г. Краснодар |
|
15 декабря 2023 г. |
Дело N А32-61587/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Кононенко (Носенко) Е.А. (доверенность от 22.02.2023), в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу N А32-61587/2022, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка общей площадью 11 641 кв. м с кадастровым номером 23:43:0141008:13438, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Котлярова Н.С, уч. 1А (далее - спорный участок), о возложении обязанности принять решение о согласовании безвозмездной передачи в собственность муниципального образования город Краснодар спорного участка и направлении в адрес администрации соответствующего положительного решения в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу
Решением суда от 21.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.08.2023, признано незаконным бездействие управления, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления администрации от 29.10.2021 N 2398/01 о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Краснодар спорного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар. Суд обязал управление в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу рассмотреть заявление администрации от 29.10.2021 N 2398/01 и принять одно из предусмотренных частью 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решений. Судебные акты мотивированы тем, что в ответ на заявление администрации управление не приняло и не направило в адрес администрации соответствующее решение (о безвозмездной передаче спорного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо об отказе в безвозмездной передаче спорного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность). Длящийся характер незаконного бездействия управления свидетельствует о том, что государственным органом не выполняются возложенные на него функции, в связи с чем администрация вынуждена в судебном порядке разрешать вопрос о передаче в муниципальную собственность спорного участка.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе администрации в удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, администрация пропустила срок давности на обращение в суд с указанным заявлением, что не учтено судами, как не исследовано и наличие обременений на спорном участке, не выяснена воля собственников расположенных на спорном участке объектов недвижимости.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, спорный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для размещения многоэтажных и среднеэтажных жилых домов".
Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Краснодар" утвержден Генеральный план муниципального образования город Краснодар, в соответствии с которым спорный участок расположен в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), зоне транспортной инфраструктуры, границах планируемого к реконструкции объекта местного значения - магистральная улица районного значения (улица Котлярова), границах существующего объекта местного значения - магистральная улица районного значения (улица Котлярова).
Согласно пункту 6 статьи 26 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 (в редакции от 22.07.2021 N 17 п. 19), спорный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (Т-1), зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады) (Р-1).
Согласно сведениям из ЕГРН на спорный участок зарегистрировано право федеральной собственности.
Письмом от 07.10.2021 N 2398/1 администрация просила управление о безвозмездной передаче спорного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
Письмом от 29.10.2021 N 23-05/21163 управление сообщило о рассмотрении вопроса о передаче спорного участка после получения запрошенной в АО "ДОМ.РФ" и у субъектов естественных монополий информации о наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами пунктами 7 - 9 части 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 13.07.2022 N 1281/01 администрация повторно просила управление рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче спорного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
Письмом от 12.09.2022 N 23-05/18890 управление сообщило о невозможности рассмотрения вопроса о передаче спорного участка в муниципальную собственность до получения мотивированной позиции АО "ДОМ.РФ".
Вместе с тем, согласно полученным администрацией от АО "ДОМ.РФ" письмам от 02.11.2021 N 14422-AA, от 04.10.2022 N 12953-A4 и от 14.09.2022 N 11968-AA Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся собственности Российской Федерации, в отношении спорного участка не принимались решения, указанные в подпункте 7 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации. Спорный земельный участок не был включен органами государственной власти Краснодарского края в перечни земельных участков, целесообразных к вовлечению в оборот. Ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", в АО "ДОМ.РФ" не поступали. В отношении спорного участка АО "ДОМ.РФ не осуществляет подготовку предложения в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации для Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Дополнительно АО "ДОМ.РФ" сообщило администрации о направлении данной информации в адрес управления письмами от 02.11.2021 N 14422-AA и от 14.09.2022 N 11968-AA.
В этой связи администрация обратилась в управление с повторным запросом от 14.10.2022 исх. N 1921/07 относительно передачи спорного участка в муниципальную собственность.
Ввиду неполучения ответа от управления на запросы администрации, длительного неразрешения вопроса о передаче спорного участка в муниципальную собственность, нерассмотрения по существу заявлений администрации от 07.10.2021 N 2398/01, от 13.07.2022 N 1281/01, от 14.10.2022 N 1921/07 администрация обратилась в арбитражный суд за судебной защитой, полагая нарушенными права (интересы) муниципального образования город Краснодар.
Удовлетворив заявленные администрацией требования, суды правильно исходили из следующего.
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса Российской Федерации (действует с 01.03.2015).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
Управление не представило доказательства отнесения спорного участка к земельным участкам, включенным в перечень пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в ЕГРН. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных статьей 4 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (пункты 2, 4 статьи 39.31 Кодекса).
Управление не представило доказательства несоблюдения администрацией требований статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации при подаче заявления о передаче в муниципальную собственность спорного участка.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований: 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Кодекса; 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Управление не представило доказательства наличия предусмотренных пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в передаче спорного участка в муниципальную собственность.
На основании правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, оцененным по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды мотивированно указали на длительное неправомерное бездействие управления, выраженное в нерассмотрении заявлений администрации о передаче спорного участка в муниципальную собственность.
При этом законность такого бездействия управление не подтвердило, документально выводы судов не опровергло.
В качестве правовосстановительной меры в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции возложил на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации посредством рассмотрения в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заявления администрации от 07.10.2021 N 2398/01 (в судебном акте ошибочно указана дата "29.10.2021") и принять одно из предусмотренных частью 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решений.
Суд апелляционной инстанции мотивированно согласился с данным решением.
Довод управления о пропуске администрацией установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока оспаривания бездействия управления, выраженного в непринятии решения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность спорного участка, правильно отклонен судом апелляционной инстанции как заявленный без учета того, что на момент рассмотрения дела в суде незаконное длящееся бездействие управления не устранено.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе управления, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу N А32-61587/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве правовосстановительной меры в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции возложил на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации посредством рассмотрения в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заявления администрации от 07.10.2021 N 2398/01 (в судебном акте ошибочно указана дата "29.10.2021") и принять одно из предусмотренных частью 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решений.
...
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2023 г. N Ф08-12408/23 по делу N А32-61587/2022