Могут ли организации, оказывающие различные услуги, в том числе юридические, осуществлять наличные денежные расчеты с другими юридическими лицами без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности?
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" определено, что предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ правило действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.
Следовательно, при наличных денежных расчетах между организациями за оказываемые услуги (работы) в обязательном порядке применяется ККТ.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени не внесены поправки в различные подзаконные акты, они продолжают действовать в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 право утверждения форм документов строгой отчетности для использования при расчетах с населением и учета наличных денежных средств по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций предоставлено Минфину России.
Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России, являются официальными государственными документами и распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности на территории Российской Федерации.
МНС России письмом от 15.04.2002 N АС-6-06/476 разъясняет, что изготавливать бланки строгой отчетности могут любые типографии при условии обязательного соблюдения ими требований к изготовлению документов строгой отчетности, а именно - обеспечения наличия следующих реквизитов: грифа утверждения, наименования формы документа, шестизначного номера, серии, кода формы по ОКУД, даты осуществления расчета, наименования и кода организации по ОКПО, кода ИНН заказчика, вида оказываемых работ (услуг), единиц измерения оказываемых услуг (в натуральном и денежном выражении), наименования должности лица, ответственного за совершение хозяйственной организации, и его личной подписи.
В письме Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70 указано, что в случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации. При этом все реквизиты, предусмотренные в утвержденных формах, остаются без изменения; удаление отдельных реквизитов не допускается. В случае незаполнения той или иной строки, предусмотренной в утвержденной форме документа строгой отчетности, ввиду отсутствия у организации соответствующих показателей эта строка прочеркивается.
Форматы утвержденных документов строгой отчетности являются рекомендательными и могут изменяться. Художественное оформление и техническое редактирование документов строгой отчетности определяются организацией самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При изготовлении документов строгой отчетности допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф с учетом значимости показателей, включения дополнительных реквизитов для записи необходимой информации.
Следует отметить, что в настоящее время действующими нормативными правовыми актами Минфина России бланки строгой отчетности для оформления наличных денежных расчетов при оказании юридических услуг не утверждены.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 29-12/50040 от 12 сентября 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве Н.В. Долгих
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1