В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2022 N 38-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и о внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2021 года N 193-ПП" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного жилищного контроля (надзора) в 2023 году.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
И.о. председателя |
А. Макуашев |
Утвержден
приказом
Государственного комитета
Кабардино-Балкарской Республики
по тарифам и жилищному надзору
от 5 марта 2024 г. N 13-ОД
Доклад
об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного жилищного контроля (надзора) в 2023 году
Общие сведения об осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора)
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (далее - Комитет) осуществляет деятельность по региональному государственному жилищному контролю (надзору) в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)", постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2022 N 38-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и о внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2021 года N 193-ПП", Положением о Государственном комитете Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2019 N 204-ПП.
Объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:
- товариществ собственников жилья;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- ресурсоснабжающих организаций;
- региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- специализированных организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
- организаций, осуществляющих деятельность по проверке состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, их очистке и ремонту;
- организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Объектом государственного жилищного надзора не являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Учет объектов государственного жилищного надзора осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного жилищного надзора, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований:
- требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
- требований к формированию фондов капитального ремонта;
- требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
- правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
- правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
- требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
- требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
- требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
- требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов.
По состоянию на 31 декабря 2023 года количество контролируемых лиц (юридических лиц) - 194.
Статистические данные о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях, носящих как плановый, так и внеплановый характер
В 2023 году Комитетом рассмотрено 609 обращений граждан и юридических лиц.
В рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) плановые проверки не проводились.
Проведено 89 контрольных (надзорных) мероприятий за 2023 год.
Выдано 15 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Информация о проведенных профилактических мероприятиях
Комитетом проводилась работа по предупреждению и профилактике нарушений обязательных требований, учитывая Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который предусматривает приоритет профилактики с учетом ограничений согласно постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
В целях профилактики нарушений обязательных требований проведены следующие мероприятия:
информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством размещения на официальном сайте Комитета в сети "Интернет":
- утвержденных проверочных листов;
- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программы профилактики рисков причинения вреда и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемых лиц;
- текста нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
- сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
- перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- доклада о государственном контроле (надзоре);
- иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Размещена информация по актуальным вопросам жилищного законодательства в СМИ. Всего в 2023 году подготовлены 161 публикация, 28 пресс-релизов. На официальном сайте Комитета, а также страницах в социальных сетях велась постоянная работа по размещению информации для организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающих организаций в части разъяснения изменений действующего законодательства.
В целях консультирования проводилась разъяснительная работа в средствах массовой информации и иными способами.
Обеспечивалось регулярное обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора).
Выдано 285 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проведено 6 обязательных профилактических визитов.
Анализ выявленных и возможных причин и условия совершения нарушений
Основными причинами выявленных нарушений являются:
в части содержания общего имущества:
- несвоевременное проведение и низкое качество текущего ремонта;
- безответственное, вандальное отношение самих собственников к общему имуществу;
- большая изношенность кровельного покрытия, инженерных сетей;
- невозможность устранить нарушения посредством проведения текущего ремонта, необходимость проведения капитального ремонта;
- низкая квалификация работников организаций;
- низкая собираемость платежей;
в части начисления платы за жилищно-коммунальные услуги:
- неактуализация сведений, применяемых при определении платы за жилищно-коммунальные услуги;
- неверное толкование и неотслеживание изменений нормативных правовых актов подконтрольными субъектами;
отсутствие взаимодействия с источниками информации (у контролируемых лиц отсутствуют данные о количестве проживающих лиц, площади помещений).
Рекомендации контролируемым лицам по проведению мероприятий, направленных на устранение причин совершения наиболее часто встречающихся нарушений
Перечень мероприятий, которые самостоятельно могут реализовать контролируемые лица:
- проведение мониторинга изменений нормативных правовых актов;
- осуществление взаимодействия с собственниками помещений, использование из других источников информации в целях проведения разъяснительной работы и сбора данных для начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
- проведение регулярной актуализации сведений, применяемых при определении платы за жилищно-коммунальные услуги, на постоянной основе;
- обеспечение качественного проведения периодических осмотров общего имущества;
- незамедлительное устранение выявленных в ходе осмотров нарушений, не допуская дальнейшего развития;
- повышение квалификации работников управляющих организаций;
- активизация претензионной работы в отношении должников.
Анализ процедур привлечения контролируемых лиц к административной ответственности и результатов рассмотрения дел
Должностные лица Комитета, осуществляющие региональный государственный жилищный контроль (надзор), вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23, статьями 7.23.2, 7.23.3, статьей 7.32.2, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, статьей 9.23, частями 1, 2 статьи 13.19.2, частью 1 статьи 19.4, частями 1, 24 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.11 КоАП РФ.
Председатель и заместитель председателя Комитета уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.55 КоАП РФ.
Должностные лица Комитета при составлении протоколов об административных правонарушениях обращают внимание на следующие основные моменты:
- на нарушения, указанные в обращении, на основании которого проводилось контрольное (надзорное) мероприятие, выявление фактов их наличия и причин их возникновения;
- на срок давности привлечения к административной ответственности;
- на обязанность и возможность выполнения обязательных требований жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, законодательства о газоснабжении Российской Федерации.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях обращается внимание на следующие основные моменты:
- на наличие признаков состава административного правонарушения;
- на наличие доказательств;
- на срок давности привлечения к административной ответственности;
- на наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
В 2023 году составлено 5 протоколов об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 19.4, ст. 7.23, ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ), вынесено 4 постановления о привлечении к административной ответственности.
Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке
Решения, вынесенные Комитетом в 2023 году, в судах не обжаловались.
Информация о выявленных устаревших, дублирующих, избыточных, малозначимых, неэффективных обязательных требованиях
1. Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме не конкретизированы либо устарели.
Отсутствует четкое разграничение, какие работы относятся к текущему ремонту, а какие к капитальному. Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" на сегодняшний день устарело, содержит формулировки, не соответствующие Жилищному кодексу Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" содержит общие формулировки, конкретные сроки устранения неисправностей, периодичности выполнения работ не установлены.
Требуется издание нового нормативного правового акта взамен постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 и постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, содержащего обязательные требования к содержанию жилищного фонда с конкретными сроками и периодичностью выполнения работ. За основу может быть взят "ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования".
2. Требование по предоставлению в орган государственного жилищного надзора реестров членов товарищества собственников жилья является излишним, т.к. реестр членов подлежит размещению в ГИС ЖКХ.
3. Требование предоставлять в орган государственного жилищного надзора устав ТСЖ, выписку из протокола об утверждении устава является излишним, т.к. устав и протокол подлежат размещению в ГИС ЖКХ.
4. Требование передавать техническую документацию и иную, связанную с управлением, документацию, при смене способа управления или смене управляющей организации подлежит корректировке с учетом того, что техническая документация необходима для управления домом. В целях исключения возможной утраты техдокументации и непередачи ее в случае смены управляющей организации или смены способа управления, представляется целесообразным предусмотреть обязательность ее ведения в электронном виде в ГИС ЖКХ, что исключит необходимость ее передачи и споры по непередаче документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору от 5 марта 2024 г. N 13-ОД "Об утверждении доклада об обобщении правоприменительной практики при осуществлении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору регионального государственного жилищного контроля (надзора) в 2023 году"
Вступает в силу с 5 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору (https://tarif.kbr.ru/) 6 марта 2024 г.