г. Краснодар |
|
22 ноября 2023 г. |
Дело N А32-17325/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Мишенькина Сергея Валерьевича (ИНН 231118732171, ОГРНИП 322237500348856) - Кэдман И.В. (доверенность от 01.03.2023), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар - Скиба Н.С. (доверенность от 21.04.2023), в отсутствие управления торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования г. Краснодар, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А32-17325/2023, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Мишенькин С.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и управлению торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар (далее - управление торговли) о признании незаконным отказа управления торговли от 27.02.2023 N 625/18 в предоставлении права на проведение ярмарки и возложении обязанности на управление торговли и администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в полном объеме путем выдачи разрешения на организацию ярмарки в соответствии с поданной заявкой, о взыскании с администрации расходов, связанных с рассмотрением в суде заявления.
Решением суда от 19.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.08.2023, заявленные требования удовлетворены. Суд признал оспариваемый отказ управления торговли незаконным; обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя в полном объеме, путем выдачи предпринимателю разрешения на организацию ярмарки по адресу г. Краснодар, ул. им. Дзержинского (вблизи дома N 213), в соответствии с поданной им заявкой; взыскал с администрации в пользу предпринимателя 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе администрация просила принятые судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды нарушили нормы материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что отказ органа местного самоуправления является законным и обоснованным; суды не дали оценку требованиям к организации деятельности ярмарок, которые установлены статьей 11 Закона Краснодарского края от 01.03.2011 N 2195-КЗ "Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2195-КЗ), согласно которым ярмарки проводятся как в стационарных помещениях, так и на открытых площадках, позволяющих обеспечить размещение торговых мест на ярмарке с соблюдением норм и правил пожарной безопасности, охраны общественного порядка, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также о безопасности дорожного движения. По мнению администрации, правовых оснований возлагать на администрацию и управление торговли обязанность выдать разрешение на организацию ярмарки в судебном порядке не имеется, поскольку суд не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления, в введении которого находится принятие данного решения.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно приложению N 2 к постановлению администрации от 19.12.2022 N 5963 утвержден перечень ярмарок, проводимых на территории муниципального образования город Краснодар муниципальным унитарным предприятием "Карасунский" МО г. Краснодар сроком на 5 лет. В перечне указано, что в 2023 году по ул. им. Дзержинского (вблизи дома N 213) в период с 15.01.2023 по 28.05.2023 и в период с 10.09.2023 по 31.12.2023 будет проводиться специализированная розничная ярмарка на 55 мест.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении права на организацию ярмарки по субботам в период с 01.06.2023 по 09.09.2023 по адресу: г. Краснодар, ул. им. Дзержинского, (вблизи дома N 213).
Управление торговли в письме от 27.02.2023 N 625/18 отказало предпринимателю в проведении ярмарки, сославшись на пункт 1 части 7 статьи 9 Закона N 2195-КЗ и указав, что заявленный адрес: г. Краснодар, ул. им. Дзержинского (вблизи дома N 213), предположительно расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0119010:1966 площадью 7107 кв. м и видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Дзержинского, уч. 211/А, в границах сквера имени А.И. Покрышкина, в отношении которого зарегистрировано право муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар и право постоянного (бессрочного) пользования МКУ МО г. Краснодар "Управление коммунального хозяйства и благоустройства". По информации, представленной департаментом городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса, указанный земельный участок является частью территории сквера им. Александра Покрышкина. Скверы предназначены для кратковременного отдыха горожан, прогулок, встреч, транзитного движения пешеходов.
Полагая, что отказ в проведении ярмарки является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 71, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 2, 8, 9, 11 Закона Краснодарского края N 2195-КЗ, статьей 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Суды установили, что основанием для отказа в организации универсальной сезонной розничной ярмарки послужило нарушение пункта 1 части 7 статьи 9 Закона N 2195-КЗ, поскольку заявленный адрес для организации ярмарки предположительно расположен в границах земельного участка с видом разрешенного использования: "земельные участки (территории) общего пользования", в границах сквера имени А.И. Покрышкина, который предназначен для кратковременного отдыха горожан, прогулок, встреч, транзитного движения пешеходов.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 9 Закона N 2195-КЗ одним из оснований для отказа в проведении ярмарки, выставки-ярмарки является непредставление либо неполное представление сведений и документов, указанных в частях 4 и 4.1 названной статьи, а также мотивированный отказ органа местного самоуправления в предоставлении согласия на проведение ярмарки, выставки-ярмарки на заявленной ярмарочной площадке, когда земельный участок (объект имущественного комплекса), на территории которого предполагается проведение ярмарки, выставки-ярмарки, находится в муниципальной собственности.
Согласно приложению N 2 к постановлению администрации от 19.12.2022 N 5963 утвержден перечень ярмарок, проводимых на территории муниципального образования город Краснодар муниципальным унитарным предприятием "Карасунский" МО г. Краснодар сроком на 5 лет. В перечне указано, что в 2023 году по ул. им. Дзержинского (вблизи дома N 213) в период с 15.01.2023 по 28.05.2023 и в период с 10.09.2023 по 31.12.2023 будет проводиться специализированная розничная ярмарка на 55 мест.
Проведение ярмарки МУП "Карасунский" МО г. Краснодар по адресу расположения сквера имени А.И. Покрышкина администрация считает допустимым и не нарушающим права горожан. В статье 8 Конституции Российской Федерации закреплены поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В статье 34 Конституции Российской Федерации также установлен запрет недобросовестной конкуренции. С учетом изложенного, проведение ярмарки заявителем или любыми другими субъектами по спорному адресу также должно считаться допустимым и не нарушающим права и законные интересы граждан. Проведение ярмарки по указанному адресу на территории сквера им. А. Покрышкина само по себе не является основанием для отказа в проведении ярмарки.
Закон предусматривает, что отказ должен быть мотивирован, содержать конкретные отсылки к обстоятельствам и нормам права, которые препятствуют согласованию проведения ярмарки. Информация о том, что земельный участок, где запланировано проведение ярмарки, является частью сквера, не может являться основанием для отказа в проведении ярмарки, поскольку в законодательстве не содержится ограничения на проведение ярмарок на части территории скверов. Законом не установлено, что возможность проведения ярмарки ставится в зависимость от назначения земельного участка.
Заявка, поданная предпринимателем, соответствует требованиям статьи 9 Закона N 2195-КЗ, содержит сведения о предпринимателе - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика. К заявке приложены необходимые документы, в том числе письменное обязательство по оборудованию подъездами для погрузочно-разгрузочных работ, схема места расположения ярмарки.
Поскольку земельный участок, на территории которого предполагается проведение ярмарки, находится в муниципальной собственности, согласно пункту 2 части 4(1) статьи 9 Закона N 2195-КЗ получение согласия собственника земельного участка осуществляется органом местного самоуправления в установленном им порядке, соответственно не требовалось.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
В качестве способа восстановления нарушенного права суды обязали администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в полном объеме путем выдачи разрешения предпринимателю на организацию ярмарки по адресу г. Краснодар, ул. им. Дзержинского (вблизи дома N 213) в соответствии с поданной им заявкой.
Суды рассмотрели и обоснованно отклонили доводы администрации о том, что правовых оснований возлагать на администрацию и управление торговли обязанность выдать разрешение на организацию ярмарки в судебном порядке не имеется, поскольку суд не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления, в введении которого находится принятие данного решения. Суды учли разъяснения пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". В данном случае заявленный предпринимателем период с 1 июня по 9 сентября 2023 года является коротким. С учетом сроков рассмотрения дела судами различной инстанций, сроков рассмотрения администрацией заявления предпринимателя о предоставлении права на организацию ярмарки, суды обоснованно обязали администрацию выдать разрешение предпринимателю на организацию ярмарки по адресу г. Краснодар, ул. им. Дзержинского (вблизи дома N 213). В ином случае срок рассмотрения заявления предпринимателя будет приходиться на окончание или выходить за пределы предложенного сезонного периода организации ярмарки.
Апелляционный суд правомерно отклонил доводы заявителя о том, что судом не дана оценка требованиям к организации деятельности ярмарок, которые установлены статьей 11 Закона от 01.03.2011 N 2195-КЗ, согласно которым ярмарки проводятся как в стационарных помещениях, так и на открытых площадках, позволяющих обеспечить размещение торговых мест на ярмарке с соблюдением норм и правил пожарной безопасности, охраны общественного порядка, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также о безопасности дорожного движения. В рассматриваемом случае территория, предполагаемая для размещения ярмарки, расположена за пределами проезжей части, на территории сквера, согласно публичной кадастровой карте и схеме места расположения ярмарки между проезжей частью и территорией ярмарки расположена парковочная площадка. Наличие возможности обеспечить размещение торговых мест на ярмарке с соблюдением норм и правил пожарной безопасности, охраны общественного порядка, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также о безопасности дорожного движения, следует из того, что указанный адрес определен в постановлении администрации от 19.12.2022 N 5963 для проведения специализированной розничной ярмарки на 55 мест.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами обстоятельств дела. Между тем иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона не свидетельствуют о нарушении судами норм права и не могут служить основанием для отмены судебных актов. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу N А32-17325/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды рассмотрели и обоснованно отклонили доводы администрации о том, что правовых оснований возлагать на администрацию и управление торговли обязанность выдать разрешение на организацию ярмарки в судебном порядке не имеется, поскольку суд не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления, в введении которого находится принятие данного решения. Суды учли разъяснения пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". В данном случае заявленный предпринимателем период с 1 июня по 9 сентября 2023 года является коротким. С учетом сроков рассмотрения дела судами различной инстанций, сроков рассмотрения администрацией заявления предпринимателя о предоставлении права на организацию ярмарки, суды обоснованно обязали администрацию выдать разрешение предпринимателю на организацию ярмарки по адресу г. Краснодар, ул. им. Дзержинского (вблизи дома N 213). В ином случае срок рассмотрения заявления предпринимателя будет приходиться на окончание или выходить за пределы предложенного сезонного периода организации ярмарки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2023 г. N Ф08-11112/23 по делу N А32-17325/2023