Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
Постановление администрации
Советского района Республики Крым
от 2 февраля 2024 г. N 37
Порядок предоставления из бюджета муниципального образования Советский район Республики Крым субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение расходов, связанных с предоставлением компенсации по оплате жилых помещений, коммунальных услуг гражданам путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги
1. Общие положения о предоставлении субсидий
1.1. Настоящий Порядок предоставления из бюджета муниципального образования Советский район Республики Крым субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение расходов, связанных с предоставлением компенсации по оплате жилых помещений, коммунальных услуг гражданам путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 года N 1782 "Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий", с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральным законом от 09 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым", Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 39-ЗРК/2014 "О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым", Законом Республики Крым от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", постановлением Совета министров Республики Крым от 10 января 2023 года N 2 "О вопросах предоставления гражданам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 31 марта 2016 года N 119 "Об утверждении Порядка расходования и финансирования межбюджетных трансфертов на социальную защиту за счет субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований в Республике Крым и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 679", в рамках реализации мероприятий муниципальной программы "Социальная защита граждан Советского района Республики Крым" гарантирующими предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Советского района Республики Крым (далее - граждане) в рамках реализации мероприятий муниципальной программы "Социальная защита граждан Советского района Республики Крым", утвержденной постановлением администрации Советского района Республики Крым от 10 ноября 2017 года N 664 (с изменениями и дополнениями).
1.2. Порядок устанавливает механизм предоставления субсидий юридическим лицам из бюджета муниципального образования Советский район Республики Крым за счет средств субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований:
- на предоставление поддержки отдельных категорий граждан по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг;
- на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
1.3. Понятия, используемые для целей настоящего Порядка:
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам в целях возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Советский район Республики Крым, путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги.
МСП - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории муниципального образования Советский район Республики Крым.
1.4. Целью предоставления субсидии является возмещение получателям субсидии расходов, связанных с предоставлением компенсации по оплате жилых помещений, коммунальных услуг гражданам путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги.
1.5. Субсидия не предоставляется по результатам отбора. Право на получение субсидий предоставляется лицам, которым в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги (организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организациям коммунального комплекса (ресурсоснабжающим), многоотраслевым организациям жилищно-коммунального хозяйства, управляющим организациям, жилищным кооперативам, товариществам собственников жилья (недвижимости), органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, учреждениям, заключившим договора социального найма жилого помещения (далее - организации).
1.6. Главным распорядителем бюджетных средств является муниципальное казенное учреждение "Департамент труда и социальной защиты населения администрации Советского района Республики Крым" (далее - Департамент).
1.7. Получателем субсидии являются юридические лица, предоставляющие компенсации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории муниципального образования Советский район Республики Крым, которым в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги.
1.8. Способом предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат.
1.9. Источником финансирования расходов являются:
- субвенции бюджетам муниципальных районов на предоставление поддержки отдельных категорий граждан по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг
- субвенции бюджетам муниципальных районов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
2. Условия и порядок предоставления субсидии
2.1. Получатель субсидии должен соответствовать по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, следующим требованиям:
- получатель субсидии не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорные компании), а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ;
- получатель субсидии не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- получатель субсидии не находится в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;
- получатель субсидии не получает средства из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов на цели, установленные правовым актом;
- получатель субсидии (участник отбора) не является иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
- у получателя субсидии на едином налоговом счете отсутствует или не превышает размер, определенный пунктом 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- у получателя субсидии отсутствуют просроченная задолженность по возврату в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет), из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, иных субсидий, бюджетных инвестиций, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (за исключением случаев, установленных соответственно высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией);
- получатель субсидии, являющийся юридическим лицом, не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся получателем субсидии (участником отбора), другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии (участника отбора) не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатель субсидии (участник отбора), являющийся индивидуальным предпринимателем, не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязательным условием предоставления субсидии получателю субсидии, в соответствии с требованиями п. п. 1. ч. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. В ч. 5 ст. 78 пп.1 отсутствует
2.2. Для предоставления субсидии организация представляет в Департамент следующие документы:
Текст приводится в соответствии с источником
- заявление о предоставлении субсидии за подписью руководителя (иного уполномоченного лица) по форме, согласно приложения к настоящему Порядку;
- справку территориального органа Федеральной налоговой службы, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, подтверждающую отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- справку (иной документ) органа Федеральной налоговой службы, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, подтверждающую, что получатели субсидий не находятся в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
- заверенные в установленном порядке копии учредительных документов;
- заверенные в установленном порядке копии свидетельств Федеральной налоговой службы о регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
- лист записи единого государственного реестра юридического лица;
- справку банка о расчетном счете получателя субсидии;
- сведения об ОКПО юридического лица;
- копию приказа о назначении руководителя юридического лица;
- копию лицензии на осуществление вида деятельности (в случае необходимости);
- приказ по предприятию о принятии на учет многоквартирных домов и оказание услуг по выполнению работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (при необходимости);
- информация о тарифах (стоимости содержания и ремонта многоквартирного дома), утвержденных в соответствии с действующим законодательством;
- копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (при необходимости);
- копию решения органа местного самоуправления об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом (при необходимости);
2.3. Днем обращения за возмещением получателям субсидии расходов, связанных с предоставлением компенсации по оплате жилых помещений, коммунальных услуг гражданам путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги, считается день приёма Департаментом от получателя субсидии заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии со всеми необходимыми документами, указанных в пункте 2.2. настоящего Порядка
2.4. Срок рассмотрения документов, представленных получателем субсидии, в соответствии с пунктом 2.2. настоящего Порядка - 5 рабочих дней с момента приема Департаментом заявления со всеми необходимыми документами.
2.5. Результатом рассмотрения документов является принятие Департаментом одного из следующих решений:
- о заключении соглашения о предоставлении субсидии;
- об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии.
2.6. Основаниями для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии являются:
- несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным пунктом 2.1. пунктом 2.2. настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
- установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации.
2.7. Департамент не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии или о заключении соглашения о предоставлении субсидии направляет юридическому лицу уведомление об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии с указанием причин отказа, а в случае положительного решения - проект соглашения о предоставлении субсидии.
2.8. В случае отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии по основаниям, указанным в пункте 2.6. настоящего Порядка, юридическое лицо имеет право на повторное обращение за предоставлением субсидии после устранения оснований, послуживших причиной отказа.
2.9. Субсидии предоставляются и расходуются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Департаментом и получателем субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной финансовым управлением администрации Советского района Республики Крым.
В соглашении о предоставлении субсидии, заключаемом между Департаментом и получателями субсидии должны быть определены:
1) предмет соглашения;
2) объем и цели предоставления субсидии;
3) источник предоставления субсидии;
4) права и обязанности сторон;
5) сроки (периодичность) перечисления субсидии;
6) перечень документов, необходимых для предоставления субсидии;
7) ответственность сторон;
8) основания и условия изменения объема субсидий;
9) согласие получателя субсидии на проведение проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии;
10) сроки действия соглашения;
11) юридические адреса и платежные реквизиты сторон;
2.10. Соглашение о предоставлении субсидии заключается после принятия решения Советского районного совета Республики Крым о бюджете муниципального образования Советский район Республики Крым на очередной финансовый год. Соглашение о предоставлении субсидии заключается не более чем на один финансовый год и действительно до 31 декабря текущего года.
2.11. Размер субсидии на текущий финансовый год определяется в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования Советский район Республики Крым на эти цели, на соответствующий финансовый год исходя из фактического объема средств на возмещение расходов, связанных с предоставлением компенсации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Советский район Республики Крым.
2.12. Субсидия предоставляется получателям субсидии за фактически предоставленные отдельным категориям граждан компенсации по оплате жилого помещения, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Советский район Республики Крым.
2.13. Получатель субсидии осуществляет расчет средств, подлежащих компенсации за предоставленные отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования Советский район Республики Крым.
2.14. Порядок расчета размера субсидии:
2.14.1. Расчет средств для получения субсидий осуществляется получателями субсидий, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 10 января 2023 года N 2 "О вопросах предоставления гражданам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 31 марта 2016 N 119 "Об утверждении Порядка расходования и финансирования межбюджетных трансфертов на социальную защиту за счет субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований в Республике Крым и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 679".
2.14.2. Ежемесячно в сроки, определенные постановлением Совета министров Республики Крым от 10 января 2023 года N 2 "О вопросах предоставления гражданам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым", Департамент передает на электронных носителях получателям субсидии реестры отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым (если последний день срока передачи реестра приходится на выходной, нерабочий (в т.ч. праздничный) день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день).
2.14.3. Департамент обязан включать в реестр для возмещения расходов вновь обратившихся граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет.
2.14.4. Получатели субсидии ежемесячно в сроки, определенные постановлением Совета министров Республики Крым от 10 января 2023 года N 2 "О вопросах предоставления гражданам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым" возвращают в органы труда и социальной защиты населения предусмотренные пунктом 2.14.2. настоящего Порядка реестры на электронных носителях с указанием стоимости фактически предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг по каждому получателю.
2.14.5. Департамент ежемесячно в сроки, определенные постановлением Совета министров Республики Крым от 10 января 2023 года N 2 "О вопросах предоставления гражданам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым" после получения реестров согласно пункту 2.14.4. настоящего Порядка осуществляют сверку предоставленных организациями реестров граждан, которым предоставлены скидки на оплату за жилое помещение и коммунальных услуг.
2.14.6. По итогам сверки составляется акт выполненных работ (оказанных услуг) (в 2 экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных МСП на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и сумму, подлежащую компенсации в соответствии с установленными тарифами на услуги.
2.14.7. С целью подтверждения денежных обязательств ежемесячно составляются акты сверки, в которых обобщаются акты выполненных работ и платёжные документы.
Акт сверки подписывается начальником Департамента или его заместителем, заведующим сектором бухгалтерского учета и отчетности Департамента, Получателем субсидии, в лице руководителя и главного бухгалтера (при наличии), и заверяются печатью с обеих сторон.
2.14.8. Реестры, передаваемые на электронных носителях, и акты выполненных работ (оказанных услуг) служат документами первичного учета для контроля за расходованием бюджетных средств и подлежат хранению в Департаменте в течение пяти лет, а в случаях возникновения споров - до их разрешения.
2.15. Перечисление субсидии получателю субсидии производится Департаментом производится в соответствии с установленной компетенцией в пределах бюджетных средств, предусмотренных на эти цели.
2.16. Перечисление средств получателю субсидии осуществляется на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
2.17. Предоставление субсидии в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующему категориям и (или) критериям отбора, указанным в пункте 1.5. настоящего документа, в случае невозможности ее предоставления в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 1.7. настоящего документа, производится без повторного прохождения проверки на соответствие указанным категориям и (или) критериям отбора (при необходимости).
2.18. Информация о субсидиях, планируемых к предоставлению из бюджета муниципального образования Советский район Республики Крым размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Требования к отчетности
3.1. Сроки и формы предоставления получателями субсидии отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, устанавливаются в соглашении.
3.2. Департамент ежемесячно, не позднее 10 дней по истечению отчетного периода, предоставляет в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (далее - Министерство) отчет об использовании средств субвенции.
3.3. Бюджетный (бухгалтерский) учет поступления и расходования субсидии осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение
4.1. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет проверку соблюдения Получателями субсидий п. 1.4., п. 2.1. порядка предоставления субсидий получателями субсидий.
4.2. Уполномоченный орган муниципального финансового контроля - отдел муниципального контроля администрации Советского района Республики Крым осуществляет проверку соблюдения условий и порядка предоставления субсидий получателями субсидий.
4.3. Получатели субсидий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым: за нарушение условий и порядка предоставления субсидий; за достоверность информации об объеме и правильность расчетов сумм компенсации; за нецелевое использование субсидии.
4.4. В случае нарушения получателем субсидии порядка и условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок главного распорядителя бюджетных средств и уполномоченным органом муниципального финансового контроля, в случае выявления фактов искажения получателем субсидии данных перечисление денежных средств приостанавливается до определения истинных объемов потребности в средствах, подлежащих возмещению. Излишне перечисленные организации бюджетные средства подлежат возврату на расчетный счет Департамента.
4.5. В случае отказа от добровольного возврата на расчетный счет Департамента субсидия подлежит взысканию в судебном порядке.
Первый заместитель главы администрации |
В.В. Орехова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.