г. Краснодар |
|
08 ноября 2023 г. |
Дело N А32-52758/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (ИНН 2310024534, ОГРН 1022301619020) - Шавырина В.В. (доверенность от 07.02.2023), в отсутствие представителя администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края (ИНН 2607022471, ОГРН 1172651025205), первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянова В.В. извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А32-52758/2022, установил следующее.
Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - управление) от 24.02.2022 N 18-23-11/2717 в части пунктов 2 - 6.
Определением суда от 21.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен первый заместитель главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянов В.В.
Решением суда от 28.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить ее заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Основания для вынесения предписания отсутствовали. В судебном порядке установлена законность выплаты денежных средств в результате качественного выполнения работ в полном объеме подрядчиками. Срок на обжалование предписания не пропущен.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом управления от 03.11.2020 N 297-к/р с 09.11.2020 по 28.12.2020 в отношении администрации проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" за 2019 года и истекший период 2020 года.
В соответствии с положениями пункта 49 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, по результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки администрации от 28.12.2020.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения действующего законодательства. С учетом существа выявленных нарушений, в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее - стандарт N 1095), в отношении заявителя вынесено представление от 16.02.2021 N 18-23-11/2542, содержащее следующие требования:
1. Устранить нарушение, указанное в пункте 2, а именно: обеспечить возврат средств в размере 48 352 рублей 42 копеек в доход федерального бюджета, неправомерно перечисленных подрядной организации в качестве оплаты фактически не выполненных объемов работ в рамках муниципального контракта, либо выполнить работы по устройству искусственных неровностей из асфальтобетонной смеси, укрепление обочин щебнем толщиной 10 см (ПГС 12 см) в соответствии с условиями заключенного контракта, а также принять меры по устранению его причин и условий.
2. Устранить нарушение, указанное в пункте 3, а именно: обеспечить возврат средств в размере 1 341 999 рублей 10 копеек в доход федерального бюджета, неправомерно перечисленных подрядной организации в качестве оплаты фактически не выполненных объемов работ в рамках муниципального контракта, либо выполнить работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, а также принять меры по устранению его причин и условий.
3. Устранить нарушение, указанное в пункте 4, а именно: обеспечить возврат средств в размере 28 743 рублей 61 копейки в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов, или выполнить работы по установке 99 пог. м дорожных бортовых камней БР100.30.15 на пешеходных переходах в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
4. Устранить нарушение, указанное в пункте 5, а именно: обеспечить возврат средств в размере 3430 рублей 85 копеек в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов, или выполнить работы по установке дорожных знаков в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
5. Устранить нарушение, указанное в пункте 6, а именно: обеспечить возврат средств в размере 72 212 рублей 56 копеек в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов, или выполнить работы по укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
6. Устранить нарушение, указанное в пункте 7, а именно: обеспечить возврат средств в размере 5 686 627 рублей 49 копеек в доход федерального бюджета, перечисленных подрядной организации в качестве оплаты некачественно выполненных объемов работ в рамках муниципальных контрактов, или выполнить работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в соответствии с условиями заключенного контракта, принять меры по устранению его причин и условий.
7. Принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, перечисленных в пунктах 1, 8 - 13. О результатах исполнения представления проинформировать управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 01.07.2021.
Представление заявителем в указанный в нем срок не исполнено, что подтверждается письмом управления от 16.02.2021 N 18-23-11/2542.
Управление вынесло в адрес заявителя предписание от 24.02.2022 N 18-23-11/2717, согласно которому в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 9 стандарта N 1095 необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 7 181 366 рублей 03 копеек.
Не согласившись с названным предписанием, администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 113, 114, 115, 117, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовыми выводами, изложенными в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О и от 18.11.2004 N 387-О.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что копия оспариваемого предписания получена администрацией 09.03.2022; названный факт администрацией признается и не оспаривается, документально не опровергнут; доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду не представлено. Администрация обратилась в суд с заявлением об оспаривании предписания 25.10.2022, то есть с существенным пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями суда от 16.01.2023, 20.02.2023, 20.03.2023, 19.04.2023 заявителю предлагалось представить все доказательства, свидетельствующие об уважительности пропуска срока на подачу заявления об оспаривании предписания либо исключающие уважительность пропуска этого срока; в случае пропуска срока - указать и документально подтвердить дату получения заявителем копии оспариваемого предписания.
В заявлении администрация пояснила, что срок на подачу заявления не пропущен, так как подлежит исчислению не с даты получения копии предписания, а с даты вступления в законную силу судебных актов по делам N А63-10974/2021, А63-11145/2021; именно момент вступления в законную силу решений суда по делам N А63-10974/2021, А63-11145/2021 администрация определяет в качестве момента, когда ей стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
Суды отклонили названный довод администрации со ссылкой на правовую позицию, содержащуюся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 N 310-ЭС19-2730, от 24.05.2022 N 305-ЭС22-10714, указав на неверное толкование заявителем норм права. Обращение в суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств, по сути, во исполнение требований оспариваемого предписания не изменяет и не может само по себе изменять исчисления процессуального срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не приостанавливают течение указанного срока для подачи в суд заявления об оспаривании предписания, не являются сами по себе обстоятельствами, свидетельствующими о пропуске заявителем указанного срока по уважительным причинам.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод администрации о преюдициальном значении для данного дела судебных актов по делам N А63-10929/2021, А63-10974/2021, А63-11145/2021 был предметом оценки суда апелляционной инстанции и отклонен, поскольку в рассматриваемом деле обжалуется предписание, а в перечисленных делах рассмотрен иск о взыскании денежных средств с подрядных организаций. Как следует из их текстов судебных актов по делам N А63-10929/2021, А63-10974/2021 А63-11145/2021, в них не дана оценка оспариваемому предписанию управления.
Довод кассационной жалобы о том, что постановлением Пятого кассационного суда от 25.11.2022 отменены постановление Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15.07.2022 и решение Ставропольского краевого суда от 07.09.2022 и прекращено производство по делу в отношении Форостянова В.В. по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как должностным лицом приняты меры по исполнению предписания, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку в нем установлены иные фактические обстоятельства, связанные с исполнением предписания.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А32-52758/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отклонили названный довод администрации со ссылкой на правовую позицию, содержащуюся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2019 N 310-ЭС19-2730, от 24.05.2022 N 305-ЭС22-10714, указав на неверное толкование заявителем норм права. Обращение в суд с исковым заявлением о взыскании денежных средств, по сути, во исполнение требований оспариваемого предписания не изменяет и не может само по себе изменять исчисления процессуального срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не приостанавливают течение указанного срока для подачи в суд заявления об оспаривании предписания, не являются сами по себе обстоятельствами, свидетельствующими о пропуске заявителем указанного срока по уважительным причинам.
...
Довод кассационной жалобы о том, что постановлением Пятого кассационного суда от 25.11.2022 отменены постановление Изобильненского районного суда Ставропольского края от 15.07.2022 и решение Ставропольского краевого суда от 07.09.2022 и прекращено производство по делу в отношении Форостянова В.В. по части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как должностным лицом приняты меры по исполнению предписания, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебных актов, поскольку в нем установлены иные фактические обстоятельства, связанные с исполнением предписания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2023 г. N Ф08-10681/23 по делу N А32-52758/2022