г. Краснодар |
|
20 ноября 2023 г. |
Дело N А32-15942/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н., Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации Рисового сельского поселения Славянского района (ИНН 2349026149, ОГРН 1052327433377), заинтересованного лица - отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Славянскому району (ИНН 2349010678, ОГРН 1022304654151), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Рисового сельского поселения Славянского района на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 по делу N А32-15942/2023, установил следующее.
Администрация Рисового сельского поселения Славянского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Славянскому району (далее - отдел) о признании недействительным представления от 13.02.2023 N 1 об устранении нарушений законодательства.
Решением суда первой инстанции от 03.07.2023 признано недействительным представление отдела от 13.02.2023 N 1.
Решение мотивировано отсутствием нарушения ГОСТ Р 52766-2007.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.09.2023 решение суда от 03.07.2023 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление мотивировано наличием полномочий и правовых оснований у отдела выдать оспариваемое представление.
В кассационной жалобе администрация просит отменить постановлением суда апелляционной инстанции от 08.09.2023, оставив в силе решение суда первой инстанции от 03.07.2023. Податель жалобы считает, что судом апелляционной инстанции при оценке законности вынесенного представления не применен закон, подлежащий применению - ГОСТ Р 52766-2007, пунктом 4.5.1.1 которого предусмотрено, что тротуары и пешеходные дорожки устраивают на подходах к пешеходному переходу на расстоянии менее 50 метров, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств. Между тем автомобильная дорога по улице Степная в поселке Рисовом не имеет пешеходных переходов и остановочных пунктов. Не применены Бюджетный кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; часть 2.9 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ); Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; раздел 4.5.1 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в ходе осуществления административной процедуры - выезд к месту ДТП выявлены нарушения требований Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), выразившиеся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при обустройстве дорог, а именно: в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования", СП 42.13330.2016 отсутствовал тротуар вдоль участка улицы местного значения: Славянский район, поселок Рисовый, улица Степная от улицы Зеленой до улицы Мира.
По данному факту составлено представление от 13.02.2023 N 1, подписанное начальником ОГИБДД отдела майором полиции Курячим М.Г., согласно которому не позднее 30 суток с момента получения представления необходимо принять исчерпывающие меры, направленные на обустройство тротуара в поселке Рисовый по улице Степная от улицы Зеленая до улицы Мира. Отделом указано, что выявленные недостатки в обустройстве улично-дорожной сети могут создавать угрозу безопасности дорожного движения, а также являться неудовлетворительным дорожным условием, сопутствующему созданию ДТП с участием пешеходов.
Считая незаконным представление, администрация оспорила его в судебном порядке.
Отменяя решение суда первой инстанции от 03.07.2023 и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктом 5 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 34 Закон N 131-ФЗ, статьёй 3, частью 1 статьи 17 Закон N 257-ФЗ, подпунктом 5 статьи 8, статьёй 37 Устава администрации Рисового сельского поселения Славянского района, пришел к выводу, что администрация в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения в области содержания автомобильных дорог обязана обеспечивать соответствие состояния автомобильных дорог местного значения требованиям законодательства в области безопасности дорожного движения, в том числе техническим регламентам и другим нормативным документам.
Так судом установлено, что отдел в ходе обследования участка выявил несоблюдение администрацией требований ГОСТ Р 52766-2007, что выразилось в отсутствии тротуара (с обеих сторон) вдоль участка улицы Степной от улицы Зеленой до улицы Мира.
Ссылка администрации на отсутствие по улице Степная в поселке Рисовом пешеходных переходов и остановочных пунктов сама по себе не исключает обязанность принять меры, направленные на обустройство тротуара, поскольку неоформление таких переходов в нарушение установленного порядка в рассматриваемом случае не препятствует выдаче представления в целях реализации публично-значимой цели защиты жизни и здоровья граждан, безопасности дорожного движения с учетом ранее произошедших ДТП на соответствующем участке.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию, в числе прочего, возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Суд апелляционной инстанции сослался на Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, подпункт "н" пункта 11 которого возлагает на Госавтоинспекцию обязанность изучать условия дорожного движения, принимать меры по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов. Отмена подпункта "б" пункта 12 данного Положения Указом Президента Российской Федерации от 11.02.2023 N 83 "О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не исключила право должностных лиц отдела выдавать представления при выполнении своих полномочий.
Сотрудники отдела уполномочены давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"; выдача представления об устранении выявленных нарушений обязательных требований связана с реализацией публично значимой цели защиты жизни и здоровья граждан; характер выявленных нарушений требовал принятия незамедлительных мер по пресечению нарушений посредством вынесения оспариваемого администрацией представления; содержащиеся в представлении формулировки исключают возможность двоякого толкования, последовательны и доступны для понимания всеми лицами; представление не является неисполнимым.
Наличие обстоятельств, перечисленных администрацией в качестве обоснования невозможности исполнения представления, не свидетельствуют о его незаконности, при условии объективной невозможности исполнить выданное представление в установленный срок данное обстоятельство может быть учтено при решении вопроса о привлечении администрации к административной ответственности за его неисполнение.
При таких обстоятельствах выданное по результатам проверки представление по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенных нарушений, является исполнимым способом, не противоречащим положениям действующего законодательства.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушения норм материального и процессуального права не установлены.
Заявитель, указывая в кассационной жалобе на незаконность апелляционного постановления, фактически выражает свое несогласие с оценкой судом имеющихся в деле доказательств. Однако переоценка доказательств недопустима при производстве по делу в арбитражном суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 по делу N А32-15942/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции сослался на Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, подпункт "н" пункта 11 которого возлагает на Госавтоинспекцию обязанность изучать условия дорожного движения, принимать меры по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов. Отмена подпункта "б" пункта 12 данного Положения Указом Президента Российской Федерации от 11.02.2023 N 83 "О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не исключила право должностных лиц отдела выдавать представления при выполнении своих полномочий.
Сотрудники отдела уполномочены давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения в силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"; выдача представления об устранении выявленных нарушений обязательных требований связана с реализацией публично значимой цели защиты жизни и здоровья граждан; характер выявленных нарушений требовал принятия незамедлительных мер по пресечению нарушений посредством вынесения оспариваемого администрацией представления; содержащиеся в представлении формулировки исключают возможность двоякого толкования, последовательны и доступны для понимания всеми лицами; представление не является неисполнимым."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 ноября 2023 г. N Ф08-11415/23 по делу N А32-15942/2023