г. Краснодар |
|
15 декабря 2023 г. |
Дело N А32-50213/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Танаис" (ИНН 2367012815, ОГРН 1202300003982) - Токан В.С. (доверенность от 17.10.2023), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу N А32-50213/2022, установил следующее.
ООО "Танаис" (наименование изменено на общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Танаис"; далее - общество) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация), департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным приведенный в письме от 02.09.2022 N 24406783 отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, в целях организации аукциона;
- возложить на департамент обязанность утвердить и выдать обществу схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1643 кв. м, находящегося по ул. Ленина Адлерского района г. Сочи, в соответствии со схемой расположения земельного участка, образуемого в границах населенного пункта муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, приобщенной к заявлению от 03.08.2022, указав, что судебный акт служит основанием для обращения общества с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вновь образуемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023, заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным приведенный в письме от 02.09.2022 N 24406783 отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, в целях организации аукциона. На администрацию возложена обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1643 кв. м, находящегося по ул. Ленина Адлерского района г. Сочи, в соответствии со схемой расположения земельного участка, образуемого в границах населенного пункта муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, приобщенной к заявлению от 03.08.2022. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка соответствует закону.
В судебном заседании представитель общества указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 03.08.2022 общество обратилось в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка ориентировочной площадью 1643 кв. м из земель (земельных участков), находящихся в муниципальной собственности, в целях организации аукциона (л. д. 39).
Письмом департамента от 02.09.2022 N 24406783 заявителю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок площадью 1643 кв. м, расположенный по ул. Ленина Адлерского района г. Сочи, в соответствии со схемой расположения земельного участка, образуется в границах населенного пункта муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, что в соответствии с регламентом, утвержденным постановлением администрации от 14.09.2015 N 2667, служит основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги (л. д. 14).
Общество, указывая, что отказ администрации не соответствуют закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Предоставление в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 данного Кодекса, заключается на торгах.
Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 Земельного кодекса), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 данного Кодекса.
Статья 11.10 Земельного кодекса содержит правила, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 данного Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 11.10 Земельного кодекса.
С учетом цели образования земельного участка схему его расположения вправе подготовить граждане или юридические лица (пункты 4 - 8 статьи 11.10 Земельного кодекса).
В данном случае, исходя из цели обращения общества и положений подпункта "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях организации аукциона.
Положения абзаца 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса не могли служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поэтому суды правомерно отклонили ссылку администрации на нахождение планируемого к образованию земельного участка в границах населенного пункта.
В то же время, удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относит: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В представленной в материалы дела схеме предполагаемого к образованию земельного участка площадью 1643 кв. м указан вид его разрешенного использования - территории общего пользования (т. 1, л. д. 12, 13). Названный документ суды надлежащим образом не исследовали и не оценили на предмет его соответствия правилам пункта 6 статьи 11.9, пункта 16 статьи 11.10 и подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса.
С учетом изложенного выводы судов о наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 201 Кодекса условий для признания незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1643 кв. м, а также возложения на уполномоченный орган обязанности утвердить схему образования земельного участка в целях организации аукциона сделаны без исследования и оценки представленной в дело совокупности доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 15.05.2023 и постановление от 27.07.2023 следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Кодекса, дать им правовую оценку, проверить наличие (отсутствие) оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного участка, в том числе с учетом указания на вид разрешенного использования участка "земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0)", после чего на основании полного и всестороннего исследования всех представленных участвующими в деле лицами доказательств и приведенных ими доводов разрешить заявленные требования в соответствии с нормами действующего законодательства.
Вопрос о распределении государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу N А32-50213/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В представленной в материалы дела схеме предполагаемого к образованию земельного участка площадью 1643 кв. м указан вид его разрешенного использования - территории общего пользования (т. 1, л. д. 12, 13). Названный документ суды надлежащим образом не исследовали и не оценили на предмет его соответствия правилам пункта 6 статьи 11.9, пункта 16 статьи 11.10 и подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса.
С учетом изложенного выводы судов о наличии предусмотренных пунктом 2 статьи 201 Кодекса условий для признания незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1643 кв. м, а также возложения на уполномоченный орган обязанности утвердить схему образования земельного участка в целях организации аукциона сделаны без исследования и оценки представленной в дело совокупности доказательств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2023 г. N Ф08-9417/23 по делу N А32-50213/2022