г. Краснодар |
|
31 октября 2023 г. |
Дело N А53-4936/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции и видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области от некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" (ИНН 6167111598, ОГРН 1136100005579) - Губской О.С. (доверенность от 23.03.2023), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) - Кикичевой Я.И. (доверенность от 09.01.2023), Рыбиной О.С. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой организации "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по делу N А53-4936/2023, установил следующее.
НО "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонт" (далее - фонд) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 28.12.2022 по делу N 061/01/17-1906/22, как не соответствующего статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135), пункту 78 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Положение N 615).
Решением суда от 15.05.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.07.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе фонд просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В действиях фонда отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства. Объекты объединены фондом в один лот согласно пункту 78 Положения N 615 с учетом одних и тех же видов работ, их функциональной связанности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы, а представители управления отклонили их по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 15.04.2022 по 14.06.2022 фонд на официальном сайте разместил информацию о проведении 35 закупочных процедур. В 9 из них, а именно N 205850000012200018, 205850000012200019, 205850000012200020, 205850000012200021, 205850000012200022, 205850000012200023, 205850000012200024, 205850000012200025 и 205850000012200026 начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) превышает первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации - 60 млн рублей.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200018 размещено 13.05.2022, НМЦК - 91 084 944 рубля. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.06.2022 РТС261А220016 подана одна заявка от ООО "Теплострой", которое признано победителем торгов. Фонд и ООО "Теплострой" 29.06.2022 заключили договор N А-09-22 на выполнение работ по капитальному ремонту 13 многоквартирных домов по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200018 размещено 13.05.2022, НМЦК составила 97 067 302 рубля 80 копеек. Согласно протоколу от 09.06.2022 РТС261А220017 подана одна заявка, победителем признано ООО "Теплострой", с которым был заключен договор от 29.06.2022 N А-10-22 выполнение работ по капитальному ремонту 10 многоквартирных домов по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200020 размещено 13.05.2022 с НМЦК 88 508 202 рубля. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220018 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "СпецКапСтройРостов", которое признано победителем. Фонд и указанная подрядная организация заключили договор от 29.06.2022 N А-11-22 выполнение работ по капитальному ремонту 13 многоквартирных домов по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200021 размещено 13.05.2022 с НМЦК 119 833 702 рубля 80 копеек. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220019 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "Дон-Строй", которое признано победителем. Фонд и подрядчик заключили договор от 30.06.2022 N А-12-22 по выполнение работ по капитальному ремонту 18 многоквартирных домов НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200022 размещено 13.05.2022 с НМЦК 111 124 314 рублей 00 копеек. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220020 на участие подана одна заявка от ООО "СУ-310", которое признано победителем аукциона. Фонд и ООО "СУ-310" заключили договор от 30.06.2022 N А-13-22 на выполнение работ по капитальному ремонту 22 многоквартирных домов по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200023 размещено 13.05.2022 с НМЦК 68 194 270 рублей 80 копеек. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220021 на участие подана одна заявка от ООО "СУ-310", которое признано победителем аукциона. Фонд и ООО "СУ-310" заключили договор от 30.06.2022 N А-14-22 по выполнению работ по капитальному ремонту 11 многоквартирных домов НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200024 размещено 13.05.2022 с НМЦК 72 950 606 рублей 40 копеек. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220022 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "Максимум-Строй", которое признано победителем аукциона. Фонд и указанная подрядная организация заключили договор от 30.06.2022 N А-15-22 на выполнение работ по капитальному ремонту 18 многоквартирных домов по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200025 размещено 13.05.2022 с НМЦК 111 031 759 рублей 20 копеек. Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220023 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "Новатор", которое признано победителем аукциона. Фонд и указанная подрядная организация заключили договор от 21.06.2022 N А-16-22 на выполнение работ по капитальному ремонту 16 многоквартирных домов по НМЦК.
Извещение о проведении аукциона N 205850000012200026 размещено 13.05.2022 с НМЦК 73 926 357 рублей 60 копеек.
Согласно протоколу от 09.06.2022 N РТС 261А220024 на участие в аукционе подана одна заявка от ООО "Русюгстрой", которое признано победителем аукциона. Фонд и ООО "Русюгстрой" заключили договор от 30.06.2022 N А-17-22 выполнение работ по капитальному ремонту 11 многоквартирных домов по НМЦК.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации - 60 млн рублей (или минимальный допуск саморегулируемой организации).
Потенциальные участники аукционов с первым уровнем ответственности составляют 73,6% от общего количества подрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Управление пришло к выводу, что действия фонда как заказчика содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем 19.08.2022 в отношении фонда возбуждено дело N 061/01/17-1906/22. Фонд предоставил
преимущества подрядным организациям, имеющим второй и выше уровень ответственности члена саморегулируемой организации при проведении аукционов, ущемив при этом интересы подрядных организаций, имеющих первый уровень ответственности.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 180, 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1. 55.8, 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 23, 63, 79, 103, 157 Положения N 615.
Подрядные организации, имеющие первый уровень ответственности саморегулируемой организации (предельный размер обязательств по договорам не должен превышать 60 млн рублей), в электронных аукционных на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома с начальной (максимальной) ценой договора свыше 60 млн рублей участвовать не вправе.
На официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области www.minjkh.donland.ru в открытом доступе размещены реестры квалифицированных подрядных организаций (далее - реестр). По состоянию на дату проведения аукционов по предмету "оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов" в реестр включен 91 хозяйствующий субъект, из них с максимальной начальной ценой договора 60 млн рублей - 67 участников, с максимальной начальной ценой договора 150 млн рублей - 1 участник, с максимальной начальной ценой договора 500 млн рублей - 18 участников, с максимальной начальной ценой договора 3 млрд рублей - 3 участника, с максимальной начальной ценой договора 10 млрд рублей - 2 участника.
ООО "Теплострой", ООО "Дон-Строй", ООО "СУ-310", ООО "Максимум-Строй", ООО "Новатор" и ООО "Русюгстрой" имеют второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации - 500 млн рублей. ООО "СКСР" имеет третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации - 3 млрд рублей.
В рассматриваемой ситуации подрядные организации, имеющие первый уровень ответственности саморегулируемой организации (60 млн рублей), в аукционах на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с начальной (максимальной) ценой договора свыше 60 млн рублей участвовать не вправе, количество участников с первым уровнем ответственности составляет 73,6% от общего количества подрядных организаций, включенных в реестр
Таким образом, указанные 9 аукционов проводились заказчиком только для 24 подрядных организаций из 91 организации, включенной в реестр.
Суд первой инстанции исследовал вопрос относительно количества многоквартирных домов, объединенных в один аукцион, и не установил правомерности действий фонда по укрупнению рассматриваемых территорий.
Довод фонда о том, что по действующему законодательству при размещении закупки он наделен правом самостоятельно формировать лоты, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонен на основании следующего. При размещении закупки фонд наделен правом самостоятельного формирования лотов и обязан учитывать требования Положения N 615 в части обеспечения равных условий для участников электронных аукционов, гарантий по реализации их права на участие в торгах.
В соответствии с пунктом 78 Положения N 615 заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий:
а) одинаковый вид работ (услуг) на различных объектах;
б) территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов;
в) функциональная связанность работ (услуг) на объектах.
Таким образом, заказчик при осуществлении закупки имеет право объединять в один лот как разные виды работ, так и различные объекты, объединенные одним из условий, указанных в пункте 78 Положения N 615. При этом пункт 78 не требует соблюдения всех трех условий для объединения нескольких объектов в один предмет закупки.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности проведения аукционов с разбивкой их на несколько лотов, включая многоквартирные дома, заявителем не представлены.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что необоснованное укрупнение лота повлекло увеличение начальной цены договора и ограничило потенциальное количество подрядных организаций. Данные действия привели к созданию условий, при которых недостижимы цели развития добросовестной конкуренции, экономии средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки.
Довод фонда о том, что в действиях заявителя отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, поскольку при проведении электронных аукционов конкуренция отсутствовала, также рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен. Как указал суд апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае круг участников размещения заказов ограничен законодательно. Принять участие в закупках, проводимых фондом для целей отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнение работ, поименованных в пункте 8 Положения N 615, могут только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые прошли предварительный отбор и находятся в реестре квалифицированных подрядных организаций. По состоянию на дату проведения рассматриваемых аукционов по предмету "оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов" в реестр включен 91 хозяйствующий субъект, из них 67 хозяйствующих субъектов с максимальной начальной ценой договора 60 млн рублей. Соответственно, разместив закупку с ценой выше 60 млн рублей, заказчик ограничил количество потенциальных участников, единовременно исключив 67 подрядных организаций из конкурентной борьбы, то есть ограничил конкуренцию.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются в правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2021 N 304-ЭС21-785.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявления фонда.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по делу N А53-4936/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2023 г. N Ф08-10397/23 по делу N А53-4936/2023