Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
Республики Саха (Якутия)
от 2 февраля 2024 г. N 45
Регламент
работы балансовой комиссии Министерства строительства Республики Саха (Якутия)
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент определяет порядок создания и деятельности балансовой комиссии Министерства строительства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство), а также их взаимодействия при оценке результатов финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Республики Саха (Якутия) и фондов, учредителем которых выступает Республика Саха (Якутия) (далее - субъекты государственного сектора экономики).
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституциями Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия), постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия), а также настоящим Регламентом.
3. При рассмотрении субъектов государственного сектора экономики балансовая комиссия руководствуется утвержденным решением Правительства Республики Саха (Якутия) порядком закрепления субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) за Министерством.
4. Балансовая комиссия в целях реализации возложенных на нее задач:
рассматривает результаты финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений унитарных предприятий Республики Саха (Якутия), хозяйственных обществ с долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале более 50 процентов, хозяйственных обществ с долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале менее 50 процентов, включенных в Перечень стратегических государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) и стратегических акционерных обществ с долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале, утвержденный решением Главы Республики Саха (Якутия), а также фондов, учредителем которых выступает Республика Саха (Якутия), и иных акционерных обществ, включенных в план работы балансовой комиссии по инициативе Министерства;
рассматривает план финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) на год и прогноз на среднесрочную перспективу;
отслеживает перечисление государственными унитарными предприятиями в республиканский бюджет отчислений части чистой прибыли, а также начисленных акционерными обществами дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности;
осуществляет анализ текущего финансового состояния, включая определение типа финансовой устойчивости, и оценку эффективности деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия);
разрабатывает предложения по совершенствованию управления субъектами государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), повышению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, реорганизации предприятий, ликвидации, передаче на иной уровень публичной собственности или приватизации акций (долей) путем продажи или внесения в уставный капитал хозяйственного общества, иные предложения, а также рекомендации по совершенствованию деятельности руководителей предприятий и представителей государства в органах управления акционерных обществ и предложения об их ответственности;
рассматривает план финансового оздоровления убыточных субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия);
рассматривает итоги проведенных финансовых проверок, в том числе обязательных ежегодных и инициативных аудиторских проверок, проверок налоговых органов, внебюджетных фондов субъектов государственного сектора экономики, исполнение способов устранения выявленных нарушений в установленные сроки;
представляет предложения о проведении инициативного аудита в отношении отдельных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, с долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале, содержащее задачи предстоящей аудиторской проверки;
осуществляют оценку эффективности ликвидации и банкротства подведомственных субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) (деятельности ликвидационных комиссий, конкурсных и арбитражных управляющих), представляет в Министерство предложения по установлению / корректировке перечня ключевых показателей эффективности, методике расчета их значений и установлению плановых значений;
ведет контроль выполнения утверждаемых показателей экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), в том числе мониторинг и контроль за достижением плановых значений ключевых показателей эффективности в целях оценки результатов их выполнения;
в случае обнаружения по итогам повторного рассмотрения документов субъектов сектора экономики Республики Саха (Якутия) фактов нарушений рекомендаций по повышению эффективности использования имущества, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия или акционерного общества, повлекших ухудшение его финансово-хозяйственного положения, комиссия может внести предложение о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителя предприятия, вплоть до расторжения трудового договора (контракта);
рассматривает достижения плановых значений ключевых показателей эффективности в целях оценки результатов их выполнения;
формирует, в зависимости от результатов исполнения ключевых показателей эффективности, рекомендации по депремированию в адрес:
председателя совета директоров акционерных обществ в отношении менеджмента акционерного общества с долей Республики Саха (Якутия) более 50% уставного капитала;
руководителя Министерства в отношении руководителей унитарных предприятий.
осуществляет контроль соблюдения руководителями унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) порядка совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
рассматривает отчет об исполнении решений предыдущих заседаний балансовых комиссий;
согласовывает проекты стратегий развития и иных программных и плановых документов по вопросам устойчивого развития, цифровой трансформации и бережливого производства, направленных на развитие субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия);
рассматривает отчеты об исполнении стратегий развития и иных программных и плановых документов по вопросам устойчивого развития, цифровой трансформации и бережливого производства, направленных на развитие субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия).
II. Порядок образования балансовых комиссий
5. Балансовую комиссию возглавляет председатель комиссии - руководитель Министерства строительства Республики Саха (Якутия).
6. Председатель балансовой комиссии в срок не позднее 1 февраля текущего года своим распоряжением назначает членов комиссии и секретаря балансовой комиссии. В состав комиссии включаются представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), Министерства экономики Республики Саха (Якутия), Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (по согласованию), Министерства финансов Республики Саха (Якутия), представители Министерства, ГАУ "Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)". При этом количественный состав балансовой комиссии не может быть более 10 (десяти) членов.
7. К работе комиссии могут привлекаться в зависимости от степени влияния субъектов государственного сектора экономики на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) представители Управления федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (по согласованию), исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), ГАУ "Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)" (по согласованию), аудиторы.
III. Организация работы балансовой комиссии
8. Заседания балансовой комиссии проводятся по мере необходимости, но не менее трех раз в год в следующие сроки:
по итогам первого полугодия - в срок до 1 сентября текущего года;
по итогам 9 месяцев - в срок до 1 декабря текущего года;
по итогам года - в срок до 1 мая текущего года.
9. При рассмотрении деятельности субъектов государственного сектора экономики балансовая комиссия проводит анализ по следующим направлениям:
обеспечение рентабельности производства, мероприятия по снижению издержек предприятия;
инвестиционная программа предприятия, ее источники;
эффективность системы оплаты труда, ее соответствие производственным показателям предприятия;
эффективность использования производственных мощностей;
мероприятия по расширению рынка сбыта продукции (услуг) предприятия;
исполнение ключевых показателей эффективности в целях оценки результатов их выполнения.
10. Председатель балансовой комиссии до начала финансового года утверждает план работы балансовой комиссии, включающий график рассмотрения подведомственных субъектов госсектора экономики Республики Саха (Якутия) (в том числе субъектов, в отношении которых возбуждены дела о несостоятельности (банкротстве) и проходящих процедуру ликвидации) и график, предусматривающий следующие мероприятия:
рассмотрение и утверждение в срок до 1 декабря текущего года планов финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) на предстоящий год и прогноза на среднесрочную перспективу, инвестиционной программы предприятия, а также заданий по производству важнейших видов продукции и налоговым доходам в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на предстоящий год;
рассмотрение в срок до 1 мая отчета руководителей подведомственных субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) о деятельности за прошедший год, в том числе по использованию средств бюджетной системы и средств, направленных на увеличение уставного капитала, уточнение плана финансово-хозяйственной деятельности на текущий год, прогноза на среднесрочную перспективу и инвестиционного плана на предстоящий год;
рассмотрение в срок до 1 сентября отчета руководителей закрепленных за Министерством о деятельности за 6 месяцев, в том числе по использованию средств бюджетной системы;
рассмотрение в срок до 1 декабря отчета руководителей закрепленных за Министерством о деятельности за 9 месяцев, в том числе по использованию средств бюджетной системы, уточнение плана финансово-хозяйственной деятельности на текущий год, прогноза на среднесрочную перспективу и инвестиционного плана на предстоящий год;
установление в срок до 15 мая текущего года размера отчислений части чистой прибыли государственных унитарных предприятий по результатам прошедшего года и рекомендуемого размера дивидендов акционерных обществ в государственный бюджет Республики Саха (Якутия);
контроль за ходом исполнения планов финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия);
решение текущих вопросов деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия).
С целью формирования плана работы балансовой комиссии на очередной финансовый год, секретарь балансовой комиссии не позднее 1 декабря текущего года направляет в субъекты государственного сектора экономики запросы о представлении предложений по включению вопросов в план работы балансовой комиссии.
Срок направления предложений субъектами государственного сектора экономики составляет 5 дней с момента получения соответствующего запроса.
В случае, если субъект государственного сектора экономики не представил предложения по включению вопросов в план работы балансовой комиссии секретарь балансовой комиссии составляет проект плана работы с учетом положений настоящего пункта и пункта 8 настоящего регламента.
При этом графики, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, составляются секретарем балансовой комиссии с учетом представленных материалов о результатах деятельности субъектов государственного сектора экономики.
Проект плана работы балансовой комиссии на очередной финансовый год подлежит утверждению председателем балансовой комиссии не позднее 5 дней до начала очередного финансового года.
11. Копия утвержденного плана работы балансовой комиссии на очередной финансовый год направляется в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) не позднее 30 января очередного финансового года.
12. Не позднее 1 февраля текущего года председатель комиссии при необходимости создает из числа сотрудников Министерства и сотрудников подведомственного учреждения, в чьи функции входит вопрос проведения анализа деятельности субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) рабочую группу экспертов для предварительного анализа представляемых балансовой комиссии материалов и определяет порядок ее работы.
13. Не позднее 20 дней до даты рассмотрения на заседании балансовой комиссии деятельности подведомственных субъектов государственного сектора экономики, секретарь балансовой комиссии направляет письменное уведомление руководителю субъекта, с указанием даты проведения заседания балансовой комиссии и перечня необходимой документации, которая должна быть представлена в 10-дневный срок с момента направления уведомления. Секретарь балансовой комиссии несет персональную ответственность за своевременное представление материалов к заседаниям балансовой комиссии и рассылку протоколов.
14. Рабочая группа экспертов по представленным материалам проводит анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности бухгалтерского баланса, эффективности использования имущества, оценку качества систем управления и деловой активности, а также уровень профессиональной компетентности руководителей субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия).
15. Подготовленные рабочей группой экспертов аналитические материалы передаются секретарем балансовой комиссии на рассмотрение членам балансовой комиссии за 3 дня до даты ее заседания.
16. Рассмотрение планов финансово-хозяйственной деятельности субъекта государственного сектора проводится с участием руководителя, иных представителей предприятия. Уточнение плана и прогноза финансово-хозяйственной деятельности предприятия, установление размера отчислений от чистой прибыли, а также повторное в течение года рассмотрение деятельности предприятия по решению председателя Комиссии может проводиться без участия представителей предприятия.
По поручению председателя Комиссии заседание может быть проведено в дистанционной форме с использованием средств видеоконференцсвязи.
17. Заседание балансовой комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов. В случае отсутствия председателя балансовой комиссии его функции осуществляет один из членов балансовой комиссии из соответствующего органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
В случае невозможности присутствия на заседании член балансовой комиссии предоставляет секретарю балансовой комиссии заключение к представленным материалам.
18. Решения балансовой комиссии оформляются в виде протоколов с приложением справки об исполнении решений предыдущих заседаний, которые утверждаются председателем балансовой комиссии. Протокол балансовой комиссии должен содержать решение об итогах исполнения ключевых показателей эффективности в отношении государственных унитарных предприятий и рекомендации Совету директоров в отношении хозяйственных обществ.
Протокол заседания балансовой комиссии оформляется в соответствии с примерной формой, приведенной в приложении N 7 к настоящему постановлению.
19. При необходимости, на основании предложений балансовой комиссии Министерством подготавливаются проекты нормативно-правовых актов Правительства Республики Саха (Якутия), представляемые в установленном порядке на рассмотрение в Правительство Республики Саха (Якутия).
20. Повторное заседание балансовой комиссии по каждому субъекту государственного сектора в целях контроля за выполнением программ их деятельности и решений балансовой комиссии по повышению эффективности работы предприятий проводится не позднее чем через шесть месяцев после их утверждения.
21. В случае обнаружения по итогам повторного рассмотрения фактов игнорирования или нарушения решений балансовой комиссии, комиссия принимает решение о внесении Министерству, председателю совета директоров, заключившему контракт с его руководителем, предложения о принятии в отношении руководителя предприятия мер ответственности вплоть до расторжения контракта.
22. Копии протоколов балансовой комиссии направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), председателю совета директоров соответствующего акционерного общества, членам комиссии (по мере необходимости) и размещаются на официальном сайте Министерства в 5-дневный срок после принятия решения.
23. Секретарь балансовой комиссии ведет учет и хранение протоколов заседаний балансовой комиссии.
24. Отчет о работе балансовой комиссии представляется в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в следующем порядке:
по итогам полугодия и 9 месяцев:
формирование отчетных данных в соответствии с таблицами 1, 2 приложения N 3 через личный электронный кабинет информационной системы "Эффективность" - не позднее 31 августа и 30 ноября соответственно;
аналитическая часть, содержащая информацию по проведенному анализу согласно пункту 9 и по исполнению пункта 22 - не позднее 31 августа и 30 ноября соответственно;
по итогам года:
формирование предварительных данных в соответствии с таблицей 2 приложения N 3 через личный электронный кабинет информационной системы "Эффективность" - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным;
формирование отчетных данных в соответствии с таблицами 1, 2, 3 приложения N 4 через личный электронный кабинет Информационной системы "Эффективность" - не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным;
аналитическая часть, содержащая информацию по проведенному анализу согласно пункту 9 и по исполнению пункта 22, а также обоснования причин не рассмотрения подведомственных субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) на заседаниях балансовой комиссии - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Отчет о работе балансовой комиссии по итогам года подлежит рассмотрению на заседании коллегии Министерства.
25. Предложение балансовой комиссии о проведении инициативного аудита с обоснованием причин необходимости, составом задач и подзадач, необходимых для выполнения аудитором проверки по каждому из предложенных унитарных предприятий, хозяйственных обществ с долей Республики Саха (Якутия) в уставном капитале, представляется в Министерство.
Для целей проведения инициативного аудита деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с участием Республики Саха (Якутия) в уставном капитале Министерство разрабатывает техническое задание на проведение инициативного аудита, обеспечивает проведение мероприятий по отбору аудитора и инициирование мероприятий по утверждению аудитора.
Проведение инициативного аудита осуществляется в году, следующем за отчетным.
26. Предложения по формированию структуры задач предстоящей аудиторской проверки хозяйственных обществ с долей государственной собственности направляются в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в целях дальнейшего их представления на рассмотрение Совету директоров соответствующего общества.
27. Председатель балансовой комиссии несет персональную ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) балансовой комиссией положений настоящего Регламента в порядке, установленном действующим законодательством.
При неисполнении (ненадлежащем исполнении) балансовой комиссией положений настоящего регламента в порядке, установленном действующим законодательством, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) вносит в письменной форме доклад курирующему соответствующий исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) заместителю Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).
При уклонении от исполнения, несвоевременном или ненадлежащем исполнении или отказе от исполнения законного положений настоящего регламента, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) имеет право на применение мер административного взыскания в соответствии со статьей 7.7 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
IV. Требования к материалам, представляемым субъектами государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) для рассмотрения на балансовой комиссии министерства строительства Республики Саха (Якутия)
1. Материалы для рассмотрения на балансовой комиссии Министерства должны содержать аналитическую записку, табличную информацию, доклад руководителя предприятия, относящегося к субъекту государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), и слайдовое сопровождение к нему, проект протокола балансовой комиссии, а также информацию об исполнении предыдущих решений балансовой комиссии.
2. Аналитическая записка и приложения в табличной форме должны отражать информацию:
1) по основным показателям деятельности организации за отчетный период (предварительные итоги) и план на следующий год:
планы и задания финансово-хозяйственной деятельности на отчетный период и их исполнение согласно утвержденным стратегическим документам;
Финансовые показатели деятельности организации с указанием причин и предлагаемых мер для устранения в случае неисполнения заданий и убыточной деятельности предприятия (формы 1, 2, 3, 4, 5 приложения N 6 к настоящему постановлению);
оценку рисков;
план деятельности организации на следующий год за отчетным (на балансовой комиссии по итогам 9 месяцев отчетного года);
исполнение инвестиционной программы организации за отчетный период;
исполнение плана финансового оздоровления (антикризисной программы) организации за отчетный период;
рентабельность предприятия;
использование прибыли;
производительность труда;
2) о наличии задолженности по заработной плате, налогам и во внебюджетные фонды в течение отчетного финансового года, на конец отчетного периода, и принимаемых мерах по ее сокращению;
3) об участии организации в реализации государственных и муниципальных программ;
4) о стратегии развития унитарных предприятий и акционерных обществ (включая среднесрочную программу развития), разработанной в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и утверждению стратегий хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), утвержденными распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2015 г. N Р-862;
5) о внедрении и применение системы ключевых показателей эффективности (далее - КПЭ) унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов, в соответствии с методическими указаниями, утвержденными совместным приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия);
6) об объеме государственной поддержки предприятий Республики Саха (Якутия) за отчетный период (субсидии, бюджетные кредиты, государственные гарантии, бюджетные инвестиции) с приложением копий соглашений, заключенных между главными распределителями бюджетных средств и получателем субсидии;
7) об осуществлении закупок товаров, товаров, работ, услуг, в том числе у местных товаропроизводителей и субъектов малого предпринимательства с указанием объемов в натуральном и денежном выражении, а также способов осуществления закупок;
8) о наличии непрофильных активов и проводимой работе по их отчуждению;
9) о результатах аудиторских проверок, проверок, проведенных налоговыми органами, внебюджетными фондами и иными уполномоченными органами, отчеты о проделанной работе по устранению выявленных нарушений (при наличии), а также результаты проверок ревизионной комиссии организаций и исполнение ее рекомендаций;
10) об основных проблемах, стоящих перед предприятием (учреждением), предложения по их разрешению;
11) о размере годового вознаграждения руководителя по итогам работы за отчетный год с учетом результатов выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности и достижения ключевых показателей эффективности;
12) о бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах за отчетный период;
13) об участии в коммерческих и некоммерческих предприятиях с приложением краткой аналитической информации об их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе:
цель и виды деятельности предприятий;
структура акционеров (участников) предприятий;
органы управления предприятия, состав сотрудников;
существенные корпоративные процедуры и основные достижения в динамике за 3 года;
предварительные показатели финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год, факт за 9 месяцев и планы на следующий год за отчетным;
значение показателя "Индекс производительности труда";
14) о наличии и исполнении стратегий развития и иных программных и плановых документов по вопросам устойчивого развития, цифровой трансформации и бережливого производства, направленных на развитие субъектов государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия).
3. Период представления данных:
факт за предыдущий год, в том числе за 1 полугодие или 9 месяцев предыдущего года; факт за 1 полугодие или 9 месяцев отчетного года, оценка отчетного года; план на следующий год за отчетным.
4. В докладе руководителя предприятия, относящегося к субъекту государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), и в проекте протокола балансовой комиссии должна быть отражена резюмирующая часть анализа деятельности предприятия по вопросам, указанным в пункте 2 настоящего раздела, определяющая оценку его финансовой устойчивости: абсолютная или нормальная финансовая устойчивость, неустойчивое или кризисное финансовое состояние (форма 4 приложения N 6 к настоящему постановлению).
5. Первичная бухгалтерская отчетность подлежит ежеквартальному представлению в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) через личный электронный кабинет информационной системы "Эффективность" в установленные пунктом 25 настоящего Регламента сроки.
6. Руководитель Министерства, организации, ответственные за подготовку материалов, несут персональную ответственность за достоверность и содержание информации.
V. Экспертные группы
1. Для предварительного анализа представленных материалов комиссией могут создаваться рабочие группы экспертов.
2. Рабочей группе экспертов может быть поручено проведение следующих аналитических процедур:
анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности;
анализ справок и расшифровок, приложенных к пояснительной записке.
В процессе анализа финансовой отчетности рекомендуется решать следующие аналитические задачи:
а) анализ финансового состояния по данным баланса;
б) анализ ликвидности бухгалтерского баланса;
в) расчет и оценка финансовых коэффициентов;
г) определение характера финансовой устойчивости предприятий и акционерных обществ;
д) расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости по данным отчетности;
е) общая оценка деловой активности предприятий и акционерных обществ.
Анализ финансовой отчетности рекомендуется проводить автоматизированным способом.
3. Аналитические материалы, подготовленные рабочей группой экспертов, передаются на рассмотрение комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.