г. Краснодар |
|
01 ноября 2023 г. |
Дело N А32-2943/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Тамахина А.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Крайжилкомресурс" (ИНН 2308124997, ОГРН 1062308034920) - Набокова Е.А. (доверенность от 14.08.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Бофорта" (ИНН 2317045477, ОГРН 1062317013769) - Гуриной Л.З. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бофорта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 по делу N А32-2943/2023, установил следующее.
АО "Крайжилкомресурс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к ООО "Бофорта" (далее - организация) с иском о взыскании 479 437 рублей 21 копейки задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанные с 01.01.2020 по 31.12.2022, 105 652 рублей 93 копеек неустойки с 11.02.2020 по 31.03.2022 и с 03.10.2022 по 10.02.2023.
Решением суда от 10.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.07.2023, иск удовлетворен; распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, задолженность за услуги по обращению с ТКО, оказанные в январе 2020 года, начислена истцом необоснованно, поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, то есть 10.02.2020. Истец не представил доказательств, подтверждающих фактическое оказание ответчику услуг, односторонние акты оказания услуг такими доказательствами не являются. Проекты приложений N 1 к договору от 10.11.2022 N ЮЛ22-11356, представленные истцом в материалы дела и направленные в адрес ответчика различаются по содержанию.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 N 6 обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО по Белореченской зоне (на территории Апшеронского, Белореченского, Туапсинского районов, городов Горячий Ключ, Сочи).
Указанную деятельность общество (региональный оператор) начало осуществлять с 01.01.2020.
Региональный оператор известил потенциальных потребителей на территории г. Сочи о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО посредством опубликования информации на своем официальном сайте в сети Интернет: www.kgkr.ru, сайте администрации г. Сочи (информация для юридических лиц по вопросу заключения договоров на вывоз ТКО опубликована 26.12.2019), а также в газете "Новости Сочи" от 18.01.2020 N 5 (3391) - N 6 (3392).
Как указывает общество, с 01.01.2020 по 31.12.2022 им оказаны услуги по обращению с ТКО в отношении объекта (стационарный продуктовый магазин), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Пасечная, д. 45а, помещение 1, стоимость которых составила 479 437 рублей 21 копейка.
Согласно акту установления вида деятельности юридического лица/организации/предпринимателя для расчета стоимости услуг по обращению с ТКО, составленному 27.07.2022, общая площадь названного магазина составляет 134,5 кв. м, предпринимательскую деятельность в магазине осуществляет организация.
В связи с указанными обстоятельствами, общество направило организации проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, однако подписанный проект договора либо мотивированный отказ от его подписания от организации не поступил.
Претензия от 15.12.2022, направленная обществом 22.12.2022 в адрес организации с требованием об оплате образовавшейся задолженности, оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установив факт оказания обществом услуг в заявленном объеме, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором, что предусмотрено нормами Закона N 89-ФЗ и Правил N 1156.
В соответствии с положениями Закона N 89-ФЗ и Правил N 1156 заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, и собственник ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором; прекращение обществом вывоза ТКО в спорном периоде противоречило бы требованию пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" о регулярной очистке от отходов территорий муниципальных образований.
С учетом установленных обстоятельств по делу, указанной направленности деятельности общества, положений Правил N 1156, у судов не было оснований для отказа в иске.
В связи с отсутствием у организации собственных контейнерных площадок, отвечающих установленным требованиям, региональным оператором производится коммерческий учет ТКО в соответствии с утвержденным нормативом.
До согласования ответчиком с органами местного самоуправления по месту ведения фактической хозяйственной деятельности площадок для накопления ТКО расчет за оказанные услуги производится исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а после принятия решений о согласовании местонахождения контейнерных площадок вместо расчетного способа региональный оператор осуществляет коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема собственных контейнеров для накопления ТКО.
С момента начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующей зоне обслуживания презюмируется факт оказания услуг по вывозу ТКО всем лицам, которые на законном основании владеют перечисленными объектами, расположенными в данной зоне. Бремя опровержения факта оказания и надлежащего характера услуг возлагается на собственника ТКО в порядке, установленном разделом VI типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец приступил к оказанию ответчику соответствующих услуг на условиях типового договора, а добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, ответчик в порядке, установленном в пунктах 16 и 20 типового договора, не заявлял о нарушениях региональным оператором обязательств по договору.
Довод заявителя о том, что он не обязан оплачивать услуги истца по обращению с ТКО, оказанные в январе 2020 года, подлежит отклонению судом округа.
Из пункта 8 (17) Правил N 1156 следует, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8 (18) Правил N 1156).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что условия такого договора фактически определены в типовом договоре, подготовленном на основании утвержденной постановлением от 12.11.2016 N 1156 формы.
При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктом 5 Правил N 1156.
Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории города Сочи, приступившим к работе 01.01.2020, по соглашению от 14.01.2019 по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности, заключенному с министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по итогам конкурсного отбора. Таким образом, с 01.01.2020 у собственников ТКО возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
То обстоятельство, что в направленном ответчику проекте договора от 10.11.2022 N ЮЛ-11356 и представленном истцом в материалы дела проекте договора имеются расхождения по общему объему ТКО за 2020 - 2023 года, рассчитанному по нормативу (вызваны математическим округлением), не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку в соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (названные Правила действовали до 08.09.2023), нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".
Общество производит ежемесячный расчет задолженности исходя из площади магазина 134,5 кв. м с применением нормативов накопления ТКО, утвержденных названным постановлением (муниципальное образование город-курорт Сочи относится ко II категории) для продовольственных магазинов (1,45 куб. м/год), путем умножения норматива накопления за один день (1/366 или 1/355 годового норматива) на количество дней в расчетном месяце, а также на расчетный показатель (134,5 кв. м), а затем умножает расчетный суммарный объем накопления ТКО за месяц на действующий тариф.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судами и признан арифметически и методологически верным, размер платы рассчитан истцом в соответствии с утвержденным нормативом и тарифами.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2023 по делу N А32-2943/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.В. Тамахин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что условия такого договора фактически определены в типовом договоре, подготовленном на основании утвержденной постановлением от 12.11.2016 N 1156 формы.
При этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктом 5 Правил N 1156.
...
То обстоятельство, что в направленном ответчику проекте договора от 10.11.2022 N ЮЛ-11356 и представленном истцом в материалы дела проекте договора имеются расхождения по общему объему ТКО за 2020 - 2023 года, рассчитанному по нормативу (вызваны математическим округлением), не имеет правового значения для рассмотрения спора, поскольку в соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (названные Правила действовали до 08.09.2023), нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 ноября 2023 г. N Ф08-9989/23 по делу N А32-2943/2023