г. Краснодар |
|
02 ноября 2023 г. |
Дело N А32-2331/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Федченко О.В. (доверенность от 27.01.2023), Савченко Н.Н. (доверенность от 02.06.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Стар" (ИНН 2310196847, ОГРН 1162375058526) - Зайцевой Н.В. (доверенность от 04.09.2023), Евстигнеевой Е.Е. (доверенность от 26.04.2023), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А32-2331/2021, установил следующее.
ООО "Стар" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о возложении на нее обязанности возвратить обществу излишне взысканные таможенные платежи в размере 63 070 рублей 10 копеек в течение десяти дней от даты вступления решения суда в законную силу (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.05.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.08.2023, на таможню возложена обязанность осуществить возврат обществу излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/271217/0002266, 10309180/211019/0006374 и 10309180/061219/0007843 в размере 63 070 рублей 10 копеек.
В кассационной жалобе таможня просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления общества. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество не подтвердило надлежащим образом заявленную таможенную стоимость. Выводы о том, что таможня не полностью использовала соответствующую по сопоставимым условиям ценовую информацию, не основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и представленных таможней доказательств.
В отзыве на жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы жалобы, а представители общества отклонили их по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с контрактом от 18.12.2017 N 18, заключенными с фирмой ERDEN ZAMAN-ERZA TARIM URUNLERI YAS SEBZE VE MEYVE TOPTAN TICARET (Турция), на территорию Российской Федерации в декабре 2017 года на условиях поставки CFR-Туапсе ввезены свежие баклажаны, перец сладкий, кабачки, перец острый, которые оформлены по ДТ N 10309180/271217/0002266.
В рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту от 12.10.2019 N 90, заключённому с фирмой FNB ICECEK ITHALAT IHRACAT IMALAT SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI (Турция), на территорию Российской Федерации в октябре 2019 года на условиях поставки CFR-Туапсе ввезены свежие лимоны, которые были оформлены по ДТ N 10309180/211019/0006374.
В рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту от 21.11.2019 N 95, заключенного с фирмой WEST TARIM URUNLERI PAKETLEME NAKLIYAT GIDA SAN.VE TIC LTD STI (Турция), на территорию Российской Федерации в декабре 2019 года на условиях поставки CFR-Туапсе ввезены свежие гранаты, которые оформлены по ДТ N 10309180/061219/0007843.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по перечисленным ДТ товаров заявлена обществом первым методом определения таможенной стоимости в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Товары выпущены под обеспечение внесения таможенных платежей в соответствии с расчетами таможни.
Посчитав, что сведения о таможенной стоимости товаров, оформляемых по спорным ДТ, должным образом не подтверждены, таможня направила обществу запросы о представлении документов и (или) сведений по спорным ДТ.
По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов таможня приняла решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ от 29.01.2018 по ДТ N 10309180/271217/0002266, от 17.01.2020 по ДТ N 10309180/211019/0006374 и от 18.02.2020 по ДТ N 10309180/061219/0007843.
В результате корректировки таможенной стоимости таможней взысканы таможенные платежи и пени в размере 223 338 рублей 29 копеек.
Посчитав незаконными принятые таможенным органом решения о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ, повлекшие за собой излишнее взыскание таможенных платежей и пеней, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 38, 39, 41 - 44, 106, 108, 313, 325 ТК ЕАЭС, разъяснениями, изложенными в пунктах 8, 9, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", правовыми позициями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 8605/08, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2018 N 303-КГ17-20407, от 16.05.2019 N 305-ЭС19-344, от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595, пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
Проанализировав условия поставки и сведения, содержащиеся в документах, представленных в подтверждение ее исполнения, суды пришли к выводу о том, что документы общества выражают содержание и условия заключенных сделок, являются взаимосвязанными, имеют соответствующие ссылки, подписаны сторонами, содержат все необходимые сведения о наименовании товара, его количестве и стоимости. Описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар, а сведения в данных документах позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условиям поставки и оплаты. Исполнение обязательств по контрактам сторонами осуществлено в соответствии с его условиями.
Доказательства неисполнения условий контрактов, наличие претензий по ассортименту, количеству и цене ввезенного товара отсутствуют. Доказательства неисполнения обществом запросов таможни в части представления документов и пояснений в материалы дела не представлены.
Следовательно, общество представило и документально подтвердило правомерность применения им первого метода определения таможенной стоимости товаров (метода по цене сделки), в связи с чем у таможни отсутствовали основания для отказа в принятии заявленной стоимости.
В соответствии с пунктами 1.2 контрактов N 18, 90, 95 цены на товар устанавливаются в приложениях, которые являются неотъемлемой частью контракта, и действительны в течение срока действия контракта.
Общая сумма контрактов N 90 и 95 составляет 5 млн долларов США, а контракта N 18 - 500 тыс. долларов США (пункты 2.1 контрактов).
В стоимость товара включается стоимость товара, тары, упаковки, погрузки, маркировки, доставки до пункта назначения, информация об отгрузке товара, выписки коносамента, складирование товара, портовых и грузовых пошлин, оформление таможенных формальностей территории продавца (пункт 2.2 контрактов).
В конечную сумму товара включены все затраты по доставке товара до места назначения, в том числе упаковка, маркировка, тара, поддоны, расходы, связанные с экспортным оформлением, погрузка, транспортировка.
В соответствии с пунктом 7.1 контрактов оплату за поставляемые товары покупатель осуществляет в долларах США путем банковского перевода с правом отсрочки платежа на срок до 120 банковских дней с момента получения партии товара против предоставленных продавцом инвойсов или без таковой.
Общество является участником российско-турецкого проекта "Упрощенный таможенный коридор" в рамках подписанного протокола между Федеральной таможенной службой и Таможенным департаментом Турецкой Республики от 18.09.2008 N 01-12/0033"Об упрощении таможенных процедур", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 N 1539-р.
В графе 44 каждой ДТ под кодом 09015 указан уникальный идентификационный номер товарной партии, предусмотренный международным договором, в соответствии с которым должностное лицо таможенного органа должно осуществить сверку сведений, заявленных в ДТ, со сведениями, представленными таможенной службой иностранного государства в рамках реализации международного договора.
Доказательства проведения таможней таможенного контроля проверки и сопоставления сведений со сведениями, представленными таможенной службой иностранного государства в рамках реализации международного договора по уникальному идентификационному номеру товарной партии, указанному в графе 44 каждой спорной ДТ под кодом 09015, материалы таможенного контроля не содержат и в материалы дела не представлены.
Суды установили, что по запросу таможни общество представило графические образы электронных экспортных деклараций с нанесенными штрихкодами в графе А, содержащей сведения о таможенном органе убытия. В графе 44 экспортных деклараций содержится информация об оформлении в системе одного окна с предоставлением электронных документов, в том числе электронного счета.
Кроме того, общество суду пояснило, что оформление свежих фруктов и овощей производится в системе одного окна в рамках электронного декларирования и отметки таможенного органа проставляются в виде штрихкода в графе А.
Суды учли, что в рамках дела N А32-44822/2020 рассматривались ДТ по внешнеэкономическому контракту от 14.07.2017 N 1, заключенному с фирмой AS STAR TARTM URUNLERI NAK.VE TIC. LTD.STI (Турция), в порядке обеспечения доказательств нотариусом производился осмотр доказательств в виде информации, размещенной на интернет-сайте Управления таможни Министерства торговли Турецкой Республики по адресу: https://gumrukrehberi.gov.tr., а таможней не представлены суду документальные доказательства, опровергающие действительность сведений на указанном сайте Управления таможни Министерства торговли Турецкой Республики о порядке электронного декларирования в системе одного окна плодоовощной продукции в Турции.
Доказательства того, что сведения, содержащиеся сайте Министерства торговли Турецкой Республики являются недействительными, в материалы дела таможней не представлены.
В соответствии с информацией, содержащейся в приложениях к протоколу, таможенная декларация заполняется в электронном виде и таможенные процедуры осуществляются в электронном виде с использованием программного обеспечения "BILGE", аббревиатура которого означает "компьютеризированная таможенная деятельность". Информация о таможенной декларации, зарегистрированной в таможенной компьютерной системе, передается в электронном виде соответствующей ассоциации экспортеров для получения подтверждения, после чего продолжается таможенное оформление. Затем таможенная служба проверяет точность информации, зарегистрированной в таможенной компьютерной системе. Как указано в приложении 10 к протоколу система BILGE гарантирует, что все таможенные операции выполняются в компьютерной среде в режиме реального времени, с момента входа до выхода товара из таможенной территории Турции. Таможенной декларации, зарегистрированной в системе BILGE, присваивается постоянный регистрационный номер. Указание электронного номера документа является особенностью таможенного оформления в рамках системы одного окна - система Министерства торговли генерирует 23-значный идентификационный номер документа, и этот номер передается на экраны налогоплательщика и соответствующее учреждение. 23-значный идентификационный номер, выданный системой, содержащий номер строки и дату документа следует указывать в поле N 44 таможенной декларации, заполняемую во время таможенных процедур. Таким образом, при проверке будет сверен 23-значный номер, указанный в таможенной декларации с номером документа в системе, и, если данные совпадают, декларация регистрируется.
Таможней не представлены доказательства, опровергающих недействительность сведений на указанном сайте Управления таможни Министерства торговли Турецкой Республики о порядке электронного декларирования в системе одного окна плодоовощной продукции в Турции. Доказательства, опровергающие подлинность представленных обществом в ответ на запрос в ходе таможенного контроля и с заявлением о внесении изменений, документов, а также доказательств того, что представленные обществом экземпляры таможенных деклараций имеют отличия от иного экземпляра этой же декларации, таможней при таможенном контроле не выявлены, в материалы дела не представлены.
В представленных обществом в материалах дела коносаментах имеются отметки об оплате фрахта в виде аванса. Материалами дела подтверждено, что цена товара за килограмм, указанная в представленных обществом прайс-листе на каждую поставку, соответствует цене на товар в соответствующем приложении к контрактам N 18, 90 и 95, согласованном сторонами, а также соответствует цене товара, указанной в соответствующих инвойсах. Данные бухгалтерского учета общества, позволяют сопоставить сведений о таможенной стоимости ввезённых товаров по спорным ДТ. Таможня не оспаривает факт того, что обществом в ответ на запрос представлены доказательства, позволяющие сопоставить данные бухгалтерского учёта со сведений о таможенной стоимости ввезённых товаров по спорным ДТ. Противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к перечисленным и контрактам N 90 и 95, таможней не выявлено.
Представленные обществом документы выражают содержание и условия заключенной сделки, являются взаимосвязанными, содержат соответствующие ссылки, содержат все необходимые сведения о наименовании товара и его стоимости. Описание товара в указанных документах соответствует воле сторон и позволяет идентифицировать товар. Таможней не представлены суду доказательства того, что заявителем произведена оплата за оформленный по спорным декларациям товар в большем объеме, чем указано в ведомости банковского контроля.
Ссылка таможни на то, что декларантом заявлена таможенная стоимость товара с уровнем в несколько раз ниже стоимостной информации по идентичным/однородным товарам, оформляемым в сопоставимый период времени, правомерно отклонена судебными инстанциями. Суды выяснили, что корректировка таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом по спорным ДТ, произведена на основании ценовой информации, полученной с помощью ИАС "Мониторинг-Анализ", при этом таможней не соблюдены условия (критерии) о сопоставимости условий ввоза (приобретения) сравниваемых товаров, не представлены внешнеторговые контракты и коммерческие документы по сравниваемым товарам. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и являться основанием для отказа в таможенном оформлении ввозимых товаров.
Таможня ссылается на то, что Южной оперативной таможней в ходе проверочных мероприятий изъяты файлы с жесткого диска организации, осуществляющей ведение бухгалтерского учета общества, в числе которых находились шаблоны (файлы в формате Microsoft Word) коммерческих документов (приложений к контрактам - спецификаций, прайс-листов и упаковочных листов), относящихся к поставкам товаров из Турции. При этом таможня сделала вывод о том, что указанные документы оформлялись непосредственно обществом, а не иностранным контрагентом. Таможня пояснила, что "прайс-листы, упаковочные листы в условиях нормального документооборота могут оформляться только продавцом (отправителем) непосредственно при отправке товаров". Между тем факт нахождения документов в формате Microsoft Word не свидетельствует о том, что обществом для целей таможенного декларирования уменьшена стоимость ввозимого товара.
Суды отклонили доводы таможни о том, что заключение специалиста от 30.06.2022 N 12406006/0014095 подтверждает факт подписания дополнительных соглашений к контракту иным неуполномоченным лицом. Суды исходили из того, что заключение не имеет отношения к контрактам N 18, 90, 95.
При имеющейся совокупности представленных в дело доказательств, принимая во внимание нормы таможенного законодательства, регулирующие порядок и условия определения таможенной стоимости товара, внесения изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ, а также установленные по данному делу фактические обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что указанные в решениях о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, основания, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость товара не может быть принята, носят формальный, необоснованный характер, а приведенные таможенным органом доводы и обстоятельства не свидетельствуют о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара, ввезенного по спорным ДТ.
Таким образом, установив, что общество обосновало определение таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ на таможенную территорию Российской Федерации по цене сделки с ввозимыми товарами, тогда как таможня без достаточных к тому оснований скорректировала таможенную стоимость спорного товара по шестому (резервному) методу, судебные инстанции пришли к выводу о необоснованном начислении обществу 63 070 рублей 10 копеек таможенных платежей, излишней их уплате обществом и правомерности заявленного обществом требования.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А32-2331/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 38, 39, 41 - 44, 106, 108, 313, 325 ТК ЕАЭС, разъяснениями, изложенными в пунктах 8, 9, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", правовыми позициями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 8605/08, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2018 N 303-КГ17-20407, от 16.05.2019 N 305-ЭС19-344, от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595, пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
...
Общество является участником российско-турецкого проекта "Упрощенный таможенный коридор" в рамках подписанного протокола между Федеральной таможенной службой и Таможенным департаментом Турецкой Республики от 18.09.2008 N 01-12/0033"Об упрощении таможенных процедур", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 N 1539-р."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2023 г. N Ф08-10448/23 по делу N А32-2331/2021