В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 3 Закона Брянской области от 11 мая 2006 года N 29-З "Об отходах производства и потребления", Указа Губернатора Брянской области от 29 марта 2013 года N 283 "Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Брянской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области.
2. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
3. Срок действия приказа составляет 6 лет со дня его вступления в силу.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента Петросову Н.П.
Директор департамента |
Ю.В. Мокренко |
Зарегистрировано в Правовом Управлении администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области 26 февраля 2024 г.
Регистрационный N 20240002012
УТВЕРЖДЕН
приказом департамента
природных ресурсов и экологии
Брянской области
от 20.02.2024 года N 80
Порядок
накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянского области
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области (далее - Порядок) регулирует деятельность по накоплению твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному накоплению), устанавливает обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности требования в отношении накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области.
Настоящий Порядок разработан в целях организации рациональной системы сбора и накопления твердых коммунальных отходов, предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения содержащихся в них полезных компонентов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или получения энергии.
1.2. Настоящее регулирование осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - постановление N 1156), от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", Законом Брянской области от 11 мая 2006 года N 29-З "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Брянской области от 19 декабря 2016 года N 642-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Брянской области" (далее - территориальная схема).
1.3. Требования настоящего Порядка обязательны для исполнения физическими лицами, проживающими в индивидуальных и многоквартирных жилых домах, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (включая организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами), в процессе хозяйственной деятельности которых на территории Брянской области образуются твердые коммунальные отходы, а также субъектами, занятыми в сфере обращения с отходами.
1.4. Настоящий Порядок не регулирует вопросы накопления:
промышленных отходов;
строительных отходов, образующихся в результате строительства и капитального ремонта, разрушения зданий и строений;
медицинских отходов;
биологических отходов;
радиоактивных отходов;
автомобильных отходов, их составных частей;
бытовых и промышленных сточных вод;
жидких бытовых отходов, в том числе содержимого септиков и выгребных ям.
1.5. В настоящем Порядке используются понятия и термины, по своему значению соответствующие понятиям, используемым в Федеральном законе N 89-ФЗ, постановлении N 1156, а также нормативных правовых актах в регулируемой сфере.
II. Накопление твердых коммунальных отходов
2.1. Общие требования к накоплению отходов.
2.1.1. Территории муниципальных образований области подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с территориальной схемой и требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.
2.1.2. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, установленном постановлением N 1156.
2.1.3. Потребители осуществляют раздельное накопление твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований Брянской области, что обеспечивается установкой в местах накопления отходов контейнеров для раздельного накопления, в соответствии с территориальной схемой.
2.1.4. На территории Брянской области запрещено:
несанкционированное накопление твердых коммунальных отходов;
накопление твердых коммунальных отходов вне установленных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемой;
накопление в контейнеры для твердых коммунальных отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
2.1.5. Потребители, а также лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения твердых коммунальных отходов на территории Брянской области, обязаны выполнять требования настоящего Порядка и не осуществлять при накоплении отходов действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
2.1.6. Определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, осуществляется органами местного самоуправления.
2.1.7. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор и подметание мусора вокруг контейнеров. При этом указанные работы не включают в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, обязанность по которой возложена на регионального оператора.
В случае отсутствия возможности организации собственниками помещений многоквартирного дома мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке под многоквартирным домом, расположенном на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, управляющие организации вправе обратиться в орган местного самоуправления в целях определения места накопления твердых коммунальных отходов.
2.1.8. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой.
2.1.9. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
2.1.10. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039).
2.1.11. По результатам рассмотрения заявки орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Основания для отказа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 года N 1039.
2.1.12. В контейнерах, бункерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, бункеров, повредить контейнеры, бункеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах муниципальных образований и на территориях общего пользования вне границ муниципальных образований, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
На территориях общего пользования муниципальных образований, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
2.1.13. Необходимое количество мусоросборников (контейнеров, бункеров) в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов и их вместимость определяются в соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 настоящего Порядка с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
В целях обеспечения технической возможности накопления и транспортирования твердых коммунальных отходов в зависимости от потребности могут использоваться контейнеры вместимостью 0,5 куб. м, 0,7 куб. м, 0,75 куб. м, 0,8 куб. м, 1,1 куб. м и бункеры объемом 7 куб. м и 8 куб. м.
По согласованию с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами допускается использование мусоросборников, имеющих объем, отличный от вышеуказанных объемов.
Для накопления твердых коммунальных отходов используются контейнеры, конструкция которых должна иметь прочный пояс в верхней части, не поддающийся деформации, обеспечивающий возможность манипулирования на ограниченном пространстве за счет наличия поворотных колесных блоков, а также механизированной перегрузки твердых коммунальных отходов в мусоровозный транспорт за счет наличия специальных захватов. Не допускается использование контейнеров с ручной загрузкой, а также контейнеров, не совместимых с подъемным устройством мусоровоза.
2.2. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется следующими способами:
в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах многоквартирных домов и иных зданий, оборудованных соответствующей внутридомовой инженерной системой (далее - мусоропровод);
в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Мусоропровод, мусоросборные камеры и контейнеры (бункеры) для накопления твердых коммунальных отходов должны содержаться в соответствии с требованиями действующих санитарных норм и правил.
2.2.1. Накопление твердых коммунальных отходов в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах, осуществляется в многоквартирных жилых домах и иных зданиях, оборудованных мусоропроводом.
2.2.2. Прием отходов в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
2.2.2.1. Контейнеры для твердых коммунальных отходов.
В контейнерах запрещается складировать крупногабаритные отходы.
Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления твердых коммунальных отходов, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, органами местного самоуправления, а в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу обращения с твердыми коммунальными отходами - региональным оператором.
Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из численности населения, пользующегося контейнерами, и нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Количество и объем контейнеров могут быть изменены по заявлению собственников помещений в многоквартирных домах либо лица, осуществляющего управление многоквартирными домами, при этом уменьшение количества и вместимости контейнеров для несортированных твердых коммунальных отходов допускается только при условии осуществления такими лицами раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей. Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика вывоза отходов.
Контейнер может заполняться отходами только до объема, не превышающего верхней кромки контейнера. Запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере таким образом, что становится невозможным высыпание его содержимого при загрузке в мусоровоз.
Запрещается располагать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком. Запрещается заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случаях, предусмотренных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, твердые коммунальные отходы, за исключением отходов, образующихся в многоквартирных домах, могут собираться без использования контейнеров, с использованием пакетов или других емкостей, предоставляемых региональным оператором.
Не допускается изъятие отходов из контейнеров без согласования с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
2.2.2.2. Накопление крупногабаритных отходов.
Крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;
В местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.
Вывоз крупногабаритных отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по заявкам потребителей, направляемым региональному оператору по обращению с отходами письменно, посредством электронной почты или телефонной связи по контактам регионального оператора, указанным в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Время и дата вывоза крупногабаритных отходов региональным оператором или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами не может превышать 5 рабочих дней с даты поступления заявки от потребителя.
Крупногабаритные отходы должны находиться в состоянии, не создающем угрозу жизни и здоровью персонала оператора по обращению с отходами, в частности, предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащие гвозди или болты, а также не должны создавать угрозы для целости и технической исправности мусоровозов. Предоставленные к транспортированию крупногабаритные отходы не должны быть заполнены другими отходами.
Крупногабаритные отходы могут быть самостоятельно доставлены потребителями непосредственно на площадку для накопления крупногабаритных отходов. Места расположения таких площадок определяются в соответствии с территориальной схемой. Эксплуатация таких площадок и вывоз поступивших на них крупногабаритных отходов обеспечиваются оператором по обращению с отходами, осуществляющим сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, при наличии договора с региональным оператором.
2.2.2.3. Контейнерные площадки.
Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определяется органами местного самоуправления.
Месторасположение контейнерной площадки для накопления и сбора твердых коммунальных отходов, обеспечивающей собственникам помещений многоквартирного дома обращение с твердыми коммунальными отходами, устанавливается собственниками помещений многоквартирного дома или уполномоченным ими лицом в соответствии со схемой размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, обязаны обустраивать контейнерные площадки на земельных участках, находящихся в их владении на праве собственности, договора аренды или иных установленных законодательством Российской Федерации основаниях.
Контейнерная площадка должна располагаться на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения и скопления на них воды.
Контейнерная площадка должна постоянно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке).
Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой.
Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.
Подъездные пути к контейнерной площадке должны быть достаточно освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии.
Подъездные пути во время транспортирования отходов должны содержаться свободными. В случае если подъездные пути к контейнерной площадке заблокированы, вывоз твердых коммунальных отходов не осуществляется.
Лица, ответственные за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязаны обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственниках площадок с указанием почтовых, электронных адресов и телефонов их представителей, графика вывоза твердых коммунальных отходов, об организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов от места их накопления.
Ответственность за обустройство и содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в индивидуальном жилом секторе несут органы местного самоуправления.
2.2.3. Прием твердых коммунальных отходов в пакетах или других предназначенных для их накопления емкостях мусоровозным транспортом непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления.
Накопление твердых коммунальных отходов в индивидуальной жилой застройке применяется в индивидуальных жилых домах и многоквартирных жилых домах этажностью до 2 этажей включительно.
При осуществлении накопления твердых коммунальных отходов в пакеты или другие специально предназначенные для их накопления емкости места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов определяются договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
2.3. Накопление отходов электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов.
2.3.1. К отходам электротехнического и электронного оборудования относятся отходы, классифицируемые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов как оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее свои потребительские свойства.
Накопление отходов электротехнического и электронного оборудования осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 55102-2012 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Руководство по безопасному сбору, хранению, транспортированию и разборке отработавшего электротехнического и электронного оборудования, за исключением ртутьсодержащих устройств и приборов".
Накопление отходов электротехнического и электронного оборудования может осуществляться региональным оператором путем организации стационарных и мобильных пунктов приема.
Накопленные отходы электротехнического и электронного оборудования передаются организациям, осуществляющим обработку отходов электротехнического и электронного оборудования, для передачи извлеченных компонентов на утилизацию, обезвреживание, захоронение.
Сбор, хранение, транспортирование и разборка отходов электротехнического и электронного оборудования могут осуществлять следующие хозяйствующие субъекты:
производители электротехнического и электронного оборудования;
предприятия по переработке отходов электротехнического и электронного оборудования;
специализированные пункты сбора и хранения отходов электротехнического и электронного оборудования;
пункты сбора вторичного сырья.
2.3.2. Накопление отходов электротехнического и электронного оборудования осуществляется:
на площадках для накопления твердых коммунальных отходов;
путем транспортирования электронного оборудования по заявке потребителя;
предприятиями розничной торговли, осуществляющими продажу электронного и электрического оборудования.
2.3.3. Накопленные отходы электронного оборудования передаются организациям, осуществляющим извлечение компонентов, для передачи извлеченных компонентов на утилизацию, обезвреживание, захоронение.
2.4. Накопление ртутьсодержащих отходов и источников малого тока (батареек).
2.4.1. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров.
2.4.2. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека.
Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
2.4.3. Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленными Правительством Российской Федерации, и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
2.5. Накопление отходов от использования товаров, утративших полностью или частично свои потребительские свойства.
2.5.1. Накопление отходов от использования товаров, утративших полностью или частично свои потребительские свойства, обеспечивают непосредственно сами производители, импортеры таких товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору таких товаров или заключают договоры с региональным оператором.
2.5.2. Производители, импортеры товаров, их объединения вправе использовать стационарные и мобильные пункты приема отходов, а также отдельные контейнеры для накопления подлежащих утилизации потребительских товаров и упаковки, расположенные на контейнерных площадках, по согласованию с региональным оператором.
2.5.3. Отходы от использования потребительских товаров и упаковки, утратившие свои потребительские свойства, подлежат утилизации.
2.6. Накопление отходов в садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях граждан, гаражно-строительных кооперативах.
2.6.1. Для накопления отходов, образующихся в садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях граждан, гаражно-строительных кооперативах, используются:
контейнерные площадки с твердым покрытием для твердых коммунальных отходов;
площадки для накопления крупногабаритных отходов;
пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
2.6.2. Размещение контейнерных площадок производится в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки территории с соблюдением экологических и санитарных норм и правил.
Способ накопления твердых коммунальных отходов на территории садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов определяется договором оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
2.6.3. Обязанность по строительству, ремонту и содержанию контейнерных площадок для накопления отходов, накопление и транспортирование отходов возлагается на органы управления садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов.
2.6.4. Коммунальные отходы с данных площадок транспортируются на объекты обезвреживания, утилизации, размещения, захоронения отходов на основании договоров регионального оператора с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
2.6.5. Транспортирование отходов с территорий садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов осуществляется по мере накопления, но не реже одного раза в неделю, в зимний (снежный) период один раз в месяц, а также по заявкам потребителей, направляемым письменно, посредством электронной почты или телефонной связи по контактам регионального оператора, указанным в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Время и дата вывоза отходов региональным оператором или оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами не может превышать 5 рабочих дней с даты поступления заявки от потребителя.
2.7. Накопление уличного мусора.
Накопление и транспортирование отходов от уборки улиц и содержания территории осуществляют организации, обеспечивающие благоустройство и содержание соответствующей территории.
Накопление уличного мусора осуществляется с использованием уличных урн, расположенных в местах, определяемых органами местного самоуправления.
Накопление уличного мусора на придомовой территории может осуществляться с использованием контейнеров, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов.
Складирование отходов от зимней уборки (снеговые массы) допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить их на снегоплавильные установки. Размещение и функционирование снегоплавильных установок должно соответствовать требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
III. Раздельное накопление твердых коммунальных отходов
3.1. Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предусматривает разделение твердых коммунальных отходов собственниками отходов по установленным видам отходов и складирование отсортированных твердых коммунальных отходов в контейнерах для соответствующих видов отходов.
3.2. Раздельное накопление твердых коммунальных отходов обеспечивается региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с настоящим Порядком и законодательством Российской Федерации и Брянской области.
3.3. Раздельное накопление твердых коммунальных отходов на территории Брянской области внедряется поэтапно в соответствии с планом внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области. Раздельное накопление твердых коммунальных отходов может внедряться параллельно с накоплением несортированных отходов либо взамен данной системы при письменном согласии потребителей.
3.4. План внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области ежегодно разрабатывается региональным оператором (самостоятельно или с привлечением сторонних организаций) и должен включать соответствующие мероприятия, предусмотренные территориальной схемой и региональной программой, иные мероприятия, планируемые сроки их исполнения, а также требования к маркировке контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов. Обязанность по своевременной и полной реализации мероприятий вышеуказанного плана возлагается на регионального оператора.
3.5. План внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области ежегодно после согласования с департаментом утверждается региональным оператором не позднее последнего месяца года, предшествующего планируемому периоду. Внедрение системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области может осуществляться с участием операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3.6. При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов выделяются полезные компоненты, подлежащие обезвреживанию, обработке, утилизации, перечень которых определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такой перечень может включать в себя несортированные твердые коммунальные отходы, твердые коммунальные отходы для утилизации и иные виды твердых коммунальных отходов.
3.7. Контейнеры для раздельного накопления твердых коммунальных отходов должны иметь текстовое и (или) графическое обозначение видов собираемых отходов. При необходимости допускается использование дополнительных характеристик обозначений (отличной формы, дизайна).
3.8. Конструкция контейнеров должна обеспечивать сохранность отходов и исключать их извлечение.
3.9. В случае если контейнер с твердыми коммунальными отходами, подлежащими утилизации, содержит несортированные твердые коммунальные отходы, оператор по обращению с отходами, осуществляющий накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляет транспортирование таких отходов вместе с несортированными твердыми коммунальными отходами, уведомив регионального оператора не позднее чем на следующий день.
3.10. Контейнеры для раздельного накопления твердых коммунальных отходов размещаются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой.
3.11. При осуществлении раздельного накопления отходов используются контейнеры с цветовой индикацией, соответствующей разным видам отходов:
ртутьсодержащие отходы и батарейки малого тока - оранжевая цветовая индикация;
отходы для вторичного использования - зеленая цветовая индикация;
крупногабаритные отходы - серая цветовая индикация;
неутилизируемые отходы - серая цветовая индикация.
3.12. В контейнеры с оранжевой цветовой индикацией складируются лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, ртутные термометры, батарейки малого тока, утратившие потребительские свойства.
В контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются классифицируемые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов следующие виды отходов:
отходы производства бумаги и бумажных изделий;
отходы продукции из пластмасс, не содержащих галогены, незагрязненные;
отходы стекла и изделий из стекла незагрязненные.
В контейнеры с серой цветовой индикацией складируются:
крупногабаритные отходы (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину;
неутилизируемые отходы пищевой продукции, исключая напитки, табачные изделия и иные отходы, повторное применение которых не представляется возможным.
3.13. При погрузке собранных раздельно компонентов отходов обеспечиваются условия, при которых раздельно накопленные отходы не смешиваются с иными видами отходов.
3.14. Не допускается смешивание раздельно собранных компонентов твердых коммунальных отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, и их захоронение.
3.15. При осуществлении раздельного накопления твердых коммунальных отходов могут при необходимости использоваться дополнительные цветовые обозначения (например, для накопления текстиля и пр.).
3.16. В многоквартирных домах с мусоропроводами использование мусоропровода предусмотрено для накопления неперерабатываемых (несортированных) отходов. Накопление сортированных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 3.13 настоящего Порядка.
IV. Несанкционированное размещение отходов
4.1. В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
4.2. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
4.3. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места их несанкционированного размещения с региональным оператором.
4.4. Размещение и накопление отходов вне санкционированных мест (площадок) накопления отходов соответствующего вида запрещены.
4.5. Лицо, разместившее отходы с нарушением экологических требований, санитарных норм и правил, а также настоящего Порядка (в случае если невозможно установить такое лицо, собственник земельного участка, на котором размещены отходы), несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором на оказание услуг по обращению с отходами.
4.6. Учет несанкционированных мест размещения отходов на территории общего пользования ведется департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области.
V. Ответственность за нарушение Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного накопления) на территории Брянской области
За нарушение исполнения настоящего Порядка юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 20 февраля 2024 г. N 80 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области"
Зарегистрировано в Правовом Управлении администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области 26 февраля 2024 г.
Регистрационный N 20240002012
Вступает в силу с 1 сентября 2024 г.
Срок действия приказа составляет 6 лет со дня вступления в силу
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 1 марта 2024 г. N 3201202403010001