г. Краснодар |
|
14 декабря 2023 г. |
Дело N А53-9318/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Малыхиной М.Н. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Россети Юг" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) - Карахяна Г.Д. (доверенность от 01.01.2022), от ответчика - акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (ИНН 7736035485, ОГРН 1027739820921) - Лим А.Р. (доверенность от 20.03.2023), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу N А53-9318/2023, установил следующее.
ПАО "Россети Юг" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Страховое общество газовой промышленности" (далее - общество) о взыскании 6 204 734 рублей 99 копеек страхового возмещения, 17 202 605 рублей 41 копейки неустойки с дальнейшим ее начислением на сумму долга, начиная с 26.01.2023 по день фактической оплаты задолженности.
Решением суда от 05.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.08.2023, с общества в пользу компании взыскано 6 204 734 рубля 99 копеек задолженности, 3 440 521 рубль 08 копеек неустойки, с ее дальнейшим начислением на сумму долга, начиная с 26.01.2023 по день фактического исполнения обязательства, распределены расходы по оплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что наступление страхового случая доказано. Размер неустойки снижен по заявлению ответчика на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) с 0,5% до 0,1%.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, дело - направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды неверно истолковали договор страхования, согласно которому страхователь обязан обеспечить документальное оформление произошедшего события. Суды не учли, что страхователь обнаружил хищение имущества после даты преступления, установленной правоохранительными органами (07.02.2019). Доказательств обращения в полицию по факту кражи после 07.02.2019 истец не представил.
В отзыве на кассационную жалобу компания указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и возражения отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 30.11.2017 компания (страхователь) и общество (страховщик) заключили договор страхования имущества юридических лиц "от всех рисков" N 2317 РТ 0798.
Согласно пункту 2.2 договора страхования застрахованным считается движимое и недвижимое имущество страхователя, состоящее на балансе (арендованное страхователем) на дату начала периода страхования по названному договору: группа А: производственные и непроизводственные здания, сооружения и помещения, включая внутреннюю и внешнюю отделку, остекление, инженерное оборудование и коммуникации, сооружения, трубопроводы, сети водопровода и канализации; группа В: воздушные и кабельные линии передачи (включая фарфоровые и стеклянные изоляторы), линии связи, а также другие линии, посредством которых осуществляется передача энергии или информации; группа С: энергетические (силовые) машины и другое технологическое оборудование всех типов и всех классов напряжения включая, но не ограничиваясь, следующим: силовые автотрансформаторы и трансформаторы; реакторы; синхронные компенсаторы; трансформаторы собственных нужд; трансформаторы тока; трансформаторы напряжения: выключатели; разъединители; отделители; короткозамыкатели; разрядники; ограничители перенапряжения; аккумуляторные батареи; высокочастотные заградители; конденсаторы связи; батареи статических конденсаторов; компрессоры; ячейки КРУ (комплектное распределительное устройство), КРУН (комплексное распределительное устройство наружное) классом напряжения от 35 кВ и ниже; устройства релейной защиты и противоаварийной автоматики; прочие энергетические (силовые) машины и технологическое оборудование; группа D: прочее имущество, находящееся на балансе, не входящее в указанные группы.
Страховым случаем в рамках данного договора признается повреждение, уничтожение и/или утрата застрахованного имущества в результате оказанного на него любого внезапного и непредвиденного воздействия, на условиях "с ответственностью за все риски", кроме событий, указанных в пункте 3.4 договора (пункт 3.1 договора страхования).
Согласно пункту 4.1.1 договора страхования общая страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая, устанавливается в размере 43 103 737 263 рублей 55 копеек.
Пунктом 5.1 договора страхования установлено, что общая страховая премия по договору составляет 136 383 тыс. рублей.
С 2 по 5 февраля 2019 года имели место массовые отключения электроснабжения потребителей в зоне обслуживания ПО "Западные электрические сети" филиала ПАО "Россети Юг" - "Ростовэнерго" (Красносулинский район Ростовской области;
далее - филиал) в связи с падением опор ЛЭП. Данные отключения по результатам расследования страхового случая вызваны выходом из строя опор линий электропередач по причине демонтажа и кражи металлических уголков, являющихся конструктивными элементами ЛЭП (акт расследования страхового случая от 08.02.2019). После проведения осмотра всех опор ЛЭП, находящихся в зоне обслуживания указанного подразделения филиала, составлен перечень поврежденного имущества с отсутствующими стальными уголками (линий, в составе которых имеются поврежденные опоры ЛЭП).
Сообщения о преступлениях направлены в Межмуниципальный отдел МВД России "Красносулинский" (талоны уведомления от 08.02.2019 N 67, от 07.02.2019 N 823), что подтверждается письмом Межмуниципального отдела МВД России "Красносулинский", а также приложенным к нему постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 12.02.2019.
20 января 2021 года страхователь направил в адрес страховщика заявление о выплате страхового возмещения вместе с документами, подтверждающими факт несения затрат по восстановлению объектов электросетевого хозяйства, на которых похищены стальные угловые элементы. Согласно расчету истца размер страхового возмещения (размер фактических затрат на восстановление электросетевых объектов) составил 6 477 379 рублей.
Общество, направив в адрес компании акт N 2317PT0798DN 045, признало случай страховым, однако произвело возмещение в размере 272 644 рублей 01 копейки. Непогашенный остаток суммы страхового возмещения составил 6 204 734 рубля 99 копеек.
Несогласие страхователя с размером страхового возмещения, определенного и возмещенного страховщиком, послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (часть 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1002 N 4015-1 "Об организации страхового дела").
Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования) (пункт 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На момент наступления указанного события имущества компании было застраховано обществом, поэтому на страховой компании лежат обязательства по возмещению вреда.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В случае причинения реального ущерба под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно пункту 3.1 договора страховым случаем в рамках договора признается повреждение, уничтожение и/или утрата застрахованного имущества в результате оказанного на него любого внезапного и непредвиденного воздействия, на условиях "с ответственностью за все риски", кроме событий, указанных в пункте 3.4 договора. Страховым случаем в рамках данного договора признается повреждение, уничтожение и/или утрата застрахованного имущества в результате оказанного на него любого внезапного и непредвиденного воздействия, на условиях "с ответственностью за все риски", кроме событий, указанных в пункте 3.4 договора (пункт 3.1 договора страхования).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что факт наступления страхового случая подтвержден материалами дела, пришли к выводу о доказанности наличия у общества как страховщика обязанности выплатить компании страховое возмещение в связи с наступлением страхового случая в соответствии с положениями статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что выявленные после 07.02.2019 факты хищения не относятся к спорному страховому случаю, подлежат отдельной фиксации правоохранительными органами, критически оценен апелляционный судом. Заявления, направленные, в правоохранительные органы после 07.02.2019, приобщены к ранее направленным материалам, зарегистрированным в КУСП 07.02.2019 N 823; обстоятельства хищения имущества рассматриваются в рамках одного уголовного дела N 11901600023000071. Суды верно установили, что представлен необходимый пакет документов для выплаты страхового возмещения. В рамках рассматриваемого дела компания доказала факт выбытия из владения (утраты) элементов опор воздушных линий и факт возбуждения уголовного дела с квалификацией произошедшего как кража, документально подтвержден размер затрат на восстановление поврежденного имущества. При таких обстоятельствах вывод судов о наличии основания для взыскания страхового возмещения является правильным. Тождественные выводы изложены при рассмотрении дела NА32-42375/2022.
Общество обязанность по выплате страхового возмещения в полном объеме не исполнило, поэтому суды, руководствуясь нормами статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению ответчика, взыскали с общества 3 440 521 рубль 08 копеек неустойки, начисленной на основании пункта 7.2 договора, с 04.02.2021 по 21.03.2022, с 04.10.2022 по 25.01.2023 с продолжением начисления пени начиная с 26.01.2023 по день фактического исполнения нарушенного обязательства в размере 0,1% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки.
В части размера взысканной судом договорной неустойки судебные акты не обжалуются.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу N А53-9318/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество обязанность по выплате страхового возмещения в полном объеме не исполнило, поэтому суды, руководствуясь нормами статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению ответчика, взыскали с общества 3 440 521 рубль 08 копеек неустойки, начисленной на основании пункта 7.2 договора, с 04.02.2021 по 21.03.2022, с 04.10.2022 по 25.01.2023 с продолжением начисления пени начиная с 26.01.2023 по день фактического исполнения нарушенного обязательства в размере 0,1% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки.
...
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2023 г. N Ф08-12302/23 по делу N А53-9318/2023