Обращения, поступившие в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (далее - Управление), рассмотрены в части возможного нарушения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон).
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.
В соответствии ч. 3 ст. 3 Закона, обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии ч. 8 ст. 9 Закона персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Условия обработки персональных данных определены ч. 1 ст. 6 Закона. Так, обработка персональных данных может осуществляться с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, при этом пунктами 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона предусмотрены случаи обработки персональных данных, когда согласие субъекта персональных данных не требуется.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона обработка персональных данных не требует согласия субъекта персональных данных, если такая обработка необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона обработка персональных данных не требует согласия, если осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.
В рамках реализации своих полномочий, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 23 Закона, Управлением в адрес " * " (далее - Организация) был направлен запрос о предоставлении информации.
Из представленных сведений следует, Организация обрабатывает персональные данные заявителя на основании п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона в связи с участием в гражданском судопроизводстве по исковому заявлению Организации к заявителю как инициатору и организатору проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: " * " (далее - "МКД"), о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным, в соответствии с ч. 4, ч. 6 ст. 46, ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), п. 5 ст. 181.4 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Так, согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Согласно ч. 4 ст. 46 ЖК РФ копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
Источником получения персональных данных заявителя является управляющая компания, оказывающая услуги по управлению МКД, к которой Организация, являясь собственником помещений в МКД, обратилось с запросом о предоставлении информации о заявителе из реестра собственников помещений в МКД для целей инициирования судебного процесса в рамках гражданского судопроизводства и подготовки искового заявления в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 131 ГПК РФ. Управляющая компания, оказывающая услуги по управлению МКД, направила в ответ на запрос Организации письмо с соответствующей информацией о заявителе.
Заявитель ранее обращался в адрес Организации с запросом о предоставлении информации об обработке Организацией персональных данных.
Организация в порядке и сроки, установленные Законом, направляло заявителю запрашиваемую информацию и сведения с указанием, помимо прочего, намерения и готовности Организации исполнить требование Заявителя об уничтожении его персональных данных по достижении Организацией целей их обработки и по истечении срока хранения документов, установленного в соответствии с требованиями Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения".
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона, субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Обязанности оператора персональных данных при обращении к нему субъекта персональных данных закреплены в ст. 20 Закона. Так, согласно ч. 3 ст. 20 Закона, в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня предоставления субъектом персональных данных сведений, подтверждающих, что персональные данные являются неполными, неточными или неактуальными, оператор обязан внести в них необходимые изменения. В срок, не превышающий семи рабочих дней со дня представления субъектом персональных данных сведений, подтверждающих, что такие персональные данные являются незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, оператор обязан уничтожить такие персональные данные. Оператор обязан уведомить субъекта персональных данных о внесенных изменениях и предпринятых мерах и принять разумные меры для уведомления третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы.
В связи с тем, что персональные данные заявителя были получены Организацией в соответствии ч. 8 ст. 9 Закона при наличии оснований, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 6 и п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона. В объеме, установленном требованиями ч. 2 ст. 131 ГПК РФ и являются необходимыми для участия в гражданском судопроизводстве по исковому заявлению Организации к заявителю, требование об удалении персональных данных заявителя Организацией не подлежит исполнению.
Организация вправе продолжить обработку персональных данных заявителя для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
При этом отсутствие Организации в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, не свидетельствует о незаконности осуществления Организацией своей деятельности в части обработки персональных данных.
Также сообщаем о том, что уведомление Организацией об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, содержащее сведения, предусмотренные Законом, размещено в электронном виде на портале персональных данных Роскомнадзора.
По итогам рассмотрения материалов обращений заявителя и представленной информации на запросы Управления вынесены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.11 и ч. 5 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Организации.
Приложение:
1. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 29.02.2024 N ОО-77/08/1139 на 4 л. в 1 экз.
2. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 29.02.2024 N ОО-77/08/1141 на 6 л. в 1 экз.
Заместитель руководителя |
Е.В. Аксенова |
Главный специалист - эксперт |
М.А. Еремина |
Главный специалист - эксперт |
М.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обработка персональных данных не требует согласия, если осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах. В этом случае требование об удалении персональных данных не подлежит исполнению. Отсутствие организации в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, не свидетельствует о незаконности их обработки.
Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу от 29 февраля 2024 г. N 19564-02-11/77 "О рассмотрении обращений"
Опубликование:
-