г. Краснодар |
|
30 ноября 2023 г. |
Дело N А32-51756/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рассказова О.Л. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Крайжилкомресурс" (ИНН 2308124997, ОГРН 1062308034920) - Зайцевой С.О. (доверенность от 07.08.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Дорснаб" (ИНН 2302048838, ОГРН 1052300667385) - Катрушова О.Е. (доверенность от 12.01.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорснаб" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу N А32-51756/2022, установил следующее.
АО "Крайжилкомресурс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к ООО "Дорснаб" (далее - организация) с иском о взыскании 62 202 рублей 24 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанные с 01.01.2020 по 31.12.2021, и 19 672 рублей 72 копеек неустойки с 11.02.2020 по 31.03.2022.
Решением суда от 24.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.08.2023, иск удовлетворен; распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе организация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым отказать в иске. По мнению заявителя, задолженность за услуги по обращению с ТКО начислена истцом необоснованно, поскольку федеральная автомобильная дорога М-4 "Дон" в границах полосы отвода не входит в зону деятельности регионального оператора и содержание этого земельного участка (в том числе уборка отходов) не входит в круг обязанностей регионального оператора, а регулируется нормами Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Содержание автомобильной дороги осуществляется на основании государственного контракта. Вопросы санитарного состояния автомобильных дорог федерального значения относятся к ведению лица, осуществляющего дорожную деятельность. Ответчик на основании договора аренды от 30.04.2014 N УНИ-2014-403 является владельцем производственных объектов, которые находятся в полосе отвода автомобильной дороги М-4 "Дон" км 1390+000 (справа), используются с целью содержания указанной автомобильной дороги и являются ее технологической частью (здание конторы мастерского участка, гараж к мастерскому участку, пескобаза к мастерскому участку). Истец не представил доказательств, подтверждающих фактическое оказание ответчику услуг, односторонние акты оказания услуг такими доказательствами не являются. Маршрутный журнал по транспортированию ТКО с территории муниципального образования город Горячий ключ составлен ООО "ПрофиСервис", а не истцом, при этом он содержит сведения за период с 10.02.2021 по 31.07.2021. С заявкой на заключение договора юрист организации обратился к обществу в ноябре 2021 года, однако у него не было полномочий на заключение договоров.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 N 6 обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО по Белореченской зоне (на территории Апшеронского, Белореченского, Туапсинского районов, городов Горячий Ключ, Сочи).
Указанную деятельность общество (региональный оператор) начало осуществлять с 01.01.2020.
Региональный оператор известил потенциальных потребителей на территории г. Сочи о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО посредством опубликования информации на своем официальном сайте в сети Интернет: www.kgkr.ru, сайте администрации г. Сочи (информация для юридических лиц по вопросу заключения договоров на вывоз ТКО опубликована 26.12.2019), а также в газете "Новости Сочи" от 18.01.2020 N 5 (3391) - N 6 (3392).
В материалы дела представлена заявка на заключение договора (без даты), заполненная юристом организации Катрушовым Олегом Евгеньевичем, в которой в качестве места накопления ТКО указаны: площадка отдыха площадью 450 кв. м и база площадью 370 кв. м, расположенные на участке федеральной автомобильной дороги М4 "Дон" в районе 1389 километра.
Как указывает общество, с 01.01.2020 по 31.12.2022 им оказаны услуги по обращению с ТКО в отношении объектов (мастерской участок организации - здание и сооружения), расположенных в г. Горячий Ключ, на участке федеральной автомобильной дороги М4 "Дон" между 1389 и 1390 километрами, стоимость которых составила 62 202 рубля 24 копейки.
Согласно акту обследования объекта от 06.08.2021 N 145, составленному представителями общества и Управления жизнеобеспечения городского хозяйства администрации муниципального образования город Горячий Ключ, на спорном земельном участке находится офис (контора) площадью 30 кв. м и производственная база (сооружения) площадью 400 кв. м, на которых организация осуществляет хозяйственную деятельность.
В связи с указанными обстоятельствами, общество направило организации проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, однако подписанный проект договора либо мотивированный отказ от его подписания от организации не поступил.
Претензия от 09.09.2022, направленная обществом 12.09.2022 в адрес организации с требованием об оплате образовавшейся задолженности, оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установив факт оказания обществом услуг в заявленном объеме, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором, что предусмотрено нормами Закона N 89-ФЗ и Правил N 1156.
В соответствии с положениями Закона N 89-ФЗ и Правил N 1156 заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, и собственник ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором; прекращение обществом вывоза ТКО в спорном периоде противоречило бы требованию пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" о регулярной очистке от отходов территорий муниципальных образований.
С учетом установленных обстоятельств по делу, указанной направленности деятельности общества, положений Правил N 1156, у судов не было оснований для отказа в иске.
В связи с отсутствием у организации собственных контейнерных площадок, отвечающих установленным требованиям, региональным оператором производится коммерческий учет ТКО в соответствии с утвержденным нормативом.
До согласования ответчиком с органами местного самоуправления по месту ведения фактической хозяйственной деятельности площадок для накопления ТКО расчет за оказанные услуги производится исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а после принятия решений о согласовании местонахождения контейнерных площадок вместо расчетного способа региональный оператор осуществляет коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема собственных контейнеров для накопления ТКО.
С момента начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующей зоне обслуживания презюмируется факт оказания услуг по вывозу ТКО всем лицам, которые на законном основании владеют перечисленными объектами, расположенными в данной зоне.
Бремя опровержения факта оказания и надлежащего характера услуг возлагается на собственника ТКО в порядке, установленном разделом VI типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец приступил к оказанию ответчику соответствующих услуг на условиях типового договора, а добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, ответчик в порядке, установленном в пунктах 16 и 20 типового договора, не заявлял о нарушениях региональным оператором обязательств по договору.
Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории города Горячий Ключ, приступившим к работе 01.01.2020, по соглашению от 14.01.2019 по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности, заключенному с министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по итогам конкурсного отбора. Таким образом, с 01.01.2020 у собственников ТКО возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Маршрутный журнал по транспортированию ТКО с территории муниципального образования город Горячий ключ составлен ООО "ПрофиСервис", с которым у истца заключен контракт на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".
Общество производит ежемесячный расчет задолженности исходя из площади офиса (конторы) 30 кв. м и производственной базы 400 кв. м с применением нормативов накопления ТКО, утвержденных названным постановлением (муниципальное образование город Горячий Ключ относится к IV категории) для "Административные, офисные учреждений и организаций" (0,23 куб. м/год) и для "Прочие предприятия (мастерские, сервис, центры)" (0,12 куб. м/год), путем умножения норматива накопления за один день (1 / 366 или 1/ 355 годового норматива) на количество дней в расчетном месяце, а также на расчетный показатель (30 кв. м и 400 кв. м), а затем умножает расчетный суммарный объем накопления ТКО за месяц на действующий тариф.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судами и признан арифметически и методологически верным, размер платы рассчитан истцом в соответствии с утвержденным нормативом и тарифами.
Возражая против иска, ответчик представил в материалы дела договор аренды недвижимого имущества от 30.04.2014 N УНН-2014-402, срок действия которого составляет 11 месяцев (условиями договора не предусмотрена автоматическая пролонгация срока его действия). Предметом указанного договора аренды являются: здание конторы мастерского участка с кадастровым номером 23:41:1001001:0:1484 площадью 51,7 кв. м; гараж к мастерскому участку с кадастровым номером 23:41:1001001:0:1479 площадью 64,2 кв. м; пескобаза к мастерскому участку с кадастровым номером 23:41:1001001:0:1480 площадью 260,2 кв. м. На указанные объекты представлены кадастровые паспорта, датированные 07.07.2011, в которых указано, что объекты находятся на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1001001:402; в графической части имеется ситуационный план размещения объектов капитального строительства в границах земельного участка с кадастровым номером 23:41:1001001:402.
Согласно сведениям, размещенным на общедоступных источниках в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (rosreestr.ru, "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online") сведения об объектах с кадастровыми номерами 23:41:1001001:0:1484, 23:41:1001001:0:1479 и 23:41:1001001:0:1480 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Из фотоматериала, приложенного к акту обследования объекта от 06.08.2021 N 145, ситуационных планов размещения объектов капитального строительства в границах земельного участка (кадастровые паспорта, датированные 07.07.2011), выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 23:41:1001001:402, сведений публичной кадастровой карты и открытого ресурса "Яндекс карты" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет усматривается, что перечисленные объекты (здание конторы, пескобаза, гараж) находятся на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1001001:402 площадью 3754 кв. м (адрес: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, автомобильная дорога "Дон", М-4 км, 1389+750-м слева; разрешенное использование: размещение объектов дорожного хозяйства; категория земель: земли населенных пунктов). При сравнении снимка со спутника, изображения на панораме местности (ресурс "Яндекс карты", 2021 год) с ситуационными планами (кадастровые паспорта, датированные 07.07.2011) очертания границ здания конторы и пескобазы совпадают, а площадь гаража значительно увеличена (к зданию площадью 64.2 кв. м из красного кирпича с железными воротами пристроен прямоугольный объект из красного кирпича; из ситуационного плана гаража следует, что к нему примыкает навес).
Таким образом, ответчиком не доказано, что расчет задолженности должен производиться исходя из меньших площадей объектов, используемых организацией в хозяйственной деятельности и расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:41:1001001:402, по сравнению с зафиксированными в акте от 06.08.2021 N 145.
На основании статьи 1 Закона N 89-ФЗ под ТКО понимают отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО на территории города Горячий Ключ с 01.01.2020 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на этой территории.
То обстоятельство, что организация является лицом, осуществляющим деятельность по содержанию автомобильных дорог, и в рамках этой деятельности поддерживает полосы отвода, обочины, откосы, разделительные полосы, остановки общественного транспорта, автопавильоны, наземные пешеходные переходы в чистоте и порядке и производит вывоз мусора с них для утилизации на полигоны, не освобождает ее как собственника ТКО, образующихся на производственном участке, используемом им в хозяйственной деятельности, от заключения договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются эти ТКО.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу N А32-51756/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 1 Закона N 89-ФЗ под ТКО понимают отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2023 г. N Ф08-12025/23 по делу N А32-51756/2022