Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ж.С.И.,
при секретаре П.А.В.,
с участием прокурора З.Е.А.,
административного истца Е.М.И.,
представителя административного ответчика Первоуральской городской Думы Б.О.А.,
представителя заинтересованных лиц администрации городского округа Первоуральск, Главы городского округа Первоуральска Т.Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Е.М.И. о признании не действующим в части решения Первоуральской городской Думы от 26 января 2023 года N 54 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома" (в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30 марта 2023 года N 74), установил:
Решением Первоуральской городской Думы от 26 января 2023 N 54 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома" (далее - Решение от 26 января 2023 года N 54, оспариваемый нормативный правовой акт), вступившим в силу с 1 июля 2023 года, установлены размеры платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Решение от 26 января 2023 года N 54 опубликовано в "Вестнике Первоуральской городской Думы" N 1 (129) от 30 января 2023 года и размещено на официальном сайте Первоуральской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.prvduma.ru).
В Приложении 1 к Решению от 26 января 2023 года N 54 установлен, среди прочих (в зависимости от категории домов по степени благоустройства) размер платы в отношении многоквартирных домов с централизованным теплоснабжением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, газифицированных в размере 21,89 руб./м2 с НДС в месяц.
В соответствии с изменениями, внесенными Решением Первоуральской городской Думы от 30 марта 2023 года N 74 "О внесении изменений в Решение Первоуральской городской Думы от 26 января 2023 года N 54 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома" (далее - Решение от 30 марта 2023 года N 74) срок вступления в силу Решения от 26 января 2023 года N 54 перенесен на 1 апреля 2023 года.
Решение от 30 марта 2023 года N 74 опубликовано в "Вестнике Первоуральской городской Думы" N 4 (132) от 31 марта 2023 года и размещено на официальном сайте Первоуральской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.prvduma.ru).
Е.М.И., проживающий на территории городского округа Первоуральск, обратился в суд с административным иском, в котором просит признать не действующей строку таблицы приложения N 1 к Решению от 26 января 2023 года N 54 (в редакции Решения от 30 марта 2023 года N 74) в отношении следующей категории домов: многоквартирные дома с централизованным теплоснабжением, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, газифицированных в размере 21,89 руб./м2 с НДС в месяц.
В обоснование требований административным истцом указано на то, что оспариваемый им тариф необоснованно завышен, не имеет экономического обоснования.
Определениями суда от 21 июня 2023 года, от 15 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены администрация городского округа Первоуральск, Глава городского округа Первоуральск.
В судебном заседании административный истец доводы административного иска и письменных пояснений (т. 3 л.д. 35-37) поддержал, просил заявленные требования удовлетворить, назначить по делу финансово-экономическую экспертизу для проверки правильности расчета оспариваемого тарифа.
Представители административных ответчиков Первоуральской городской Думы Б.О.А., заинтересованных лиц администрации городского округа Первоуральск, Главы городского округа Первоуральска Т.Л.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поддержали доводы письменных возражений на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 26-29, т. 3 л.д. 40-41, 56-59, 64), ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий и компетенции, в надлежащей форме, в установленном порядке опубликован, в оспариваемой части не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, при этом утвержденный оспариваемым решением тариф является экономически обоснованным.
Представитель Первоуральской городской Думы Б.О.А. также полагала, что административным истцом не представлено доказательств применения к нему оспариваемого муниципального тарифа.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля (/ / ) 5 ..., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора З.Е.А., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Е.М.И. на праве собственности принадлежит квартира под <N>, расположенная в многоквартирном <адрес>.
С учетом степени благоустройства вышеуказанного многоквартирного дома, плата за содержание и ремонт начисляется административному истцу управляющей компанией ... из расчета ставки 21,89 руб./кв. м площади квартиры (т. 3 л.д. 39) на основании Решения от 26 января 2023 года N 54, что подтверждается ответом на судебный запрос (т. 3 л.д. 103-106).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Решение от 26 января 2023 года N 54 затрагивает интересы административного истца, как одного из субъектов отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ).
Правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги относятся к предмету регулирования жилищного законодательства (пункт 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положениями части 4 статьи 158 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления, в частности, отнесено установление размера платы за содержание жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера.
Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 79-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования город Первоуральск и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование город Первоуральск наделено статусом городского округа.
В соответствии с Уставом городского округа Первоуральск (далее - Устав), утвержденным решением Первоуральского городского Совета от 23 июня 2005 года N 94 Первоуральская городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа; состоит из 25 депутатов; осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов; заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее половины от избранного состава депутатов; порядок организации деятельности Думы определяется регламентом; правовые акты Думы принимаются в форме решений. К числу полномочий Думы относится установление размера платы за пользование жилым помещение (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о способе управления многоквартирным домом (статья 22, подпункт 18 пункта 3 статьи 23, статья 52 Устава).
Пунктом 3 статьи 36, статьей 24 Регламента Первоуральской городской Думы (утвержден решением Первоуральской городской Думы от 27 июля 2017 года N 665) предусмотрено, что решения Думы принимаются простым большинством голосов, открытым голосованием.
Глава городского округа как высшее должностное лицо муниципального образования подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Думой городского округа; вправе отклонять нормативные правовые акты, принятые Думой городского округа (статьи 28, 53 Устава).
Согласно решению Первоуральской городской Думы от 28 марта 2013 года N 37 "Об учреждении печатного средства массовой информации и официальном опубликовании правовых актов Первоуральской городской Думы" в качестве печатного средства массовой информации, осуществляющего официальное опубликование муниципальных правовых актов городского округа Первоуральск - определен "Вестник Первоуральской городской Думы".
Решение от 26 января 2023 года N 54 утверждено на заседании Первоуральской городской Думы при наличии необходимого кворума (присутствовало 23 депутата), в установленной форме, подписано председателем Думы городского округа и Главой городского округа, опубликовано в "Вестнике Первоуральской городской Думы" N 1 (129) от 30 января 2023 года и размещено на официальном сайте Первоуральской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.prvduma.ru).
Решение от 30 марта 2023 года N 74 утверждено на заседании Первоуральской городской Думы при наличии необходимого кворума (присутствовало 18 депутатов), в установленной форме, подписано председателем Думы городского округа и Главой городского округа, опубликовано в "Вестнике Первоуральской городской Думы" N 4 (132) от 31 марта 2023 года и размещено на официальном сайте Первоуральской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.prvduma.ru).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт, действующий на момент рассмотрения дела в редакции Решения от 30 марта 2023 года N 74, принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и опубликования.
Проверяя оспариваемые положения нормативного правового акта на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Частями 1 и 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Так, в соответствии с положениями части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления, в частности, отнесено установление размера платы за содержание жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера.
Плата за содержание жилого помещения входит в структуру платы за жилое помещение и включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 поименованного кодекса).
Относя к полномочиям органа местного самоуправление определение размера платы за содержание жилого помещения, федеральный законодатель конкретной методики определения данной платы не установил.
Вместе с тем, частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, что при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, в частности, утверждены Приказом Госстроя РФ от 28 декабря 2000 N 303 (далее - Методические рекомендации).
Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что оспариваемый размер платы определен с учетом указанных выше Методический рекомендаций через нормативную себестоимость, которая отражает нормативные затраты, сгруппированные по экономическим элементам и статьям калькуляции (пункт 2.1. Методических рекомендаций).
В пункте 2.1.3 раздела 2 Методических рекомендаций указывается, что полная нормативная себестоимость содержания и ремонта жилищного фонда определяется как сумма нормативных затрат на ремонт конструктивных элементов жилых зданий, ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий, создание ремонтного фонда, прочих прямых затрат, обще-эксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что приведенные выше положения Методических рекомендаций в достаточной степени учтены органом местного самоуправления при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
С целью расчета размера платы за содержание жилых помещений исходя из степени благоустройства домов, с учетом Методических рекомендаций и в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (далее - Минимальный перечень) для определения нормативных затрат сформированы следующие основные разделы:
1. Работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов;
2. Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, очистка дымоходов, обслуживание систем дымоудаления, лифт и мусоропровод в случае наличия);
3. Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме (работы по содержанию помещений; работы по содержанию придомовых территорий и мест накопления ТКО; работы по обеспечению пожарной безопасности; работы по обеспечению доступности для инвалидов; работы по устранению аварий);
4. Расходы по управлению многоквартирным домом.
Затраты складываются из следующих статей расходов (элементов): оплата труда рабочих; отчисления на страховые взносы; материалы; прочие расходы (услуги сторонних организаций, в случае их привлечения).
При проведении расчетов в соответствии с пунктом 2.1.2. Методических рекомендаций жилищный фонд рассматривался как единый объект недвижимости, данные по жилфонду (количество домов, их общая площадь, площадь мест общего пользования и иные характеристики) получены из системы ГИС ЖКХ, формы статистического наблюдения 1-жилфонд.
При определении расходов на оплату труда расчет нормативной численности произведен в соответствии с Приказом Госстроя Российской Федерации от 9 декабря 1999 года N 139 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда", тарифные коэффициенты рабочих определены с учетом Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных Приказом Госстроя России от 31 марта 1999 года N 81.
При расчете нормативной численности рабочих в соответствии с Методическими рекомендациями (раздел 3.1.) учитывались нормативные характеристики жилищного фонда, в частности такие как: тип жилого дома (материал конструктивных элементов - камень, кирпич; панели и блок; дерево и иные материалы), физический износ зданий жилфонда и их этажность.
По статье "материалы" учитывались нормы расходы, утвержденные для муниципального жилищного фонда Распоряжением УЖКХ и строительства городского округа Первоуральск от 4 марта 2014 года N 10-1/у, принятые на основании Приказа Госстроя Российской Федерации от 22 августа 2000 года N 191 "Об утверждении рекомендаций по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда", стоимость необходимых материалов определялась путем мониторинга (в период времени с 15 по 21 декабря 2022 года) сайтов строительных магазинов в сети Интернет. При этом в материалы дела представлены первичные документы (т. 2 л.д. 1-61), на основании которых была получена указанная информация, позволяющие определить дату, на основании которую действовали цены, полученные путем анализа и мониторинга.
Расчет стоимости работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме произведен с учетом нормативов на обслуживаемую площадь, с учетом установленной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" периодичности проводимых работ.
Из материалов дела также следует, что до принятия оспариваемого нормативного правового акта органом местного самоуправления запрашивались сведения у управляющих организаций о величине расходов на работы, выполняемые специализированными организациями в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме на основании договоров с управляющими организациями; на содержание и обслуживание лифтового хозяйства, действующих мусоропроводов с приложением обосновывающих документов.
Полученные от управляющих организаций сведения и затраты, которые несут управляющие (обслуживающие) организации на выполнение указанных выше работ учитывались при определении расчета платы.
Таким образом, расчет платы за содержание жилья произведен методом экономически обоснованных расходов, при этом нормативная себестоимость тарифов рассчитывалась с учетом дифференциации (категории) домов по степени их благоустройства и наличия (отсутствия) инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества (лифт, мусоропровод, газификация и др.), поэтому для разных категорий домов установлен различный размер платы. Согласно указанных выше критериев, плата за содержание установлена в размере от 6,95 руб. до 29,43 руб. за 1 кв. м.
Представленные в материалы дела финансово-экономическое обоснование с приложением расчетов оспариваемого тарифа, содержащиеся в расчетах сведения о затратах не являются произвольными, проверялись судом при рассмотрении административного дела.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве свидетеля была допрошена ... (/ / ) 5, в должностные обязанности которой входит, в том числе проверка расчета платы на регулируемые виды услуг, которая после предупреждения об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, подробно объяснила алгоритм совершаемых операций, обосновав математически получаемый результат в размере 21,89 руб./м2, пояснила об источниках информации, используемой при производстве его расчета.
Доводы административного истца о том, что при определении размера платы административным ответчиком не были учтены расходы на конкретные виды работ, установленные пунктами 15, 17, 23, 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, суд находит несостоятельными, поскольку действующее законодательство не содержит таких императивных норм.
Не конкретизированы административным истцом и его утверждения о том, какие конкретно материалы не были учтены при расчете размера платы.
При этом Методическими рекомендациями (раздел 3.2) установлено, что при определении затрат на содержание и ремонт жилищного фонда следует проводить анализ состава основных работ по текущему ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда с учетом наиболее характерных групп работ, которые по своей значимости с точки зрения надежности работы конструкций и инженерных систем дома, а также полноты выполнения всего комплекса работ (стандарт эксплуатации жилищного фонда), что и было сделано органом местного самоуправления в рассматриваемом деле.
Так, из содержания представленного расчета и финансово-экономического обоснования следует, что при принятии Решения от 26 января 2023 года N 54 учтены все характерные группы работ, значимые с точки зрения надежности конструкций и инженерных систем домов, а также полноты выполнения всего комплекса работ, обеспечивающих безопасность и нормальное жизнеобеспечение домов.
Заявленное административным истцом ходатайство о назначении финансово-экономической экспертизы рассмотрено судом и оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Вопрос о назначении экспертизы либо об отказе в ее назначении разрешается судом в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела и имеющейся совокупности доказательств.
Проанализировав представленные в материалы дела письменные доказательства, оценив их в совокупности с показаниями свидетеля (/ / ) 5 по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу об их достаточности для разрешения заявленных требований.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного искового заявления Е.М.И. у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Е.М.И. о признании не действующим в части решения Первоуральской городской Думы от 26 января 2023 года N 54 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома" (в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30 марта 2023 года N 74) - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья |
Жейнова С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 11 октября 2023 г. N 3а-545/2023 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Решения Первоуральской городской Думы от 26.01.2023 N 54 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома"
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)