Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты и цели государственной программы Камчатского края "Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае"
(далее - Программа)
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Программы
1. Современное состояние сферы обращения с отходами является результатом реализации указов и поручений Президента Российской Федерации в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р, Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р, поручениями Губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края.
Основой реализации региональной политики в сфере обращения с отходами являются приоритеты, определенные указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р.
Вместе с тем региональная политика в сфере обращения с отходами проводится с учетом уровня прямого стратегического взаимодействия по вопросам организации проведения политики, направленной на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, с участием федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по Камчатскому краю, государственных органов Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском края, публично-правовой компании "Российский экологический оператор" (далее - ППК "РЭО"), общественных организаций и объединений.
2. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Камчатского края обеспечивается региональным оператором АО "Спецтранс" (далее - Региональный оператор) в соответствии с заключенным соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Камчатского края от 30.12.2016 N 273, настоящей Программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Зона деятельности Регионального оператора представляет собой всю территорию Камчатского края.
Региональным оператором коммунальная услуга по обращению с ТКО реализуется на территории 10 муниципальных образований в Камчатском крае, в которых образуется 95 процентов ТКО.
На территории Тигильского (частично), Пенжинского, Олюторского и Карагинского муниципальных районов отсутствие объектов обращения с ТКО, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, не позволяют приступить Региональному оператору к началу осуществления деятельности по обращению с ТКО.
Одновременно, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в 2026 году закрытию и последующей рекультивации подлежит один из крупнейших полигонов Камчатского края по размещению отходов, в том числе ТКО - "Свалка N 1", эксплуатируемый в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 15.05.2023 N 20-19/1.
С целью устранения дефицита мощностей по размещению отходов и иных направлений в сфере обращения с отходами реализуются мероприятия по созданию необходимой инфраструктуры, в том числе комплексных решений в части сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО.
Так, в рамках исполнения подпункта "а" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.10.2022 N Пр-1883 Правительство Камчатского края совместно с Региональным оператором реализует мероприятие по созданию межмуниципального комплекса по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов (Экотехнопарк) на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, производственной мощностью до 117 тыс. тонн в год. Данный объект включен в федеральную схему обращения с ТКО, согласованную ППК "РЭО".
Администрацией городского округа "поселок Палана" с 2018 года выполняются работы по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта "Полигон ТКО с сортировкой и переработкой мусора, скотомогильником с двумя биотермическими ямами в городском округе "поселок Палана" Камчатского края". По итогам 2023 года получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Администрацией Карагинского муниципального района проводятся мероприятия по проектированию полигона размещения ТКО. В 2023 году соответствующие документы направлены для прохождения экологической экспертизы. Учитывая, что земельный участок под строительство полигона ТКО расположен на землях лесного фонда - необходимо осуществление перевода земель в надлежащую категорию.
Региональным оператором разработан план мероприятий по созданию альтернативных объектов по обращению с ТКО на отдаленных и изолированных территориях Камчатского края. В данных муниципальных образованиях в Камчатском крае планируется создание объектов обезвреживания с площадками временного накопления отходов.
Вышеуказанные перспективные объекты инфраструктуры согласованы с ППК "РЭО" в рамках протокола согласования федеральной схемы обращения с ТКО в части Камчатского края от 07.10.2020 N АМ-088/20 на период 2021-2024 и 2025 - 2030 годов, а также включены в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО в Камчатском крае.
3. В рамках реализации национального проекта "Экология" с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации подписаны дополнительные нефинансовые соглашения о реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края" (далее - региональный проект), обеспечивающие достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
В рамках регионального проекта на территории Камчатского края в 2023 году достигнуты следующие показатели:
1) образовано на территории Камчатского края ТКО - 102 тыс. тонн;
2) доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО составила 86,4 процентов при плане 47 процентов;
3) доля направленных на утилизацию ТКО, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных ТКО составила 32,9 процентов при плане 14,4 процентов;
4) доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО составила 69,1 процентов при плане 85,6 процентов. Данный показатель является убывающим.
4. Правительством Камчатского края проводится политика сдерживания роста тарифов для населения на коммунальные услуги по обращению с ТКО.
В целях социальной защиты населения Камчатского края решениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края устанавливаются льготные тарифы на коммунальные услуги по обращению с ТКО. В регионе установлен единый тариф на услугу Регионального оператора, действующий на территории Камчатского края без дифференциации по муниципальным образованиям в Камчатском крае.
Разница между экономически обоснованным и льготным тарифом на услуги Регионального оператора возмещается за счет средств краевого бюджета.
5. Высокий технический износ подвижного состава специализированной техники по сбору, транспортированию, захоронению ТКО побудило к поэтапной модернизации всей системы сбора и транспортирования ТКО в целом.
Региональным оператором в 2022 году приобретено 29 единиц мусоровозов, самосвалов, бульдозеров и иной специализированной техники, в 2023 году - 9 единиц.
С целью внедрения системы раздельного накопления ТКО в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 09.02.2017 N 39-П, Региональным оператором приобретено в 2022 году 1 100 единиц контейнеров евротипа, в 2023 году - 280 единиц. Емкости для накопления ТКО установлены на территории Петропавловск-Камчатского и Вилючинского городских округов, а также Елизовского муниципального района.
6. В рамках реализации отраслевой программы, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 17.01.2024 N 20-6 "Внедрение экономики замкнутого цикла в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае", путем предоставления из краевого бюджета субсидий юридическим лицам в целях возмещения затрат, возникших в связи с оказанием услуг по принятию от физических лиц шин, покрышек и камер автомобильных (авторезины) и последующей утилизацией принятой авторезины, реализуется одно из ключевых направлений региональной политики в сфере обращения с отходами - вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве основного и дополнительного источника сырья.
Эта мера позволяет собрать значительное количество отработанных автопокрышек, которые относятся к отходам IV класса опасности, и переработать их в сырье для изготовления полимер-песчаных изделий.
Получателями субсидий в 2022 и 2023 годах стали 2 организации, осуществляющие деятельность по утилизации отходов на территории Камчатского края.
В 2022 году принято 43 475 единиц отработанных автомобильных покрышек, утилизировано - 443 885,74 килограмм, в 2023 году принято 83 728 единиц отработанных автомобильных покрышек, утилизировано - 922 108 килограмм.
Реализация мероприятия решает одновременно несколько важных задач: сводит к минимуму количество мест несанкционированного размещения отработанной авторезины в наиболее населенных муниципальных образованиях в Камчатском крае, знакомит граждан с обязанностью экологичного обращения с соответствующими отходами, способствует получению вторичного продукта, привлечению частных инвестиций в сферу обращения с отходами, организации обработки, утилизации, обезвреживания ТКО.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации Программы
7. Приоритеты региональной политики в сфере обращения с отходами определены:
1) Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
2) Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;
4) Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р.
8. Программа направлена в том числе на достижение:
1) национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года "Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов", определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
2) национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
9. Основными приоритетами региональной политики в сфере обращения с отходами являются:
1) охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
2) использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
3) организация эффективной системы обращения с отходами производства и потребления;
4) комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
5) ликвидация накопленного экологического ущерба и формирование экологической культуры населения Камчатского края в вопросах безопасного обращения с отходами;
6) реализация регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края" федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
10. С учетом приоритетов региональной политики в сфере обращения с отходами целями Программы являются:
1) реализация на территории Камчатского края системы эффективного обращения с отходами, в том числе с ТКО, путем организации объектов накопления, обработки, утилизации и размещения отходов, в том числе с ТКО, снизив до 50 процентов долю захороненных отходов к 2030 году;
2) создание условий для устойчивого развития Регионального оператора, позволяющих обеспечить 100 процентов охвата населения Камчатского края коммунальной услугой надлежащего качества к 2025 году;
3) уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения Камчатского края;
4) соблюдение права граждан на получение достоверной информации о системе безопасного обращения с отходами и повышение общей экологической культуры населения Камчатского края;
5) обеспечение создания (актуализации) нормативных правовых актов в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
11. Программа взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326.
4. Задачи регионального управления в сфере обращения с отходами и способы их эффективного решения
12. Достижение целей Программы требует решения следующих задач:
1) создание эффективной системы обращения с отходами с возможностью вовлечения отходов в повторный хозяйственный оборот;
2) обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО юридическому лицу, являющемуся Региональным оператором;
3) обеспечение модернизации технического оснащения Регионального оператора для реализации эффективной комплексной системы обращения с ТКО;
4) проведение мероприятий, направленных на популяризацию раздельного сбора отходов, в том числе ТКО;
5) развитие культуры обращения с отходами на примере обращения с отходами шин, покрышек, камер автомобильных;
6) проведение сезонных мероприятий по приему от населения авторезины и последующей утилизацией принятой авторезины;
7) совершенствование системы накопления (раздельного накопления) ТКО;
8) обеспечение формирования нормативной правовой базы с целью предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО;
9) обеспечение нормативной правовой базы системы оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО;
10) снижение негативного воздействия на окружающую среду путем рекультивации объектов захоронения (размещения) отходов, в том числе ТКО;
11) ликвидация мест несанкционированного размещения отходов;
12) ликвидация мест несанкционированного размещения отходов шин, покрышек, камер автомобильных.
13. Достижение целей Программы осуществляется посредством реализации мероприятий в рамках следующих направлений:
1) развитие комплексной системы обращения с ТКО, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов на территории Камчатского края;
2) снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду на территории Камчатского края.
14. Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, а также за счет внебюджетных источников. Размеры средств указанных бюджетов и внебюджетных источников подлежат ежегодному уточнению, исходя из необходимости достижения целей Программы.
15. Способами эффективного решения указанных задач в рамках реализации региональной политики в сфере обращения с отходами являются:
1) предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий Программы;
2) предоставление субсидий юридическим лицам в целях возмещения:
а) недополученных доходов, возникших в связи с оказанием услуг по обращению с ТКО по льготным тарифам;
б) затрат, возникших в связи с принятием от физических лиц шин, покрышек и камер автомобильных (авторезины) и последующей утилизацией принятой авторезины;
3) предоставление субсидий юридическим лицам в целях финансового обеспечения:
а) затрат, связанных с оказанием услуг по обращению с ТКО;
б) затрат, связанных с созданием эффективной системы обращения с отходами, с возможностью вовлечения отходов в повторный хозяйственный оборот;
в) затрат, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, путем рекультивации объектов захоронения (размещения) отходов, в том числе ТКО;
4) обеспечение исполнения требования федерального законодательства в сфере обращения с отходами, в том числе эффективное функционирование нормативной правовой базы системы оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.