Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу
министерства
природопользования
Рязанской области
от 4 марта 2024 г. N 754
Доклад
о правоприменительной практике министерства природопользования Рязанской области при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2023 год
В соответствии со статьей 37 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" региональный государственный геологический контроль (надзор), осуществляется министерством природопользования Рязанской области в соответствии с Положением о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 21.12.2021 N 393 (далее - Положение).
Предметом регионального государственного геологического контроля является в отношении участков недр местного значения - соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Рязанской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Рязанской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, включается в предмет контроля (надзора), содержащийся в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Министерство природопользования Рязанской области (далее - Министерство) осуществляет региональный государственный геологический контроль (надзор) в отношении следующих объектов государственного геологического контроля (далее - объекты контроля):
- деятельность, действия (бездействие) организаций и граждан в области использования и охраны недр на участках недр местного значения, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
- участки недр местного значения, предоставленные в пользование;
- неиспользуемые части недр на участках недр местного значения.
Учет объектов контроля осуществляется контрольным органом посредством ведения регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, изучения информации, имеющейся в распоряжении структурных подразделений Министерства.
При осуществлении регионального государственного геологического контроля контрольным органом применяется система оценки и управления рисками.
Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного экологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) высокий риск:
б) значительный риск;
в) средний риск:
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
Отнесение объекта контроля к одной из предусмотренных категорий риска осуществляется контрольным органом ежегодно при формировании программы профилактики рисков на основании сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
Решения о категорировании объектов размещены на сайте Министерства в разделе "Деятельность" - "Управление государственного экологического надзора" - "Региональный экологический надзор" - "Риск - ориентированный подход".
В случае, если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
По состоянию на 31.12.2023 количество объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному геологическому контролю (надзору), составило 117 объектов.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" было запрещено проведение в 2022 году плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В 2023 году допускалось проведение внеплановых проверок контролируемых лиц с соблюдением процедуры согласования с органами прокуратуры при условии выявления фактов причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
Угроза причинения вреда окружающей среде и причинение вреда окружающей среде не являлись основаниями для проведения внеплановых проверок.
Согласно изменениям в КоАП РФ, внесенным Федеральным законом от 15.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 25.07.2022, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), по общему правилу может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 14 июля 2022 г."
В 2023 году контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ) во взаимодействии с контролируемыми лицами в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) не проводились.
Министерством в 2023 году было проведено 17 КНМ без взаимодействия.
В 2023 году в рамках регионального государственного геологического контроля (надзора) объявлено 17 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере недропользования.
При осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) Министерством в 2023 году проведено 9 профилактических визитов. От проведения 8 профилактических визитов контролируемые лица отказались.
Оказано более 10 устных консультаций.
В 2023 году в Министерство на рассмотрение по подведомственности из правоохранительных органов и органов прокуратуры поступило 1 дело об административном правонарушении.
Установлено 1 нарушение в сфере недропользования, наложен штраф на сумму 30,0 тыс. рублей по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без лицензии либо с нарушением условий лицензии на право пользования недрами.
Нарушение связано с отсутствием надлежаще оформленных документов при добыче питьевых подземных вод в Кадомском районе Рязанской области.
Типовые нарушения требований законодательства "О недрах":
- отсутствие ведения геологической документации;
- самовольное пользование недрами.
Результаты проведенных мероприятий выявили ряд пробелов в законодательстве в области недропользования, требующие правового урегулирования.
Существует необходимость дополнения перечня статей Закона "О недрах", перечисленных в пункте 97 (приложения 1, 2 к приказу Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839) статьей 26 Закона "О недрах", в соответствии с которой с 01.01.2022 ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, в том числе осуществляющими федеральный государственный геологический контроль (надзор). В настоящее время регулятором не установлены нормативные правовые требования в отношении порядка обеспечения контроля за выполнением работ по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в том числе в отношении порядка подписания акта о ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, что необходимо для реализации части 5 статьи 26 Закона "О недрах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.