31 октября 2023 года
Совет Федерации
В работе "круглого стола" приняли участие представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, представители субъектов Российской Федерации, профессионального, научного и делового сообществ.
Участники отметили, что на сегодняшний день существует необходимость до 2030 года в более 160 тысяч новых кадров как высшего образования, так и среднего профессионального.
На законодательном уровне к высокотехнологичным рабочим местам относятся все замещенные места предприятий или организаций, на которых среднемесячная заработная плата работников равна или превышает установленную величину критериев, утвержденных Росстатом. Данное определение нуждается в существенной доработке. В современных реалиях высокотехнологичное рабочее место должно отвечать определенным критериям оснащенности технологически новым оборудованием, отражающим последние достижения науки и техники в соответствующей сфере деятельности, обладать высокой экономичностью производственных процессов с экономической точки зрения. Это влечет за собой обеспечение надлежащих условий труда, соответствующих требованиям безопасности, высокую квалификацию сотрудников, привлекаемых на указанные рабочие места, а также высокую оплату труда сотрудников.
Представители Правительства Москвы поделились опытом инвестирования для создания необходимой инфраструктуры, обеспечивающей стабильный рост высокотехнологичных рабочих мест. Одним из ключевых направлений, способствующих созданию инфраструктуры, являются офсетные контракты. Данные контракты предусматривают реализацию инвестором обязательств, при которых город гарантирует долгосрочный сбыт. Для тех предприятий, которые создают в городе социально важную или технологическую инфраструктуру, Правительство Москвы готово обеспечить долгосрочный сбыт. Также положительный результат наблюдается от проекта "Создание мест приложения труда". Он направлен на стимулирование инвестора создавать не только коммерческие объекты, но и дополнительную инфраструктуру, позволяющую создать дополнительные рабочие места. В таком случае инвестору гарантируется снижение ставки за изменение вида разрешенного использования земель. Реализация данного проекта предполагает создание более 95 тысяч рабочих мест в Москве.
Согласно данным Российского фонда развития информационных технологий, сумма инвестиций на поддержку IТ-отрасли составила порядка 30 млрд рублей за последние четыре года. В приоритете поддержка разработчиков российского программного обеспечения и внедрение российского программного обеспечения. В первом случае грант выдается разработчикам, во втором случае - российским промышленным предприятиям из разных отраслей, готовым заменить импортное оборудование либо импортное программное обеспечение на отечественное. Главным ключевым показателем эффективности является создание высокопроизводительных рабочих мест. Это является обязательством со стороны грантополучателя и является объектом ежеквартальной проверки со стороны Фонда.
Минобрнауки России ведет работу по обеспечению отраслей кадрами в первую очередь путем установления контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных средств. Ежегодно устанавливается более 600 тысяч бюджетных мест по различным направлениям подготовки. Минобрнауки России совместно с регионами собирает информацию о кадровых потребностях и формирует общий объем на основании установленной методики. Постоянно ведется работа по актуализации и совершенствованию федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Если говорить о высокотехнологичном производстве в общей системе высшего образования, то в первую очередь это инженерное направление. Минобрнауки ежегодно увеличивает объемы контрольных цифр по инженерным направлениям подготовки. Около 250 тысяч мест устанавливается, и за последние несколько лет этот объем в целом увеличивается.
В настоящее время на территории страны функционируют порядка 30 передовых инженерных школ по различным направлениям подготовки для формирования нового типа отечественного инженера. В данных школах проходят и образовательный процесс, и научно-исследовательские работы, создание продуктов для той отрасли и тех ключевых индустриальных партнеров, с которыми передовая инженерная школа сотрудничает.
Трансформация структуры занятости на российском рынке труда должна представлять не просто механический переток рабочей силы из одной отрасли в другую и с одного квалификационного уровня на другой. Происходящие изменения должны носить качественный характер, под влиянием технологических новшеств должно меняться и содержание трудовой деятельности. Занятие рабочих мест в инновационных секторах экономики требует от работников новых знаний, навыков и компетенций. Как следствие, работодатели становятся важным субъектом образовательной политики, оказывающим влияние на содержание образования и подготовки, формирующим требования к качеству профессионального образования и его результатам.
В настоящее время во всех отраслях промышленности сформировался устойчивый тренд потребности в инженерных и инженерно-технических кадрах. Нередко данная потребность носит критический характер и приобретает форму стабильного кадрового дефицита.
На фоне данного тренда также растет потребность в обеспечении подготовки данных кадров силами профильных вузов страны, возможностей которых и их кадровых преподавательских составов уже не хватает в том числе и в части обновления образовательных программ и структур, востребованных специалитетов высшего и среднего образования.
Обстоятельства носят комплексный характер и усугубляются локальной инерцией в образовательном процессе многих вузов, до сих пор подготавливающих востребованные инженерные специальности на зарубежных, санкционных САПР на фоне требований законодательства Российской Федерации об импортозамещении и обеспечении технологического суверенитета и независимости, в том числе, предписывающие реализацию особых политик министерствами.
Таким образом, государство обеспечивает поддержку разработчиков отечественного ПО САПР рядом профильных постановлений и субсидирование ВТРМ инженерных кадров, которые, в том числе, должны комплектоваться отечественными ПО САПР.
Отдельным пунктом является крайне низкий уровень личной мотивации локального преподавательского состава в самостоятельном профессиональном освоении и преподавании отечественных САПР.
Объективные обстоятельства в части профессиональных инженерных сообществ страны декларируют значимый кадровый инженерный ресурс, в разной степени интенсивности осуществляющий "кадровую миграцию" между предприятиями разных отраслей, являясь, таким образом, "обобщенным" инженерным кадровым ресурсом страны в целом. Объем практического опыта таких специалистов представляет критическую важность, но профессиональная квалификация лежит именно в поле зарубежных САПР. При этом многие специалисты не имеют объективной финансовой возможности для прохождения курсов повышения квалификации по освоению отечественных САПР.
В связи с вышеизложенным, в целях дальнейшего стимулирования создания новых высокотехнологичных рабочих мест участники "круглого стола" рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Рассмотреть возможность разработки проекта обеспечения субсидируемого доступа граждан с высшим, средним, дополнительным техническим образованием к курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки на работу в отечественных САПР с проработкой возможных механизмов финансирования.
1.2. Рассмотреть возможность разработки проекта регистраций граждан на курсы освоения и профессиональной переподготовки на работу в отечественных САПР в Государственных информационных системах "Госуслуги" и филиалах МФЦ.
1.3. Рассмотреть возможность разработки особого порядка субсидирования разработчиков отечественных САПР в части проектов разработок и выпуска программ, методик и материалов для эффективного освоения, и обучения разрабатываемых ими САПР, в том числе для самостоятельного освоения гражданами.
2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
2.1. Проработать вопрос разработки федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и введения в Перечень специальностей высшего образования специальности "Инженер-технолог по производству печатных плат".
2.2. Рассмотреть возможность возвращения в УГСН направлений "Конструирование и технология электронных средств" как самостоятельного направления в формате специалитета.
2.3. Проработать вопрос создания в профильных высших учебных заведениях базовых кафедр, а также специализированных лабораторий и центров коллективного пользования.
2.4. Проработать вопрос корректировки учебных программ переподготовки и повышения квалификации в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в части замены изучения иностранного программного обеспечения на изучение отечественного программного обеспечения соответствующей направленности (САПР и пр.).
2.5. Проработать вопрос в части рекомендации вузам включить в учебные планы направлений подготовки по техническим (инженерным) специальностям дисциплину изучения отечественного программного обеспечения соответствующей направленности (САПР и пр.).
3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости проработать вопросы организации практической подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (предприятиях ОПК) в части:
- внесения в ключевые показатели эффективности ректоров высших и средних учебных заведений показатель обязательности практики студентов на предприятиях ОПК (с возможным целевым показателем количества прошедших практику от общего количества обучающихся - 100 процентов);
- формирования плана загрузки предприятий ОПК студентами для прохождения практической подготовки.
4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть целесообразность внесения изменений в нормативные правовые акты в части регулирования вопросов распределения и трудоустройства на предприятия ОПК выпускников образовательных организаций, получивших образование за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
5. Министерству просвещения Российской Федерации проработать вопрос включения в школьную программу предмета "Черчение" для 10-11-х классов изучения навыков работы в отечественном программном обеспечении соответствующей направленности (САПР и пр.) (в рамках исполнения поручения Президента России от 6 июня 2023 года).
6. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос в части рекомендации образовательным учреждениям среднего профессионального образования включить в учебные планы переподготовки и повышения квалификации направлений подготовки по техническим (инженерным) специальностям дисциплину изучения отечественного программного обеспечения соответствующей направленности (САПР и пр.).
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации "круглого стола" на тему "Меры экономического стимулирования создания новых высокотехнологичных рабочих мест" (утв. на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 6 декабря 2023 г. N 3.6-09/4816@)
Опубликование:
журнал "Администратор образования", март 2024 г. N 5