г. Краснодар |
|
14 ноября 2023 г. |
Дело N А63-2462/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Афонина Е.И.,
рассмотрев без вызова сторон, истца - Управления по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края (ИНН 2605016930, ОГРН 1192651000167), ответчика - индивидуального предпринимателя Макаряна Самвела Айроновича (ИНН 260506499726, ОГРНИП 315265100130340), кассационную жалобу Управления по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А63-2462/2023,
установил следующее.
Управление по делам территорий администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Макаряну С.А. (далее - предприниматель) о взыскании 32 820 рублей 35 копеек неустойки по муниципальному контракту.
Решением суда от 05.05.2023 (резолютивная часть) исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 14.08.2023 решение суда от 16.05.2023 (резолютивная часть от 05.05.2023) отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, судом не учтено, что если поставщик (подрядчик) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек, принятие решение о ее списание не допускается.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность исполнения контракта в срок.
В отзыве на жалобу предприниматель просит оставить без изменения судебный акт, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 22.08.2022 управление (заказчик) и предприниматель (подрядчик) заключили муниципальный контракта N 49, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности Благодарненского городского округа Ставропольского края, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Цена контракта составила 48 482 972 рубля 19 копеек (пункт 3.1 контракта).
Срок выполнения работ установлен сторонами до 15.11.2022 (пункт 7.1 контракта).
Пунктом 7.3 контракта установлены места выполнения работ:
Российская Федерация, Ставропольский край, Благодарненский городской округ, автомобильные дороги общего пользования местного значения: ул. Чапаева (от пер. Безымянный до дома N 2) в городе Благодарный; ул. Оболенского (от пер. Большевик до пер. Подгорный) в городе Благодарный; ул. Бедненко (от пер. Фрунзе до пер. 9 Января) в городе Благодарный; пер. Куйбышева (от ул. Вокзальная) в городе Благодарный; ул. Красноармейская (от ул. Первомайская) в городе Благодарный;
пер. Колхозный (от дома N 24) в городе Благодарный; пер. 50 лет Октября (от ул. Советская до ул. Ленина) в селе Сотниковское; ул. Путь Победы (от дома N 90 до дома N 108а) в селе Елизаветинское; ул. Ленина (от пер. Огородний до дома N 2) в селе Спасское; ул. Мира в селе Алексеевское.
Согласно пунктам 11.6 и 11.7 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Работы, предусмотренные контрактом, ответчиком выполнены в полном объеме 28.11.2022, то есть с нарушением срока (13 дней).
Данный факт подтверждается актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
Истец произвел оплату за выполненные работы, предусмотренные контрактом, в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями.
В связи с несвоевременным выполнением работ подрядчиком заказчик направил претензию от 22.12.2022 N 1098 с требованием уплатить 32 820 рублей 35 копеек неустойки с 16.11.2022 по 28.11.2022.
В ответе от 09.01.2023 N 1 подрядчик, сославшись на постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Правила N 783), указал на необходимость списания неустойки.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, апелляционный суд правомерно руководствовались следующим.
Спорные правоотношения регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса определено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Частью 2 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта, в том числе к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.
В силу положений части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (часть 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783", вступившим в силу 12.03.2022, из названия, преамбулы и текста Правил N 783 исключены слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
Согласно пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением перечисленных в данном постановлении контрактов.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 определено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" данного пункта.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 783 установлено, что при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 данных Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Суды установили, что подрядчик выполнил обязательства по контракту в 2022 году; данный факт сторонами не оспаривается.
Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (определение Верховного Суда Российской Федерации по делу от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание предусмотренные контрактом обязанности сторон и требования к его исполнению, установив, что предприниматель фактически выполнил работы по контракту в 2022 году, а размер неустойки в сумме 32 380 рублей 35 копеек при цене контракта 48 482 972 рубля 19 копеек не превышает 5% от цены контракта, суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о наличии условий и оснований на списание начисленной неустойки в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 Правил N 783, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении иска.
Подобный правовой подход соответствует закону и сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561).
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
Суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Приведенный в жалобе довод о том, что предприниматель не подтвердил начисленную и неуплаченную сумму неустойки, то есть не признал ее, что противоречит требованиям пункта 7 Правил N 783, в соответствии с которыми при таком поведении поставщика (подрядчика, исполнителя) принятие решения о списании неустойки не допускается, основан на неверном толковании норм материального права (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2023 N 306-ЭС22-23625, от 24.03.2023 N 301-ЭС22-20431).
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2023 по делу N А63-2462/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
Суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Приведенный в жалобе довод о том, что предприниматель не подтвердил начисленную и неуплаченную сумму неустойки, то есть не признал ее, что противоречит требованиям пункта 7 Правил N 783, в соответствии с которыми при таком поведении поставщика (подрядчика, исполнителя) принятие решения о списании неустойки не допускается, основан на неверном толковании норм материального права (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2023 N 306-ЭС22-23625, от 24.03.2023 N 301-ЭС22-20431)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2023 г. N Ф08-11092/23 по делу N А63-2462/2023