Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МО "Красногвардейский район"
от 20.12.2023 г. N 923
Антикоррупционная политика
администрации муниципального образования "Красногвардейский район"
1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики
1.1. Антикоррупционная политика администрации муниципального образования "Красногвардейский район" (далее - антикоррупционная политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 08 ноября 2013 года.
1.2. Настоящая антикоррупционная политика является внутренним документом администрации муниципального образования "Красногвардейский район" (далее - Администрация), направленным на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Администрации.
1.3. Основными целями внедрения в Администрации антикоррупционной политики являются:
- минимизация риска вовлечения Администрации, ее руководства и муниципальных служащих, а также иных работников (далее вместе именуются "работники") Администрации в коррупционную деятельность;
- формирование у работников Администрации независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики Администрации о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- обобщение и разъяснение основных требований законодательства РФ в области противодействия коррупции, применяемых в Администрации.
1.4. Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи внедрения антикоррупционной политики в Администрации:
- закрепление основных принципов антикоррупционной деятельности Администрации;
- определение области применения антикоррупционной политики и круга лиц, попадающих под ее действие;
- определение должностных лиц Администрации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- определение и закрепление обязанностей работников Администрации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- установление перечня реализуемых Администрацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядка их выполнения (применения);
- закрепление ответственности работников Администрации за несоблюдение требований антикоррупционной политики.
2. Используемые в антикоррупционной политике понятия и определения
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (часть 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Личная заинтересованность работника (представителя организации) - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми данное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3. Основные принципы антикоррупционной деятельности Администрации
3.1.Система мер противодействия коррупции в Администрации основывается на следующих принципах:
Принцип соответствия антикоррупционной политики Администрации действующему законодательству и общепринятым нормам: соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применяемым к Администрации.
Принцип личного примера руководства Администрации: руководство Администрации должно формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением.
Принцип вовлеченности работников: активное участие работников Администрации независимо от должности в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
Принцип нулевой толерантности: неприятие в Администрации коррупции в любых формах и проявлениях.
Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции: разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Администрации, ее руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом степени выявленного риска.
Принцип периодической оценки рисков: в Администрации на периодической основе осуществляется выявление и оценка коррупционных рисков, характерных для деятельности Администрации в целом и для отдельных ее подразделений в частности.
Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга: регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
Принцип ответственности и неотвратимости наказания: неотвратимость наказания для работников Администрации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства Администрации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
4. Область применения антикоррупционной политики и круг лиц, попадающих под ее действие
4.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие антикоррупционной политики, являются работники Администрации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
4.2. Положения настоящей антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Администрация вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых Администрацией с такими лицами.
5. Должностные лица Администрации, ответственные за реализацию антикоррупционной политики
5.1. Глава муниципального образования "Красногвардейский район" является ответственным за организацию всех мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Администрации.
5.2. Глава муниципального образования "Красногвардейский район" исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры Администрации назначает лицо или несколько лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики.
5.3. Основные обязанности лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики:
- подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в Администрации;
- подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Администрации;
- разработка и представление на утверждение главе муниципального образования "Красногвардейский район" проектов правовых актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками Администрации;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами или иными лицами;
- организация работы по заполнению и рассмотрению деклараций о конфликте интересов;
- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими проверок деятельности Администрации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
- организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- индивидуальное консультирование работников;
- участие в организации антикоррупционной пропаганды;
- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов для главы муниципального образования "Красногвардейский район".
6. Обязанности работников Администрации, связанные с предупреждением и противодействием коррупции
6.1. Все работники вне зависимости от должности и стажа работы в Администрации в связи с исполнением своих должностных обязанностей должны:
- руководствоваться положениями настоящей антикоррупционной политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Администрации;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Администрации;
- незамедлительно информировать лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/главу муниципального образования "Красногвардейский район" о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/главу муниципального образования "Красногвардейский район" о ставшей известной информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Администрации или иными лицами;
- сообщить главе муниципального образования "Красногвардейский район" о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов.
6.2. Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в Администрации:
1) руководства Администрации;
2) лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
3) работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками.
6.3. В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей регламентируются процедуры их соблюдения.
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор, заключаемый с работником при приеме его на работу в Администрацию, могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные настоящей антикоррупционной политикой.
7. Мероприятия по предупреждению коррупции
7.1. Работа по предупреждению коррупции в Администрации ведется в соответствии с утверждаемым в установленном порядке планом мероприятий по противодействию коррупции.
8. Внедрение стандартов поведения работников Администрации
8.1. В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения среди работников, в Администрации устанавливаются общие правила и принципы поведения работников, затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников и Администрации в целом.
Такие общие правила и принципы поведения закреплены в Кодексе этики и служебного поведения муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования "Красногвардейский район", утвержденном решением Совета народных депутатов муниципального образования "Красногвардейский район" от 05.05.2011 г. N 286, и Правилах внутреннего трудового распорядка в администрации муниципального образования "Красногвардейский район", утвержденных постановлением администрации муниципального образования "Красногвардейский район" от 21.06.2017 г. N 373.
9. Выявление и урегулирование конфликта интересов
9.1. Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников Администрации является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.
9.2. Порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, в Администрации регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Адыгея, муниципальными правовыми актами в сфере противодействия коррупции.
10. Оценка коррупционных рисков
10.1. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и видов деятельности Администрации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками Администрации коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Администрации.
10.2. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности Администрации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
10.3. Оценка коррупционных рисков проводится в Администрации на регулярной основе.
10.4. Порядок проведения оценки коррупционных рисков:
- представить деятельность Администрации в виде отдельных процессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);
- выделить "критические точки" - для каждого процесса определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
- для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
- характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено Администрацией или ее отдельными работниками при совершении "коррупционного правонарушения";
- должности в Администрации, которые являются "ключевыми" для совершения коррупционного правонарушения, - участие каких должностных лиц Администрации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
- вероятные формы осуществления коррупционных платежей;
- на основании проведенного анализа подготовить Карту коррупционных рисков - сводное описание "критических точек" и возможных коррупционных правонарушений;
- сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском. В отношении работников, замещающих такие должности, могут быть установлены специальные антикоррупционные процедуры и требования;
- разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков. Такие меры рекомендуется разработать для каждой "критической точки". В зависимости от специфики конкретного бизнес-процесса такие меры могут включать:
детальную регламентацию способа и сроков совершения действий работником в "критической точке";
преобразование, перераспределение функций между должностными лицами внутри Администрации;
введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников Администрации (с представителями контрагентов, органов государственной власти и др.), например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия;
введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.
11. Консультирование и обучение работников Администрации
11.1. При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.
11.2. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий.
11.3. При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Стандартно выделяются следующие группы обучаемых:
лица, ответственные за противодействие коррупции в Администрации;
руководящие работники;
муниципальные служащие;
технические работники Администрации.
В Администрации обучение в группах может быть заменено индивидуальным консультированием или проведением обучения совместно с другими организациями по договоренности.
11.4. В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:
- обучение по вопросам профилактики противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;
- обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- периодическое обучение работников Администрации с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;
- дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.
11.5. Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке. В этом случае в Администрации определяются лица, ответственные за проведение такого консультирования. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.
12. Внутренний контроль и финансовый аудит
12.1.Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлена обязанность для организаций осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
12.2. Система внутреннего контроля Администрации способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Администрации. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и финансового аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Администрации и обеспечение соответствия деятельности Администрации требованиям нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов Администрации. Для этого система внутреннего контроля и финансового аудита учитывает требования антикоррупционной политики, реализуемой Администрации, в том числе:
- проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
- контроль документирования фактов хозяйственной жизни Администрации;
- проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
12.3. Контроль документирования фактов хозяйственной жизни прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности Администрации и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
12.4. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств - индикаторов неправомерных действий, например:
- оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
- предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, предоставление иных ценностей или благ муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
- закупки по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
- сомнительные платежи наличными.
13. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами
13.1. В антикоррупционной работе Администрации, осуществляемой при взаимодействии с организациями-контрагентами, выделяются два направления.
Первое из них заключается в установлении и сохранении деловых отношений с теми организациями, которые ведут деловые отношения в добросовестной и честной манере, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении дел, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах. В этом случае в Администрации внедряются специальные процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения Администрации в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами. В том числе такая проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных организациях-контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах и т.п.
Другое направление антикоррупционной работы при взаимодействии с организациями-контрагентами заключается в распространении среди организаций-контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в Администрации. Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами.
13.2. В Администрации осуществляется информирование общественности о степени внедрения и успехах в реализации антикоррупционных мер, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте органов местного самоуправления МО "Красногвардейский район".
14. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
14.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности Администрации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.
14.2. Администрация принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Администрации (работникам Администрации) стало известно.
14.3. Администрация принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих работников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
14.4. Сотрудничество с правоохранительными органами также проявляется в форме:
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими проверок деятельности Администрации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
14.5. Руководству Администрации и ее работникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях.
Руководство и работники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами правоохранительных органов.
15. Ответственность работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики
15.1. Администрация и все ее работники должны соблюдать нормы действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
15.2. Все работники Администрации вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей антикоррупционной политики.
15.3. Лица, виновные в нарушении требований настоящей антикоррупционной политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
16. Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику Администрации
16.1. Администрация осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики. Должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ежегодно представляют главе муниципального образования "Красногвардейский район" соответствующий отчет, на основании которого в настоящую антикоррупционную политику могут быть внесены изменения и дополнения.
16.2. Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации, РА.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования "Красногвардейский район" Республики Адыгея от 20 декабря 2023 г. N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.