Заслушав информацию Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об итогах и перспективах развития жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство являются одними из наиболее значимых отраслей экономики Российской Федерации, во многом определяют динамику ее развития, обеспечивают занятость, доходы миллионов граждан, а также вносят непосредственный вклад в создание комфортных условий жизнедеятельности людей.
Реализация государственной политики в сферах жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства на долгосрочный период осуществляется в соответствии с национальными целями, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
За период с 2014 года более 22 миллионов российских семей улучшили свои жилищные условия. Из аварийного жилищного фонда переселены 1 миллион 385 тысяч человек. Выполнены работы по капитальному ремонту общего имущества в 432 тысячах многоквартирных домов. Благоустроено более 111 тысяч общественных и дворовых территорий.
Активно ведется работа по возрождению мирной жизни в воссоединенных субъектах Российской Федерации. С 2022 года восстановлено и построено более 18 тысяч жилищно-коммунальных и социальных объектов, проведены работы по благоустройству территорий населенных пунктов.
Продолжается работа по реализации проектов, предусматривающих строительство и модернизацию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. В рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню" запланированы строительство и модернизация более чем 2 тысяч коммунальных объектов.
Актуальными остаются вопросы, связанные с разрушением архитектурного облика сложившейся застройки исторических центров городов, увеличением числа ветхих и аварийных зданий, износом объектов инженерной и социальной инфраструктур, содержанием, ремонтом и реконструкцией многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия.
Важным компонентом улучшения качества жизни людей является строительство нового жилья, в том числе многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности, а также применение технологий "зеленого строительства".
Требуют также решения вопросы повышения качества жилищно-коммунальных услуг, энергетической эффективности и энергосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, своевременного обновления жилищного фонда и его обеспечения необходимой инфраструктурой, совершенствования системы управления многоквартирными домами.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации об итогах и перспективах развития жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации с участием публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и акционерного общества "ДОМ.РФ" разработать и утвердить в двухмесячный срок "дорожную карту" (программу) по замене лифтов с истекшим назначенным сроком службы в рамках капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть вопросы о формировании на период до 2030 года национального проекта, направленного на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", а также об определении источников финансирования в рамках указанного национального проекта следующих федеральных проектов и (или) мероприятий:
по ускоренной модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе в части строительства и реконструкции объектов и систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения;
по стимулированию развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации, в том числе по строительству социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
по формированию комфортной городской среды, в том числе об определении источников дополнительного финансирования мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, по благоустройству сельских поселений;
по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, в том числе переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2022 года;
2) рассмотреть вопросы о продлении срока действия механизмов федерального проекта "Инфраструктурное меню" и об определении источников финансового обеспечения мероприятий этого федерального проекта;
3) рассмотреть вопрос о формировании и реализации льготной ипотечной программы на цели строительства (приобретения) индивидуальных жилых домов, в том числе с использованием готовых типовых домокомплектов заводского изготовления;
4) рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на реализацию программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, предусмотрев финансирование в объеме не менее объема ежегодного финансирования таких мероприятий за счет средств федерального бюджета в 2020-2024 годах;
5) рассмотреть возможность направления средств программы модернизации систем коммунальной инфраструктуры на период 2025-2026 годов, зарезервированных в федеральном бюджете, на формирование субъектами Российской Федерации региональных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры, разработку проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ с последующим возмещением средств в рамках указанной программы;
6) рассмотреть возможность формирования базы верифицированных данных, используемой для оценки технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры;
7) рассмотреть вопрос о разработке правовых механизмов, направленных на повышение качества подготовки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к отопительному периоду и предусматривающих:
обязательность участия в работе комиссий по проведению проверки готовности ресурсоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, органов местного самоуправления, территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
определение критериев выбора объектов теплоснабжения, подлежащих обязательному осмотру в рамках проверки готовности к отопительному периоду, с учетом технического состояния таких объектов и степени (уровня) риска ухудшения качества теплоснабжения потребителей;
введение юридической ответственности муниципальных образований, органов местного самоуправления и их должностных лиц, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводились проверки готовности к отопительному периоду, за неполучение паспорта готовности к отопительному периоду, а также за неустранение нарушений, выявленных при проверке готовности к отопительному периоду;
8) рассмотреть вопрос о разработке долгосрочной программы сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе жилых домов, обладающих историко-архитектурной ценностью;
9) рассмотреть вопрос об осуществлении государственного контроля за стоимостью работ (услуг) по обязательному техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе в части соблюдения методических указаний по расчету размера платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, а также за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме;
10) рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", в части установления права Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных отделений инициировать обследование жилых помещений (жилых домов) на предмет их пригодности (непригодности) для проживания граждан в случае их приобретения с использованием средств материнского (семейного) капитала, а также включения в состав межведомственной комиссии, создаваемой в указанных целях, представителей Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальных отделений в случае приобретения жилых помещений (жилых домов) с использованием средств материнского (семейного) капитала.
4. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
1) рассмотреть при решении вопроса о продлении срока действия механизмов федерального проекта "Инфраструктурное меню" возможность установления критериев отбора и оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых с применением указанных механизмов, во взаимосвязи с документами территориального планирования;
2) рассмотреть вопросы об установлении случаев, в которых разработка и реализация инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций является обязательной, а также о совершенствовании государственного контроля (надзора) за разработкой и реализацией указанных инвестиционных программ;
3) рассмотреть вопрос о разработке и внедрении единых стандартов деятельности по управлению многоквартирными домами.
5. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации во взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации оказать методическую и консультативную поддержку органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в части повышения качества разработки и актуализации схем теплоснабжения муниципальных образований в целях принятия наиболее эффективных и обоснованных решений по развитию систем теплоснабжения.
6. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с акционерным обществом "ДОМ.РФ" и публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" рассмотреть возможность формирования реестра лучших региональных практик строительства и эксплуатации зданий с минимальным воздействием на окружающую среду, в том числе в целях снижения уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства.
7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
1) организовать системную работу по профилактике и оперативному устранению последствий аварий на объектах коммунального хозяйства и в сфере эксплуатации жилищного фонда, обеспечив подключение необходимого состава поставщиков данных к федеральной системе мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства и своевременность внесения в указанную федеральную систему требуемой информации;
2) обеспечить в соответствии с нормативами градостроительного проектирования комплексное развитие социальной инфраструктуры при реализации проектов жилищного строительства, финансируемых в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
3) обеспечить при участии Министерства энергетики Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации повышение качества разработки и актуализации схем теплоснабжения муниципальных образований в целях принятия наиболее эффективных и обоснованных решений по развитию систем теплоснабжения;
4) рассмотреть возможность использования готовых типовых домокомплектов заводского изготовления на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций для возведения жилых домов в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
5) использовать механизм комплексного развития территорий как инструмент обновления территорий сложившейся застройки, занятых аварийным и ветхим жилищным фондом, создания необходимых условий для развития транспортной, социальной и инженерной инфраструктур;
6) обеспечить при формировании комиссий по проведению проверки готовности ресурсоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду обязательность участия представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, органов местного самоуправления, территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также выездной характер проверочных мероприятий.
8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2024 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
9. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в период осенней сессии 2024 года о реализации настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
6 марта 2024 г.
N 57-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 марта 2024 г. N 57-СФ "Об итогах и перспективах развития жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства"
Вступает в силу с 6 марта 2024 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 11 марта 2024 г. N 11 ст. 1502