улиц и дорог (т. 1, л. д. 25).
Хозяйство, полагая, что отказ департамента не соответствует закону, обратилось с заявлением в суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Статьей 39.6 Земельного кодекса определены основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Договор аренды может быть заключен без проведения торгов при предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 данного Кодекса).
Статьей 39.18 Земельного кодекса определен порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Вопросы предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса. Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Основания, при наличии которых не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок приведены в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Приведенные в оспариваемом отказе доводы уполномоченного органа о наличии ограничений, исключающих возможность предоставления в аренду участка испрашиваемой площадью и конфигурацией, при рассмотрении дела судом первой инстанции не подтверждены в установленном порядке (т. 1, л. д. 90 - 93; т. 2, л. д. 1 - 4). Департамент не учитывает возможность предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения на период до момента начала реализации документов территориального планирования. Поскольку уполномоченный орган не доказал наличие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предоставлении участка в аренду, суды правомерно удовлетворили заявление главы хозяйства (статья 39.18 Земельного кодекса, часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 201 Кодекса). С учетом содержания резолютивной части решения от 07.03.2023 условия и срок предоставления участка уполномоченный орган определяет самостоятельно.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию департамента с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
С учетом изложенного условия для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы департамента отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права.
От уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе департамент освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2023 по делу N А32-16260/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2023 г. N Ф08-10809/23 по делу N А32-16260/2022