г. Краснодар |
|
06 декабря 2023 г. |
Дело N А32-39832/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Резник Ю.О. и Сороколетовой Н.А., при участии в судебном заседании от администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (ИНН 2352038000, ОГРН 1052329075721) - Швидкого Е.А. (доверенность от 11.10.2023), от Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю - Андриенко Е.А. (доверенность от 18.01.2023), от министерства экономики Краснодарского края - Коваль Я.В. (доверенность от 29.12.2022), в отсутствие конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" (ИНН 2352040305, ОГРН 1062352024723) Лозановой Екатерины Юрьевны, иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 июля 2023 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2023 года по делу N А32-39832/2015, установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" (далее - должник) в арбитражный суд обратился конкурсный управляющий должника Лозанова Е.Ю. (далее - конкурсный управляющий) с заявлением об установлении размера субсидиарной ответственности.
Определением суда от 20 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 1 октября 2023 года, муниципальное образование Темрюкское городское поселение Темрюкского района в лице администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - администрация) привлечено к 131 298 084 рублей 97 копеек субсидиарной ответственности по обязательствам должника. С администрации в конкурсную массу должника взыскано 131 298 084 рубля 97 копеек.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, поскольку вступившими в законную силу судебными актами с администрации в пользу должника взыскано 51 003 571 рубль 03 копейки в счет компенсации стоимости изъятого имущества и 3 306 452 рубля 86 копеек неустойки, размер субсидиарной ответственности администрации должен быть уменьшен на указанную сумму. Суды не применили постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, согласно которому на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Учитывая введение с 01.04.2022 по 01.10.2022 моратория, не подлежали начислению и взысканию с администрации пени по текущим обязательствам по налогам и сборам за указанный период. А так же администрация сослалась на выводы Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении N 50-П от 30 октября 2023 года, согласно которым штрафные санкции по налогам не взыскиваются при привлечении к субсидиарной ответственности.
В отзывах на кассационные жалобы конкурсный управляющий должника и уполномоченный орган просят отказать в удовлетворении жалобы. Министерство экономики Краснодарского края в отзыве поддержало доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель администрации и Министерства экономики Краснодарского края поддержали доводы кассационной жалобы, представитель уполномоченного органа поддержал доводы отзыва на жалобу.
В судебном заседании 28.11.2023 объявлен перерыв до 05.12.2023 до 12 часов 30 минут, о чем вынесено определение от 28.11.2023. Информация о перерыве опубликована на официальной сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено 05.12.2023.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты подлежат изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что решением суда от 04.10.2016 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Лозанова Е.Ю.
Определением суда от 24.09.2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения заявление конкурсного управляющего о привлечении Козлова Г.А. и администрации к субсидиарной ответственности по обязательствам должника солидарно, заявление о привлечении Фролова А.М. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника и заявление конкурсного управляющего о привлечении солидарно к субсидиарной ответственности Самойлова М.П. и Ткач А.В.
Определением суда от 03.08.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.01.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.03.2021, определение суда от 03.08.2020 отменено; к субсидиарной ответственности по обязательствам должника привлечены Самойлов М.П., Ткач А.В., Козлов Г.А., Фролов А.М. В конкурсную массу должника взыскано солидарно с Самойлова М.П., Ткач А.В., Козлова Г.А. 46 998 645 рублей 90 копеек. В конкурсную массу должника взыскано солидарно с Самойлова М.П., Ткач А.В., Козлова Г.А., Фролова А.М. 13 926 746 рублей 98 копеек. Признано доказанным наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника муниципального образования Темрюкское городское поселение Темрюкского района в лице администрации. Производство по обособленному спору в указанной части приостановлено. Вопрос о возобновлении производства по обособленному спору и об определении размера ответственности администрации направлен в суд первой инстанции. С Фролова А.М. в конкурсную массу должника взыскано 27 млн рублей убытков.
Определением суда от 11.04.2023 возобновлено производство по рассмотрению вопроса о привлечении администрации к субсидиарной ответственности.
Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением об установлении размера субсидиарной ответственности, в обоснование которого указал, что по состоянию на 26.06.2023 размер требований кредиторов должника, включенных в реестр, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов, размер требований по текущим платежам, оставшихся непогашенными по причине недостаточности имущества должника, составляет 131 298 084 рубля 94 копейки, из которых 58 777 661 рубль 17 копеек непогашенных реестровых требований кредиторов и 72 520 423 рубля 08 копеек непогашенных текущий обязательств.
Определяя размер ответственности администрации, суды руководствовались положениями статей 9.1, 61.11, 61.16, 61.17, 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"" (далее - постановление N 44), постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - постановление N 53).
Вывод суда о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности лица, контролирующего должника, изложенный в резолютивной части определения о приостановлении производства по делу, является общеобязательным (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что исключает повторную проверку этого вывода после возобновления производства по обособленному спору на основании абзаца первого пункта 9 статьи 61.16 Закона о банкротстве (пункт 43 постановления N 53).
Суды установили и из материалов дела видно, что на дату завершения процедуры конкурсного производства, сумма непогашенных требований кредиторов составила: 38 881 160 рублей 39 копеек требования уполномоченного органа, 16 915 238 рублей 63 копейки требований АО "НЭСК", 1 362 038 рублей 78 копеек требований индивидуального предпринимателя Белой Т.В., 194 616 рублей требований ПАО РНКБ, 380 261 рубля требований ККОООО профсоюза работников жизнеобеспечения, 55 633 рублей 43 копейки требований РМУП "Тепловые сети", 988 712 рублей 94 копеек требований ГКУ КК "Агентство ТЭК", 72 520 423 рублей 08 копеек текущих обязательств.
Установив, что расчеты с конкурсными кредиторами завершены, вероятность пополнения конкурсной массы должника отсутствует, суды пришли к выводу о том, что размер субсидиарной ответственности администрации составляет 131 298 084 рубля 97 копеек, взыскание должно быть произведено в конкурсную массу должника, поскольку способ распоряжения соответствующим правом требования конкурсными кредиторами не избран.
Суды исследовали и обоснованно отклонили довод о том, что определяя размер субсидиарной ответственности администрации не учтено, что вступившими в законную силу судебными актами с администрации в пользу должника взыскано 51 003 571 рубль 03 копейки в счет компенсации стоимости изъятого имущества и 3 306 452 рубля 86 копеек неустойки, поэтому размер субсидиарной ответственности администрации должен быть уменьшен на указанную сумму.
Из материалов дела следует, что 54 310 023 рубля 89 копеек, взысканные с администрации, поступили в конкурсную массу должника и списаны со счета должника в счет погашения текущих обязательств должника перед бюджетом; данный факт подтверждается выпиской по счету должника.
Таким образом, размер субсидиарной ответственности администрации определен с учетом указанного погашения денежных средств в размере 54 310 023 рублей 89 копеек.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод администрации о том, что суд не применил постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, согласно которому на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей; с учетом введения в действие указанного моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022 не подлежат начислению пени по текущим обязательствам по налогам и сборам, и как следствие, пени не подлежат взысканию с администрации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 с 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Действие моратория не применяется в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов.
Мораторий также не распространяется на лиц, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве (пункт 1 постановления N 44).
В пункте 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве утвержден перечень последствий введения моратория на банкротство.
В качестве одного из последствий введения моратория предусмотрено, что с даты введения моратория для лиц, на которых распространяется действие моратория, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве. Указанное означает, что в период действия моратория пени за просрочку уплаты налога или сбора, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, за исключением текущих платежей.
Учитывая, что на день введения моратория в отношении должника возбуждено дело о банкротстве, а пени начислялись на текущие платежи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что пени за просрочку уплаты налогов и сборов начислены правомерно.
Между тем, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2023 N 50-П "По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 11 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданки Л.В. Ваулиной", пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика.
Определением суда от 07.09.2016 в реестр требований кредиторов должника включены требования уполномоченного органа в том числе 240 685 рублей 80 копеек штрафа за по НДФЛ, НДС, за несвоевременную подачу деклараций.
При изложенных обстоятельствах Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что определение суда от 20 июля 2023 года и постановление апелляционного суда от 1 октября 2023 года по делу N А32-39832/2015 надлежит изменить, исключив из суммы, подлежащей взысканию с администрации в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам должника 240 658 рублей 80 копеек штрафов за налоговые правонарушения должника.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 июля 2023 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2023 года по делу N А32-39832/2015 - изменить.
Привлечь Муниципальное образование Темрюкское городское поселение Темрюкского района в лице Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (ИНН 2352038000, ОГРН 1052329075721) по обязательствам МУП Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" (ИНН 2352040305, ОГРН 1062352024723) в размере 131 057 399 рублей 17 копеек.
Взыскать с Муниципальное образование Темрюкское городское поселение Темрюкского района в лице Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района (ИНН 2352038000, ОГРН 1052329075721) в конкурсную массу МУП Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" денежные средства в размере 131 057 399 рублей 17 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
Ю.О. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве одного из последствий введения моратория предусмотрено, что с даты введения моратория для лиц, на которых распространяется действие моратория, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве. Указанное означает, что в период действия моратория пени за просрочку уплаты налога или сбора, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, за исключением текущих платежей.
Учитывая, что на день введения моратория в отношении должника возбуждено дело о банкротстве, а пени начислялись на текущие платежи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что пени за просрочку уплаты налогов и сборов начислены правомерно.
Между тем, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2023 N 50-П "По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 11 статьи 61.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданки Л.В. Ваулиной", пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2023 г. N Ф08-11920/23 по делу N А32-39832/2015
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11920/2023
01.10.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13481/2023
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13088/2022
15.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16564/2022
29.09.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15265/2022
14.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5229/2022
24.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1259/2022
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6700/2021
05.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5510/2021
25.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2221/2021
28.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13124/20
28.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6499/20
18.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22228/19
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2024/20
01.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5718/20
30.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22086/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
27.05.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
22.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20225/18
28.03.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3170/18
13.03.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-847/18
07.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19052/17
19.01.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
04.10.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
15.01.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15