Отраслевое соглашение
по организациям социального обслуживания Вологодской области на 2024 - 2026 годы (Совершено в г. Вологде 19.01.2024)
I. Общие положения
1.1. Настоящее областное отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании:
Трудового кодекса Российской Федерации;
Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации";
Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей";
Закона Вологодской области от 7 июня 2018 года N 4352-ОЗ "О социальном партнерстве в Вологодской области".
Соглашение направлено на регулирование социально-трудовых отношений в отрасли социальной защиты населения, в том числе оплаты и других условий труда, социальных гарантий и льгот для работников государственных организаций социального обслуживания области (далее также - организации).
1.2. Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров в государственных организациях социального обслуживания области, трудовых договоров с работниками и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Соглашение устанавливает минимальные социальные гарантии работникам организаций и не ограничивает права органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций в расширении этих гарантий при наличии собственного ресурсного обеспечения.
Территориальные отраслевые соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
В тех случаях, когда на работников организаций в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений.
1.3. Сторонами Соглашения являются:
исполнительный орган области - Департамент социальной защиты населения Вологодской области (далее - Департамент);
работодатели государственных организаций социального обслуживания области в лице их представителя - отраслевого объединения работодателей учреждений системы социальной защиты населения Вологодской области (далее - работодатели);
работники государственных организаций социального обслуживания области (далее - работники) в лице их представителя - Вологодской областной общественной организации Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (далее - Профсоюз).
1.4. Действие Соглашения распространяется на работников и работодателей государственных организаций социального обслуживания области, подведомственных Департаменту.
1.5. Коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, представленных стороной работодателей, независимо от их организационно - правовых форм и видов собственности не могут ухудшать положение работников по сравнению с положениями, установленными Соглашением.
1.6. В период действия Соглашения стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, и принимают все меры для устранения причин возникновения конфликтов в организациях с целью предупреждения коллективных акций и забастовок. Отдают предпочтение таким способам урегулирования конфликтов как переговоры и примирительные процедуры.
1.7. Соглашение вступает в силу с 1 января 2024 года и действует по 31 декабря 2026 г.
1.8. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить в него дополнения и изменения на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное предложение о начале ведения переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
Изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению и являются его неотъемлемой частью.
1.9. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
1.10. В случае реорганизации (изменения правового статуса) сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до окончания действия настоящего Соглашение.
1.11. Соглашение открыто для присоединения к нему организаций, не делегировавших ранее полномочий на его заключение и заявивших представителям сторон Соглашения о своем согласии распространить на себя его действие (в этих случаях заявления подаются и от стороны работников, и от стороны работодателя).
1.12. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, обеспечиваются в полном объеме сторонами Соглашения.
1.13. На участников Соглашения распространяются положения Соглашения между Региональной общественной организацией - Вологодской областной Федерацией профсоюзов, Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области", Агропромышленным союзом Вологодской области и Правительством Вологодской области по вопросам социально-экономической политики.
II. Социальное партнерство и координация действий сторон Соглашения
Стороны договорились:
2.1. Признать социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей и их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, основным принципом правового регулирования трудовых отношений.
2.2. Способствовать заключению коллективных договоров в организациях и территориальных отраслевых соглашений между организациями с учетом положений настоящего Соглашения.
2.3. Предусматривать участие представителей сторон Соглашения в заседаниях исполнительных органов области при рассмотрении вопросов, связанных с положениями данного Соглашения и его выполнением; предоставление друг другу полной и своевременной информации о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые и иные непосредственно связанные с ними права и интересы работников организаций.
2.4. Предоставлять Профсоюзу информацию о вносимых в исполнительные органы области проектах нормативных правовых актов, о разработке ведомственных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для предварительного согласования с Профсоюзом.
2.5. Организовывать проведение областных семинаров - совещаний по вопросам социального партнерства.
2.6. В целях контроля за выполнением Соглашения и регулирования социально - трудовых отношений в отрасли социальной защиты населения:
2.6.1. В течение 7 дней со дня подписания сторонами настоящего Соглашения направить его на уведомительную регистрацию в Департамент труда и занятости населения области.
2.6.2. Довести текст Соглашения до сведения работодателей, территориальных и первичных организаций профсоюза в течение 2-х недель со дня его регистрации.
2.6.3. Итоги выполнения Соглашения ежегодно рассматривать на заседании Президиума обкома профсоюза с участием представителей Департамента (по согласованию) и работодателей (по согласованию) и доводить до сведения выборных профсоюзных органов и представителей нанимателя (работодателей).
2.6.4. Все спорные вопросы по толкованию и реализации положений настоящего Соглашения решаются отраслевой комиссией.
III. Оплата труда
Стороны считают необходимым реализовывать меры, обеспечивающие повышение уровня реальной заработной платы работников государственных организаций социального обслуживания области в соответствии с количеством и качеством труда.
3.1. Оплата труда работников организаций производится за счет средств областного бюджета и других источников финансирования, не запрещенных законодательством, в соответствии с нормативными правовыми актами области по оплате труда, трудовым и гражданским законодательством.
3.2. Реализуются меры по повышению заработной платы работников организаций, в том числе, обеспечивается исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 28 декабря 2012 года N 1688 в части поэтапного достижение установленного значения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников организаций к средней заработной плате по Вологодской области. Обеспечивается сохранение (недопущение снижения) показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688.
3.3. В целях повышения социального статуса работников организаций, престижа их профессии и мотивации труда стороны добиваются:
3.3.1. Единого порядка и сроков повышения (индексации) заработной платы для работников организаций соответствующих профессионально - квалификационных групп.
3.3.2. Сохранения надбавки за стаж непрерывной работы в организациях всем категориям работников.
3.3.3. Сохранения размеров и условий применения надбавок компенсационного характера, установленных в соответствии с действующим законодательством.
3.4. Стороны договорились:
3.4.1. Принимать упреждающие меры в целях недопущения нарушений в оплате труда, в том числе при замещении отсутствующих работников с учетом уровня квалификации замещающего работника.
3.4.2. В целях снижения социальной напряженности в организациях прилагать совместные усилия для обеспечения объективности и широкой гласности в вопросах, касающихся порядка установления и размеров оплаты труда.
3.5. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок. Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.
IV. Обеспечение занятости
4.1. Стороны договорились обеспечить выполнение действующего трудового законодательства, касающегося обеспечения занятости работников. В случае угрозы массового высвобождения работников стороны на основе взаимных консультаций принимают экстренные меры, направленные на содействие занятости и поддержку высвобождаемых работников.
4.2. Стороны договорились, что к массовому высвобождению работников в отрасли относится увольнение 30 и более процентов работников в течение 90 календарных дней. В случае массового высвобождения работников, возникшего в связи с ликвидацией организации, а также сокращением объемов ее деятельности, представитель работодателя своевременно не менее чем за 3 месяца и в полном объеме представляет органам службы занятости, соответствующему выборному профсоюзному органу информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе, категориях и сроках, в течение которых намечено их осуществить.
4.3. Стороны рекомендуют предусматривать в соглашениях и коллективных договорах обязательства по:
определению более льготных критериев массового высвобождения работников отрасли с учетом специфики социально-экономической и кадровой ситуации и особенностей деятельности организаций;
прогнозированию, учету и анализу численности высвобождаемых работников с учетом их профессионально-квалификационной структуры.
4.4. Стороны содействуют осуществлению следующих мер, направленных на обеспечение занятости высвобождающихся работников:
обеспечение условий для переезда работников на новое место работы (по договоренности сторон);
проведение упреждающей переподготовки кадров, перемещения их внутри организации на освободившиеся рабочие места;
развитие временной и сезонной занятости работников;
применение с согласия работника в качестве временной меры, альтернативной увольнению, режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня, неполной рабочей недели) и других мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создание кадрового резерва работников ведущих профессий, временно используемых на других работах в связи с высвобождением в результате сокращения численности или штата работников с доплатой до среднего заработка по прежней работе и обеспечением условий для поддержания их профессионального уровня на срок до 6 месяцев;
использование возможности досрочного (до двух лет) выхода высвобождающихся работников на пенсию в соответствии с заключением службы занятости.
4.5. В целях поддержки работников, высвобождаемых из организаций в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией или реорганизацией организаций, обеспечивают осуществление следующих мер:
предупреждение работника персонально и под роспись о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата не менее чем за 2 месяца;
по договоренности сторон трудового договора предоставление в период после предупреждения об увольнении оплачиваемого времени для самостоятельного поиска работы на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.
4.6. Стороны рекомендуют работодателям и соответствующим профсоюзным органам при заключении коллективных договоров гарантировать работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата:
в случае трудоустройства в другую организацию социального обслуживания области сохранение очереди на улучшение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможности пользования лечебными и дошкольными образовательными учреждениями на равных с работающими условиями;
предоставление преимущественного права трудоустройства в данную организацию в случае создания новых рабочих мест, а также во вновь создаваемые организации.
V. Условия охраны труда
5.1. Для улучшения условий труда и соблюдения требований охраны труда в организациях стороны договорились:
5.1.1. Ввести обмен информацией по учету и отчетности по производственному травматизму, профессиональной заболеваемости, трудопотерь вследствие временной и стойкой утраты трудоспособности.
5.1.2. Предусматривать в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за условиями и охраной труда.
5.1.3. Участвовать в разработке мероприятий по охране труда, в проведении семинаров, конкурсов, дней по охране труда.
5.1.4. Ежегодно осуществлять комплексные ведомственные проверки организаций, заслушивать руководителей, лиц, ответственных за организацию работы по охране труда, на заседаниях коллегии Департамента и президиума областной организации профсоюза.
5.1.5. Осуществлять совместные проверки выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
5.1.6. Осуществлять контроль за ходом строительства новых и реконструкцией действующих учреждений в части соблюдения требований охраны труда.
5.2. Департамент:
5.2.1. Организует работу деятельности организаций в области охраны труда.
5.2.2. Обеспечивает контроль выполнения мероприятий по улучшению условий охраны труда в организациях.
5.2.3. Планирует и организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей организаций.
5.2.4. Привлекает в установленном порядке к ответственности руководителей организаций, виновных в нарушении трудового законодательства, правил и норм охраны труда, пожарной безопасности.
5.2.5. Оказывает методическую помощь руководителям организаций в совершенствовании работы, направленной на охрану труда и обеспечение безопасных условий труда работникам организаций.
5.3. Работодатель:
5.3.1. Выделяет средства на охрану труда, предусмотренные планом финансово - хозяйственной деятельности организации, коллективным договором и соглашением (планом мероприятий) по охране труда, являющимся приложением к коллективному договору.
5.3.2. Указывает в трудовом договоре с работником характеристики условий труда, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.3.3. Обеспечивает введение должности специалиста по охране труда в организациях с количеством работающих свыше 50 человек.
5.3.4. Разрабатывает и утверждает положение об организации работы по охране труда в организации по согласованию с профсоюзным комитетом.
5.3.5. В установленном порядке разрабатывает, утверждает и пересматривает инструкции по охране труда по согласованию с профсоюзным комитетом.
5.3.6. Создает комиссии по охране труда, обеспечивает условия для их работы.
5.3.7. Проводит техническую инвентаризацию зданий и сооружений (паспортизацию) с целью определения возможности дальнейшей безопасной эксплуатации их и соответствия санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
5.3.8. Обеспечивает работников за счет средств организации спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
5.3.9. Обеспечивает смывающими и обезвреживающими средствами на работах с неблагоприятными условиями труда.
5.3.10. Обеспечивает обучение по охране труда работников организации и проверку знания требований охраны труда в установленные сроки.
5.3.11. Обеспечивает недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку, проверку знаний, требований охраны труда и медицинское освидетельствование.
5.3.12. Обеспечивает проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
5.3.13. Обеспечивает беспрепятственный допуск в организацию представителей органов государственного надзора и контроля и общественного (профсоюзного) контроля для проведения проверки состояния условий и охраны труда.
5.3.14. Представляет органам государственного надзора и контроля и общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением требований охраны труда информацию и документы, необходимые для осуществления ими своих полномочий.
5.3.15. Обеспечивает обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.3.16. На время приостановки работ на рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда не по вине работников сохраняет за ними место работы, должность и средний заработок.
5.4. Профсоюз:
5.4.1. Осуществляет общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
5.4.2. Принимает участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
5.4.3. Участвует в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства по охране труда.
5.4.4. Обращается в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев.
5.4.5. Требует от должностных лиц организаций приостановления работ, если продолжение этих работ создает непосредственную угрозу жизни и здоровью работающих.
5.4.6. Оказывает методическую помощь в организации работы по охране труда коллективам, в которых созданы первичные организации профсоюза.
5.4.7. Совместно с работодателями организует и проводит через систему учебных центров обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных комитетов.
5.4.8. Обеспечивает формирование и организацию деятельности комиссий по охране труда, созданных в организациях.
5.4.9. Участвует в разработке Положения об организации работы по охране труда в организации.
5.4.10. Участвует в разработке раздела коллективного договора "Условия и охрана труда" и приложения к коллективному договору - соглашения (плана мероприятий) по охране труда.
5.4.11. Принимает участие в проведении конкурсов, дней, месячников по охране труда, специальной оценке условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
5.4.12. Согласовывает в установленном порядке инструкции по охране труда для работников организации.
5.4.13. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
5.4.14. Дает заключение профкома о степени вины пострадавшего при несчастном случае на производстве и представляет его в комиссию по расследованию несчастного случая.
VI. Рабочее время и время отдыха
6.1. Режим рабочего времени и времени отдыха работников устанавливается коллективными договорами и правилами внутреннего трудового распорядка организаций, утверждаемыми работодателями с учетом мнения профсоюзного органа работников.
6.2. Для работников организаций, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
Коллективным договором организации, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю:
при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов.
6.3. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам с ненормированным рабочим днем, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - дополнительный отпуск) предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней.
Продолжительность дополнительного отпуска медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, устанавливается с учетом результатов специальной оценки условий труда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников".
Продолжительность дополнительного отпуска иным категориям работников устанавливается с учетом результатов специальной оценки условий труда и не может превышать 14 календарных дней.
6.4. Порядок предоставления работникам отпусков и их продолжительность определяются коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка организаций, утверждаемыми работодателем с учетом мнения профсоюзного органа.
VII. Социальные гарантии, льготы и компенсации
7.1. Стороны исходят из того, что:
7.1.1. В случае направления работника в командировку, в том числе для профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы, оплачиваются командировочные расходы (суточные, проезд к месту обучения и обратно) в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.
7.1.2. Работодатель при чрезвычайных обстоятельствах и в целях обеспечения социальной защищенности работников в пределах утвержденного фонда оплаты труда оказывает материальную помощь:
а) в случае смерти работника в период его трудовых отношений с организацией, а также ветерана, вышедшего на пенсию из данной организации (материальная помощь оказывается членам его семьи);
б) в случае смерти близких родственников работника (родители, дети, муж, жена);
в) в случае тяжелого материального положения или особых обстоятельств (пожар, ограбление квартиры, финансовые затраты, связанные с операцией, тяжелой или продолжительной болезнью, приобретение дорогих лекарств и др.).
Выплата производится при наличии подтверждающих документов.
7.1.3. Работодатель обеспечивает страхование своих работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и другими нормативными правовыми актами.
7.1.4. В случае необходимости работодатель организует горячее питание и перевозку работников организации к месту работы с учетом финансовых возможностей.
7.1.5. Работодатель выделяет работникам бесплатно транспорт в случае чрезвычайной ситуации в населенном пункте, где находится организация.
7.1.6. Работодатель, при награждении работников организаций социального обслуживания области:
государственными наградами Российской Федерации или ведомственными наградами Министерства труда и социального защиты Российской Федерации выплачивает единовременное денежное вознаграждение в размере одного должностного оклада;
Почетной грамотой Министерства труда и социального защиты Российской Федерации выплачивает единовременное денежное вознаграждение в размере 0,5 должностного оклада;
Почетной грамотой Губернатора области выплачивает единовременное денежное вознаграждение в размере одного должностного оклада;
Благодарностью Губернатора области выплачивает единовременное денежное вознаграждение в размере 0,5 должностного оклада;
Почетной грамотой Департамента социальной защиты населения области выплачивает единовременное денежное вознаграждение в размере 0,5 должностного оклада.
Выплаты производятся за счет фонда оплаты труда, утвержденного планом финансово-хозяйственной деятельности организации.
7.1.7. Профсоюз координирует деятельность первичных профсоюзных организаций по оказанию содействия работникам учреждений социального обслуживания области в части обеспечения отдыха и оздоровления несовершеннолетних детей работников учреждения в порядке, установленном нормативными правовыми актами области.
VIII. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа
8.1. Права и гарантии деятельности Профсоюза, территориальных и первичных профсоюзных организаций, соответствующих выборных профсоюзных органов определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности", иными законами Российской Федерации, Уставом Вологодской областной общественной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и реализуются с учетом Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, настоящего Соглашения, иных соглашений, устава организации, коллективного договора.
8.2. Стороны обращают внимание на то, что работодатели и их полномочные представители обязаны:
8.2.1. Соблюдать права и гарантии профсоюзных организаций, способствовать их деятельности, не допуская ограничения установленных законом прав и гарантий профсоюзной деятельности и не препятствуя созданию и функционированию профсоюзных организаций в организациях.
8.2.2. Предоставлять выборному профсоюзному органу организации независимо от численности работников бесплатно необходимые помещения (как минимум одно помещение), отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для работы самого выборного профсоюзного органа и проведения собраний работников, а также оргтехнику, средства связи (в том числе компьютерное оборудование, электронную почту и Интернет) и необходимые нормативные документы; в случаях, предусмотренных коллективным договором, обеспечивать охрану и уборку выделяемых помещений, безвозмездно предоставлять имеющиеся транспортные средства и создавать другие улучшающие условия для обеспечения деятельности выборного профсоюзного органа.
8.2.3. Не препятствовать представителям выборных профсоюзных органов в посещении организации и ее подразделений, где работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав.
8.2.4. Предоставлять профсоюзному органу по его запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, жилищно-бытового обслуживания, работы предприятий общественного питания, условий проживания работников и другим социально-экономическим вопросам.
8.2.5. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно удерживает и перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.
Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
8.2.6. Содействовать профсоюзным органам в использовании отраслевых и местных информационных систем для широкого информирования работников о деятельности Профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников учреждений социального обслуживания.
8.3. Стороны признают гарантии работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в том числе:
8.3.1. Члены выборных профсоюзных органов, уполномоченные Профсоюза по охране труда и социальному страхованию, представители профсоюзной организации в создаваемых в организации совместных с работодателем комиссиях освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы на условиях, предусмотренных законодательством, коллективным договором.
8.3.2. Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы организации, освобождаются от нее на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, созываемых Профсоюзом. Условия освобождения и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
8.4. Стороны признают гарантии освобожденных работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов:
8.4.1. Работникам, избранным (делегированным) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации - Профсоюз сохраняет за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
8.4.2. Сохранение за освобожденными профсоюзными работниками и штатными работниками профсоюзного органа социально-трудовых прав, гарантий и льгот, действующих в организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.
8.5 Стороны могут совместно принимать решение о присвоении почетных званий и награждении ведомственными знаками отличия выборных профсоюзных работников и рекомендуют органам управления системы социальной защиты населения и территориальным органам Профсоюза применять аналогичный порядок поощрения выборных профсоюзных работников.
8.6. Стороны принимают необходимые меры по недопущению вмешательства органов управления системы социальной защиты населения, представителей работодателя в практическую деятельность профсоюзных организаций и их органов, затрудняющего осуществление ими своих уставных задач.
IX. Контроль за выполнением Соглашения
9.1. Функции контроля за выполнением Соглашения осуществляют уполномоченные органы Профсоюза и работодателей, Департамент, которые вправе обратиться по существу вопроса к представителю другой стороны Соглашения или в отраслевую комиссию. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
9.2. Выборные профсоюзные органы организации и другие органы Профсоюза в соответствии с федеральными законами осуществляют контроль за выполнением Соглашения.
9.3. При невыполнении положений Соглашения представители сторон в рамках отраслевой комиссии проводят взаимные консультации по существу представленной информации, готовят предложения по исправлению создавшегося положения и представляют их лицам, подписавшим Соглашение.
9.4. В случае нарушения условий Соглашения стороны Соглашения направляют стороне, нарушившей условия Соглашения, представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок.
В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в установленный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством.
9.5. Текст Соглашения публикуется в газете "Красный Север", еженедельнике "Профсоюзная газета" и на официальном сайте Департамента.
X. Ответственность сторон
Ответственность за уклонение от участия в переговорах по заключению Соглашения, внесению изменений и дополнений в действующее Соглашение и (или) нарушение сроков проведения переговоров, необеспечение работы комиссии установлена положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершено в городе Вологде "19" января 2024 года в трех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Председатель Вологодской областной |
В.И. Широгорова |
19.01.2024 г.
Начальник Департамента социальной |
Н.Л. Рындин |
19.01.2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевое соглашение по организациям социального обслуживания Вологодской области на 2024 - 2026 годы (Совершено в г. Вологде 19 января 2024 г.)
Вступает в силу с 1 января 2024 г. и действует по 31 декабря 2026 г.
Опубликование:
газета "Красный Север", 16 марта 2024 г. N 27