В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2022 г. N 38-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и о внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2021 г. N 193-ПП" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в 2023 году.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
И.о. председателя |
А.А. Макуашев |
Утвержден
приказом Государственного комитета
Кабардино-Балкарской Республики
по тарифам и жилищному надзору
от 05.03.2024 г. N 14-ОД
Доклад
об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в 2023 году
Общие сведения об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее - Комитет) осуществляет деятельность по региональному государственному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2022 г. N 38-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и о внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2021 г. N 193-ПП", Положением о Государственном комитете Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2019 г. N 204-ПП.
Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах лицензионного контроля, размещаемой в системе в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110.
По состоянию на 31 декабря 2023 года количество лицензиатов - 88.
Статистические данные о проведенных контрольных (надзорных)мероприятиях, носящих как плановый, так и внеплановый характер, анализ таких мероприятий
В 2023 году Комитетом рассмотрено 1885 обращений граждан и юридических лиц.
В рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами плановые проверки не проводились.
Внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий за 2023 год проведено - 97.
Выдано 59 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Информация о проведенных профилактических мероприятиях
Комитетом проводилась работа по предупреждению и профилактике нарушений обязательных требований, учитывая Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который предусматривает приоритет профилактики с учетом ограничений согласно постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В целях профилактики нарушений обязательных требований проведены следующие мероприятия:
информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством размещения на официальном сайте Комитета в сети "Интернет":
- утвержденных проверочных листов;
- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программы профилактики рисков причинения вреда и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемых лиц;
- текста нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
- сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
- перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц;
- доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- доклада о государственном контроле (надзоре);
- иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Размещена информация по актуальным вопросам жилищного законодательства в СМИ. Всего в 2023 году подготовлена 161 публикация, 28 пресс-релизов. На официальном сайте Комитета, а также страницах в социальных сетях велась постоянная работа по размещению информации для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающих организаций в части разъяснения изменений действующего законодательства.
В целях консультирования проводилась разъяснительная работа в средствах массовой информации, и иными способами.
Обеспечивалось регулярное обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного лицензионного контроля.
Выдано 254 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проведено 10 обязательных профилактических визитов.
Анализ выявленных и возможных причин и условия совершения нарушений
Основными причинами выявленных нарушений являются: в части содержания общего имущества:
- несвоевременное проведение и низкое качество текущего ремонта;
- безответственное, вандальное отношение самих собственников к общему имуществу;
- большая изношенность кровельного покрытия, инженерных сетей;
- невозможность устранить нарушения посредством проведения текущего ремонта, необходимость проведения капитального ремонта;
- низкая квалификация работников управляющих компаний;
- низкая собираемость платежей;
- в части начисления платы за жилищно-коммунальные услуги:
- неактуализация сведений, применяемых при определении платы за жилищно-коммунальные услуги;
- неверное толкование и неотслеживание изменений нормативных правовых актов подконтрольными субъектами;
отсутствие взаимодействия с источниками информации (у контролируемых лиц отсутствуют данные о количестве проживающих лиц, площади помещений).
Рекомендации контролируемым лицам по проведению мероприятии, направленных на устранение причин совершения наиболее часто встречающихся нарушений
Перечень мероприятий, которые самостоятельно могут реализовать контролируемые лица:
- проведение мониторинга изменений нормативных правовых актов;
- осуществление взаимодействия с собственниками помещений, использование других источников информации в целях проведения разъяснительной работы и сбора данных для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
- проведение регулярной актуализации сведений, применяемых при определении платы за жилищно-коммунальные услуги на постоянной основе;
- обеспечение качественного проведения периодических осмотров общего имущества;
- незамедлительное устранение выявленных в ходе осмотров нарушений, не допуская дальнейшего развития;
- повышение квалификации работников управляющих организаций;
- активизация претензионной работы в отношении должников.
Анализ процедур привлечения контролируемых лиц к юридической ответственности и результатов рассмотрения дел
Должностные лица Комитета, осуществляющие региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23.2, 7.23.3, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 статьи 9.16, статьей 9.23, частями 1, 2 статьи 13.19.2., статьей 14.1.3, частью 1 статьи 19.4, частями 1, 24 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Председатель и заместитель председателя Комитета уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.55 КоАП РФ.
Должностные лица Комитета при составлении протоколов об административных правонарушениях обращают внимание на следующие основные моменты:
на нарушения, указанные в обращении, на основании которого проводилось контрольное (надзорное) мероприятие, выявление фактов их наличия и причин их возникновения;
- на срок давности привлечения к административной ответственности;
- на обязанность и возможность соблюдения лицензиатом лицензионных требований, установленных жилищным законодательством, постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
При рассмотрении дел об административных правонарушениях обращается внимание на следующие основные моменты:
- на наличие признаков состава административного правонарушения;
- на наличие доказательств;
- на срок давности привлечения к административной ответственности;
- на наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Анализ практики составления протоколов об административных правонарушениях, практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе в случае отказа в привлечении контролируемых лиц, их должностных лиц к административной ответственности
В 2023 году составлено 5 протоколов об административных правонарушениях, и.о. председателя и заместителем председателя Комитета вынесено 4 постановления по делам об административных правонарушениях.
Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке
В 2023 году решения, действия (бездействия) Комитета и его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке не обжаловались.
Информация о выявленных устаревших, дублирующих, избыточных, малозначимых, неэффективных обязательных требованиях
1. Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме не конкретизированы либо устарели.
Отсутствует четкое разграничение, какие работы относятся к текущему ремонту, а какие к капитальному. Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" на сегодняшний день устарело, содержит формулировки, не соответствующие Жилищному кодексу Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" содержит общие формулировки, конкретные сроки устранения неисправностей, периодичности выполнения работ не установлены.
Требуется издание Нового нормативного правого акта взамен постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170 и постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. N 290, содержащего обязательные требования к содержанию жилищного фонда с конкретными сроками и периодичностью выполнения работ. За основу может быть взят ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования.
2. Требование передавать техническую документацию и иную, связанную с управлением документацию при смене способа управления или смене управляющей организации подлежит корректировке с учетом следующего, что техническая документация необходима для управления домом, в целях исключения возможной утраты техдокументации и не передачи ее в случае смены управляющей организации или смены способа управления, представляется целесообразным предусмотреть обязательность ее ведения в электронном виде в ГИС ЖКХ, что исключит необходимость ее передачи и споры по не передаче документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору от 5 марта 2024 г. N 14-ОД "Об утверждении доклада об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в 2023 году"
Вступает в силу с 5 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (https://tarif.kbr.ru/) 6 марта 2024 г.