г. Краснодар |
|
21 ноября 2023 г. |
Дело N А53-15984/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Малыгина М.А., секретарь судебного заседания Косовская Д.С.), ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиной А.А., от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (ОГРН 109346000195 ИНН 3445102073) - Лисицкой О.А. (доверенность от 18.04.2023), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции Ростовской области (ОГРН 1036163003029 ИНН 6163056346), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (телеграмма), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (ИНН 3445102073 ОГРН 1093460001095) на определение Арбитражного суда Ростовской области от 12.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу N А53-15984/2023, установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к государственной жилищной инспекции Ростовской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от от 22.01.2023 и предписания от 22.03.2023 N 60 об устранении нарушений обязательных требований.
Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявление общества оставлено без рассмотрения по мотиву несоблюдения им обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело для рассмотрения по существу в суд первой инстанции. Ссылается на формальный подход при рассмотрении вопроса о соблюдении им досудебного порядка урегулирования спора, создание преград к правосудию и необязательность для него соблюдать формальные требования при соблюдении процедуры, предваряющей обращение в арбитражный суд с заявленным им требованием.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Оставляя без рассмотрения заявленное обществом по делу требование, суд установил и материалами дела подтверждается, что общество направило в государственную жилищную инспекцию Ростовской области (далее - инспекция) досудебную жалобу на обжалуемые им в настоящем деле акт проверки и предписание инспекции от 22.03.2023 на сайт инспекции по электронной почте.
Письмом от 21.04.2023 N 37/1576 инспекция со ссылкой на протокол совещания Минэкономразвития России от 03.02.2023 N 8-Д24 "О рассмотрении жалоб в рамках механизма досудебного обжалования и о разъяснении отдельных вопросов осуществления контрольной (надзорной) деятельности" сообщила обществу о невозможности рассмотрения жалобы из-за несоблюдения порядка ее подачи посредством электронного ресурса. Такой порядок направления досудебной жалобы установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) и статьей 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ). Несоблюдение названного порядка в том числе технически делает невозможным рассмотрение досудебной жалобы и направление в установленном порядке ответа о результатах ее рассмотрения.
Суд проверил доводы инспекции о подписании жалобы общества с нарушением установленного порядка ее подачи без использования Единого или регионального портала государственных и муниципальных услуг, и обоснованно счел невозможным ее рассмотрение из-за допущенных заявителем нарушений порядка обращения с досудебной жалобой в контролирующий орган. Жалоба, направленная иными, не предусмотренными Законами N 59-ФЗ и 248-ФЗ, способами, без использования Единого или регионального портала государственных и муниципальных услуг, не считается поданной и не может рассматриваться инспекцией. Поскольку общество в инспекцию с обязательной досудебной жалобой, оформленной в установленном законом порядке, на обжалуемые в настоящем деле акт проверки и предписание инспекции от 22.03.2023 N 60 не обращалось, заявление общества правомерно оставлено судом первой инстанции без рассмотрения по правилам пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Заявителем по делу не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с заинтересованным лицом, тогда как он предусмотрен федеральным законом.
В силу абзаца третьего части 5 статьи 4 Кодекса экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Согласно разъяснениям по применению указанных норм права, изложенными в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 Кодекса для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по делам об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Закона N 248-ФЗ, положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных в статье 98 Закона N 248-ФЗ.
В силу части 1 статьи 39 Закона N 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Закона N 248-ФЗ.
Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ).
Норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступает в силу с 01.01.2023.
Кроме того, исходя из части 13 статьи 98 Закона N 248-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 01.07.2021. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора) установлен и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663.
Досудебный порядок подачи жалобы определен в статье 40 Закона N 248-ФЗ, согласно части 1 которой она подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 248-ФЗ, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Иных способов подачи жалобы Законом N 248-ФЗ не предусмотрено.
Данный способ подачи жалобы обусловлен тем, что согласно части 1 статьи 43 Закона N 248-ФЗ уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы обязан использовать подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Правила ведения подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2023 N 302-ЭС22-21899).
Выводы суда основаны на правильном применении норм процессуального права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 12.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу N А53-15984/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Досудебный порядок подачи жалобы определен в статье 40 Закона N 248-ФЗ, согласно части 1 которой она подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 248-ФЗ, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Иных способов подачи жалобы Законом N 248-ФЗ не предусмотрено.
Данный способ подачи жалобы обусловлен тем, что согласно части 1 статьи 43 Закона N 248-ФЗ уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы обязан использовать подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Правила ведения подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2023 N 302-ЭС22-21899)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 ноября 2023 г. N Ф08-12285/23 по делу N А53-15984/2023